Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: в современном обществе творческая личность становится наиболее востребованной на всех уровнях жизнедеятельности. Развитое творческое воображение дает человеку возможность развиваться, быть незаменимым. Изучению творческого воображения уделяется большое внимание с раннего возраста, психологи и педагоги разрабатывают программу развития творческого воображения у детей, но мало внимания уделяется юношескому возрасту, а в отечественной и зарубежной литературе этот вопрос недостаточно освещен.
Студенческий возраст - это последний, так сказать, этап вхождения индивида во взрослую жизнь, закрепления его формирующегося «я», обусловленный актуальностью данного исследования, важностью высшего образования, использованием лекционного образования для развития или раскрытия творческого воображения.
Глава 1 Теоретические основы изучения творческого воображения у студентов
1.1. Значение понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе
Творческий человек способен эффективно решать жизненные проблемы, планировать будущие цели, обеспечивая тем самым большую свободу выбора, поступков, поступков для себя и для других. Это позволяет ему эффективно строить свою деятельность в развивающемся обществе. Поэтому творческий аспект человеческой деятельности является важным условием формирования активной жизненной позиции.
Проблема воображения, особенно творческого воображения, была изучена Сократом. Он определил понятие воображения как неотделимую часть искусства, и искусство как бы подражает космосу или деятельности людей и животных [23, с. 98].
Платон и Аристотель впервые представили эту проблему как научную, раскрыли суть и основные черты. Платон описывает воображение как смесь смысла и мнения. Согласно Аристотелю, «воображение есть конкретная деятельность, конкретный продукт, являющийся познавательными образами окружающей действительности» [23, с. 55].
Воображение не есть сама реальность, но в то же время оно не может существовать без самой реальности, без окружающей среды, которая ее питает. И в то же время воображение определяет программу, жизнедеятельность человека, оно порождает замысел. Как считал К. Маркс, даже самый плохой архитектор от лучшей пчелы отличается с самого начала тем, что, прежде чем построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове. То есть, приступая к работе, человек «видит» целью своей деятельности свой будущий результат, который в начале человеческой деятельности был в его представлении, то есть в идеале.
Воображение порождает «образ» того, что будет создано только в процессе творческой работы [12, с. 312]. Отечественные и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают суть понятия «воображение» и «творческое воображение».
Л. Н. Коган, А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение - это психологическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных представлений и ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком непосредственно» [6, с. 39].
Интересно, что Дж. Пиаже рассматривал воображение как «временную стадию искаженного мышления, и потому воображение искажает представления ребенка о реальности, не давая ему взамен ничего нового, а лишь искажая образ самой действительности « [23, с. 125].
Ю. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразное отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей на основе существующих идей. Через воображение он понимал ««способ овладения человеком в области возможного будущего, придавая его деятельности объективный и конструктивный характер» [12, с. 317].
Л. С. Выготский отмечает, что « воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые были накоплены ранее, а строит новые серии ранее накопленных впечатлений. Иными словами, введение нового в самый ход наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности новый образ, которого прежде не существовало, составляет, как известно, самую основу деятельности, которую мы называем воображением « [5, с. 88].
Согласно Л. С. Рубинштейну, главный смысл воображения состоит в том, что без него любой человеческий труд был бы невозможен, так как невозможно работать, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не было бы возможного прогресса в науке, технике или искусстве. По его словам, «воображение связано с нашей способностью и потребностью создавать новые вещи. В то же время воображение - это отход от прошлого, от опыта, от его трансформации, это трансформация настоящего, осуществляемая в образной форме» [26, с. 318].
Л. С. Коршунова считает, что с помощью воображения человек отображает реальную действительность, но в других необычных, часто неожиданных сочинениях и отношениях. Воображение преображает реальность и создает на этой основе новые образы.
Е. И. Игнатьев рассматривает основные особенности процесса, воображения, отмечая, что «в практической практике деятельность заключается в преобразовании и обработке данных восприятия и других материалов прошлого опыта, что дает новое представление» [12, с. 136].
1.2. Студенческий возраст и его психологические особенности
Одной из основных задач является изучение особенностей студенческого возраста. По мнению Б. Г. Ананьева, этот возрастной период будет определяться как конец подросткового возраста или начало взрослой жизни (18-25 лет), которая является чувственным периодом развития основных социогенных потенций человека [1].
Время учебы в Университете совпадает с первым периодом зрелости, характеризующимся сложностью формирования личностных черт.
Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Во время обучения в Высшей школе при наличии благоприятных условий у студентов развиваются все уровни психики. Они образуют склад мышления, характеризующий профессиональную ориентацию индивида.
Для успешного обучения в Высшей школе необходим достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровень владения определенным кругом логических операций.
И.А. Зимняя выделяет следующие особенности возраста студентов, которые отличают его от других групп населения:
- высокий уровень образования;
- высокая когнитивная мотивация;
- высшая социальная деятельность
- гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [9].
Основная деятельность в студенческом возрасте-образовательная и профессиональная. Студенты, как правило, объединяют молодых людей, занимающихся одним видом деятельности-специальным образованием, имеющих общие цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым уровнем образования, продолжительность жизни которых ограничена во времени (в среднем 5 лет).
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования творческого воображения у студентов в процессе лекционного преподавания
2.1. Диагностика уровня творческого воображения у студентов
Для изучения творческого воображения студенты используют наблюдательный экзамен (проективные методы, методы экзамена).
Наблюдение - один из наиболее значимых эмпирических методов психологического исследования, предполагающий целенаправленное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью их изучения. Проводится в естественных и специально организованных условиях.
При изучении творческого воображения с помощью метода наблюдения обращают внимание на поведение учащихся в естественных условиях учебного заведения в привычной для них обстановке и особенно в неорганизованной, критической или расстраивающей ситуации.
Изучение творческого состояния студентов было разделено на этапы:
Шаг 1-подготовительный.
На этом этапе сформировался комплекс психодиагностических методов, их валидация. Контакт с испытуемыми был установлен.
Шаг 2-диагностика.
Изучение проявлений творческого воображения у студентов Университета.
2.2. Психодиагностическое заключение о состоянии творческого воображения у студентов
Чтобы определить уровень творческого воображения студентов, мы провели следующие методы и проанализировали их производительность:
1. «Метод исследования творческого воображения», автор Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. Протоколы представлены в таблице 1 (Приложение А).
Результаты методики показали, что в группе есть два ученика (Дима Н., Руслан Р., Родион П.), у которых высокий уровень развития творческого воображения. Ребята в предложении использовали все три слова в остроумном и оригинальном сочетании.
В группе из 45% (9 респондентов) со средним уровнем творческого воображения, то есть данные три слова используются в менее нужной, но логически допустимой комбинации.
2. Методика «Исследование продуктивности воображения». Результаты по данной методике представлены в протоколе на рисунке 2 и в таблице 2 (Приложение Б).
Анализируя данные метода «исследование продуктивности воображения», можно сказать следующее: в группе из 15% (3 человека) имеют высокий уровень продуктивности воображения, именно учащиеся демонстрируют активность ассоциативного процесса представления, являющегося связующим звеном между материалом внешней стимуляции и психологическими образами этого». А у респондента очень высокий уровень продуктивного воображения.
3. Метод «исследование индивидуальных особенностей воображения». Цель методики: определение уровня сложности воображения, степени фиксации представлений, гибкости или жесткости воображения и степени стереотипа или оригинальности (таблица 3 (Приложение В) и рисунок 3).
2.3. Методические рекомендации по формированию творческого воображения у студентов в процессе лекционного преподавания
Как мы уже знаем, основная функция конференции информационная, мотивационная, приблизительная, воспитательная – реализуются в изложении систем знаний, в познавательном плане формирование интереса к предметному содержанию профессиональной подготовки и мотивации профессионального будущего педагога, обеспечение основы для дальнейшего обучения, формирования сознательного отношения к процессу обучения, подготовки, самостоятельной работы и полного овладения специальностью, в развитии интереса к учебным дисциплинам.
Продуктивная умственная деятельность, учебный и познавательный интерес у студентов формируются в результате реализации студентоцентрированной парадигмы обучения, разработки, внедрения интерактивных методов и форм их организации. Обычные формы воспитательной работы имеют несколько ограниченные возможности для активизации позиции студента. Напротив, чем разнообразнее роль ученика и его позиция в деятельности, тем больше развивается личность будущего специалиста, его умственная деятельность становится системной, формируется творческий и заинтересованный подход к учебно-познавательной деятельности, гибкость мышление и действие развито. Важность использования интерактивных методов обучения в учебном процессе заключается, в первую очередь, в повышении качества подготовки специалистов.
Сегодня сложно удивить и активировать все свои способности. На наш взгляд, будет интересно использовать интерактивные методы обучения в ходе лекционного обучения.
Слово «интерактивный» пришло к нам от английского слова «interact», «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный-означает способность взаимодействовать или находиться в разговоре, диалоге с кем-то (человеком) или с чем-то (например, с компьютером). Поэтому интерактивное обучение - это, прежде всего, интерактивное обучение, в ходе которого учитель и ученик взаимодействуют.
Цель метода интерактивного обучения - создание комфортных условий для наиболее активного включения ученика в лекционный урок.
Дать знания и навыки, а также создать основу для работы над решением проблем после завершения обучения.
Задачи интерактивных модулей:
- пробудить интерес студентов;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельное исследование студентами способов и вариантов решения учебной задачи;
- установить влияние среди учащихся, научиться работать в группах, проявлять толерантность со всех точек зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать их достоинство;
- формирование мнений и точек зрения студентов;
- развитие жизненных и профессиональных навыков;
- достичь уровня осознанного мастерства ученика.
Принципы работы в интерактивном классе:
- урок - это не урок, а общая работа;
- все участники одинаковы вне зависимости от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
- нет места прямой критике личности (критиковать можно только идею);
- все сказанное на уроке - это не руководство к действию, а информация для размышлений.
Интерактивные методы:
- Круглый стол (прения, прения).
- Brainstorm (Brainstorm, Brainstorm).
- Деловые и ролевые игры.
- Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ).
- Мастер-класс.
Алгоритм интерактивного урока:
1. Подготовка к курсу.
2. Авторизация:
Сообщите предмет и цель урока.
3-й корпус:
Характеристики основной части определяются выбранной формой интерактивного урока и включают:
3.1. Уточнение позиций участников;
3.2. Сегментация целевой группы и организация коммуникации между сегментами.
4. Выводы (мысли).
Примерный список вопросов для рассмотрения:
- Что вас больше всего впечатлило?
- Что помогло вам выполнить задание, а что помешало?
- Что вас удивило на уроке?
- Как вам удавалось принимать решения?
- учитывать мнение участников группы во время акции?
Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
- Может быть, вы снова сыграете в эту игру, чтобы изменить свою модель поведения?
Заключение
Первый раздел этой исследовательской работы посвящен психолого-педагогическому изучению творческого воображения, студенческому периоду и важности лекционного обучения для развития творческого воображения.
Исследованиями в области воображения, творческого воображения в разное время занимались: Л.Н. Коган, А.Г. Спиркин, Я.Л. Коломенский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейна, Л.С. Коршунова, Е.И. Игнатьев , Н.А. Шинкарева, А.А. Иванова, А. Осборн, Р.С. Немов и многие другие.
Согласно их исследованиям, воображение-это любая психологическая деятельность, способствующая созданию представлений и ситуаций, порой лишенных почвы и неэффективных.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Батурина Г. И., Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов. сред. PED. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина-М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 176 С.
2. Боровик О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. - М.: ООО « КГЛ «Рон», 2016. 112 с.
3. Вакулюк В. М., Семенова Н. Г. Использование мультимедийных технологий в лекционном курсе / В. М. Вакулюк / / современные научно-интенсивные технологии. – 2018. – № 2. – с. 95-97;
4. Введение в педагогической профессии. Курс лекций / научные редакторы Н. К. Сергеев и Е. И. Сахарчук. - Волгоград, 2018.
5. Выготский Л. С. Возрастная психология. / Л. С. Выготский. - М.: Прогресс, 2019.
6. Вагонов А. И. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. И.\. Смоленск, 2016. - 153 с.
7. Егоров В. В. Педагогика Высшей школы: Учебник / В. В. Егоров. - Новосибирск: сафбд, 2018. - 260 С.
8. Жиляев А. А. Психологические особенности активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе лекции / А. А. Жиляев / / инновации в образовании. - 2017. - № 2. - С. 32-38.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. А. зима. - Ростов н / д: Информационно-издательский дом «Филин», 2017. - 328 С.
10. Иванова А. А. Развитие творческого воображения дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Карева / / образование и обучение: теория, методология и практика: материалы III Интернационала - Чебоксары: СНК «Интерактивный плюс», 2018. - стр. 136-138.
11. Коваль А. Н., Малыгина А. Н. К вопросу об использовании рисовальных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у дошкольников/ А. Н. Коваль, А. Н. Малыгин // молодой ученый. - 2015. - №23. - пп. 969-972.
12. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - М.: знание, 2015. 592 С.
13. Метод определения уровня воображения / Под ред. А. С. Прюдная / / психология от А до З.-М. 2017. - 320 с.
14. Морева Н А. Современные технологии обучения / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2017. - 158 С.
15. Морева Н. А. Технологии профессионального образования / Н. А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 432 с.
16. Немов Р. С. Психология / RS. Немов-М.: Просвещение, 2018. Книга И.
17. Никитина Н. Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Магистр, 2018. - 288 с.
18. Новиков М. Фонд педагогики. Учебник для авторов учебников и преподавателей педагогики: педагогика / А. М. Новиков-М.: де-во ЭГВЕС, 2019. - 208 с.
19. Пиаже Дж. Избранные психологические работы. / Дж. Пиаже-М.: Наука, 2016.
20. Практическая психология для учителей / М. К. Тутушкин [и др.] - М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2017. - 328 С.
21. Саидаматов Ф. Р. развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф. Р. Садайматов / / молодой ученый. - 2018. - №8. - пп. 374-375.
22. Святкова О. Развитие творчества / О. святкова. - М.: Изд. Розовый слон, 2019. - 10 С.
23. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалов. - М.: Союз, 2017. - 356 С.
24. Субботина Л. Ю. Мотивы учения. Психологические основы развивающегося обучения. / Л. Ю. Магнитогорск, Магу, 2019.
25. Субботина Л. Ю. Развитие детского воображения/ Л. Ю. Субботина-Ярославль: Академия развития, 2017. - 240 С.
26. Шинкарева Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарева, А. В. Карманова/ / молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1053-1055.
27. Эльконин Д. Б. Избранные психологические сочинения / Д. Б. Эльконин-М.: Педагогика, 2019. - 378 С.