Фрагмент для ознакомления
2
молодого поколения, придавал Г. С. Сковорода. В своих притчах, баснях, письмах он говорил о природосоответствие воспитания и советовал обращаться к родному слову, народного творчества, ибо «правильное воспитание заключается в природе самого народа» .
Особое место в научно-педагогическом наследии К. Д. Ушинского занимала народная педагогика, где он писал о важности в учебно-воспитательном процессе памятников народной культуры: «воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» . Именно с детства закладываются основы духовности, которая развивается на протяжении всей жизни. Духовность - это категория, которая раскрывает человека, как существо, которое глубоко укоренено в культуру, является гуманным, нравственным, с широкими познавательными интересами. Духовность не существует вне национального сознания. Духовность - понятие синтетическое, обобщающее и всеобъемлющее, оно включает такие понятия, как духовная культура, духовные потребности, духовные интересы, духовная жизнь. Духовность проявляется в богатстве внутреннего мира личности, ее эрудиции, развитых интеллектуальных и эмоциональных запросах. Философы утверждают, что «духовность - это качественная характеристика сознания человека, что отражает господствующий тип ценностей». Духовность также не дается ребенку в готовом виде, то есть она не может быть лишь просвещением или простым запоминанием идейных и нравственных норм, смысловых ориентаций. Каждый ученик, постепенно усваивая идеи, ценностные ориентации, эмоционально-эстетические достояние народа сам эмоционально усваивает определенные компоненты духовности, вырабатывает свое отношение к ним, реализуя в практической деятельности.
Используя сокровища народной педагогики, ее заповеди, преподаватели, воспитатели, должны находить различные средства, чтобы заинтересовать, побудить учащуюся молодежь к труду, пробудить их любознательность, воспитывая любовь и уважение к родному языку, как першоелементу народности, живого организма общения, основы национального выражения, единой сокровищнице духовных ценностей, ведь через язык народ генерирует национальный дух, характер, психологию, традиционную семейно-бытовую культуру, образ жизни.
Отечественная педагогика - это не только наука, но и искусство, которое исповедует идеи народности, гуманизма, национального воспитания, гармоничного развития личности, доступности образования, всестороннего внимания и уважения к детям, подготовки молодого поколения к жизни.
Основную цель воспитания народная педагогика видит в том, чтобы научить каждого быть человеком. Даже знания без человечности ничего не стоят. «Знание без человечности - это меч в руках безумца», - говорят в народе.
Человек, не знавший истории своего рода считался безродным. Уважение и любовь к своему роду, родной земле, национальным обычаям и традициям начиналась с ценения письменных памятников, преданий, предметов быта, семейных реликвий и других материалов о жизни предков.
Знание своей родословной по отцовской линии и по материнской, своего генетического корни - признак цивилизованного человека.
Одной из характерных черт народной педагогики было уважительное отношение к женщине матери, женщине-труженице. Мать - символ жизни тепла и всепобеждающей любви! По народной морали, обидеть мать или отца считалось большим преступлением.
За народными взглядами, трудолюбие – это важное мерило достоинства человека, его положение в обществе и семьи. Отношение к труду широко отражено в пословицах и поговорках, в которых заложены идеалы народа, его морально-этические нормы; воспет в народных песнях. Народ очень ценил честь трудового человека и осуждал попрание этики и морали; ценил и ценит рыцарскую честь, готовность отдать свою жизнь за Родину. Любовь к родному Отечеству, патриотизм - определяющие черты настоящего человека .
Таким образом, каждый педагог имеет широкие возможности для создания собственной системы работы, методической концепции на основе ленинских идей и средств. Настоящее педагогическое творчество невозможно без использования в повседневной деятельности сокровищ народного творчества, его традиций.
Возрождение народной педагогики, воспитания на основе народной педагогики и ее отдельных звеньев, отечественных педагогических достижений, идей основывается на педагогических традициях народа, которые вырабатывались на протяжении всей истории развития народа. Возрождаем не только для того, чтобы восстановить лучшие достижения прошлого, но и для того, чтобы воодушевить ее современным научным содержанием, которое и до сих пор не теряет своего значения.
1.3 Роль и место народных традиций в воспитании младшего школьника
Каждый народ имеет свою систему национального воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованы у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всего, какой он есть со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...» .
Основной целью национального воспитания на современном этапе является передача воспитанникам социального опыта, наследования ими духовного достояния народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирования независимо от национальной принадлежности личностных черт гражданина государства, духовности, трудовой, нравственной, умственной, эстетической, правовой, физической и экологической культуры.
Естественно, что национальное воспитание в системе образования осуществляется с учетом познавательных возможностей и психологически-возрастных особенностей учащихся конкретного класса. Особое место в этом процессе принадлежит учащимся начального уровня образования - 1-4 классов. Объясняется это особенностями психологии детей, приметой которых является способность охотно познавать окружающий мир, новые знания, воспринимать нормы поведения, производить собственное мировосприятие и мировоззрение. Именно поэтому основы национального воспитания в значительной мере закладываются в этот период жизни и обучения. Демократизация и гуманизация современной школы обусловливает актуальность рационального Возрождения в человеке национального сознания, духовного единства поколений, культуры родного народа.
В семье закладываются устои патриотизма и чувства национальной принадлежности. Поэтому считаю, что эффективность моей работы в этом направлении связана тесным контактом с родителями. Можно проводить праздники «День семьи», где родители вместе с детьми, принимают участие в воспитательных мероприятиях. Праздник «Родной дом». Цель этого праздника - привитие любви к родному краю, родительскому дому. На основе стихов поэтов воспитывать любовь к родному языку, к культуре родного края, знакомить с обычаями русского народа, оберегами. Была проведена выставка рисунков: «Родительский дом глазами детей». В этом мероприятии могут родители принимать активное участие: детям сшить русские костюмы, с удовольствием вместе с детьми пели русские народные песни. В этом мероприятии использовать пословицы и поговорки о доме: «Свой дом – своя правда, и сила, и воля», «Своя хижина лучше чужих дворцов», «Где мир и лад, там есть в доме благодать». Реализация путей, методов и форм организации деятельности школьников способствует созданию во время народоведческой работы новой воспитательной ситуации, что интенсифицирует развитие нравственно целостной гуманной личности. В воспитательной работе с народоведения создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности ученика, обеспечивает формирование системы ценностей у школьников .
Важным традиционным средством национально патриотического воспитания является изучение символики нашего народа. Знакомство с народными и государственными символами происходит в первом классе, которое постоянно углубляется в ходе проведения воспитательных часов и утренников («Национальные символы России», «Наша Родина», «Хлеб – символ народного добра»).
Большие возможности для национального воспитания учащихся дает книга. Став читателем, ученик становится также обладателем богатейшего клада мыслей, чувств, нравственных понятий, эстетических представлений. «Чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни, необходимо ввести его в мир книг» - рекомендовал, анализируя свой профессиональный и жизненный опыт В. А. Сухомлинский, - поскольку школа станет настоящим центром культуры только тогда, когда в ней будут господствовать четыре культуры: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова» .
Учитывая возраст учеников нужно придавать большое значение игре. Большую ценность для национального воспитания, воспитания патриотических чувств у детей младшего возраста имеет сюжетно-ролевая игра, которая выражает связь ребенка с обществом. В процессе игры возникает потребность в самостоятельном действии, отражении окружающего, в эмоциональных переживаниях.
Особое значение игры заключается в том, что она способствует воспитанию у младших школьников личного отношения к явлениям общественной жизни. Психологи считают, что игра – это школа моральных оценок и чувств.
С целью развития чувств любви и уважения, бережного отношения к родным проводились такие игры: «ласковые слова родным», «как поднять настроение маме», «мое словечко лежит недалеко».
Знакомя детей с историей украинской семьи, ее жизнью, судьбой народа я использовала в воспитательном процессе народные игры. Среди них много подвижных, которые сочетаются с элементами соревнования. Некоторые игры сопровождались своеобразными поэтическими и