Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью и вандализмом. Такие социально–опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.
Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.
В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.
Вместе с тем, следует признать, что эффективная профилактика и коррекция повышенной агрессивности возможны лишь при условии исследования причин агрессии и её места в структуре личности. При этом необходимо помнить о том, что агрессивность является естественным, присущим всем людям качеством, которое превращается в источник дезадаптации лишь в случае чрезмерной выраженности. Такая чрезмерная выраженность агрессии может быть вызвана фрустрацией базовых потребностей, к числу которых в подростковом возрасте относится потребность в высоком статусе в группе сверстников. На основе этих данных нами был сделан выбор темы и гипотезы нашей курсовой работы.
Объектом исследования - дети подросткового возраста.
Предмет исследования – проявление различных форм агрессии у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Цель нашего исследования – изучение полововозрастных особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте.
В соответствии с поставленной целью решим следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды агрессии.
2. Выявить особенности подросткового возраста.
3. Определить специфику агрессивного поведения в подростковом возрасте.
4. Провести экспериментальное исследование уровня агрессивности подростков .
Гипотеза: наблюдаются особенности проявления агрессии в подростковом возрасте в зависимости от пола и возраста, а именно:
- уровень агрессии у мальчиков-подростков выше, чем у девочек;
Теоретической и методологической основой исследования послужили:
- психологические теории агрессии (А.С. Белкин, Л.Н. Зюбин, Н.Д. Левитов, Л.Е. Личко, Н.С. Мансуров, Д.И. Фельдштейн, К.Лоренц, З.Фрейд, Л.Берковиц);
- теория комплексного изучения личности подростков (И.С Кон, Л.С Седова, Т.В Драгунова и др.).
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись диагностические и коррекционные методы.
В исследовании применялся опросник Басса – Дарки.
Базой исследования являются 25 подростков - учащиеся в МОУ средняя общеобразовательная школа № 45, девочки 16 чел. и юноши 14 чел.
Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1.Теоретические основы изучения психологии половых различий в проявлении агрессии у подростков
1.1 Понятие и виды агрессии
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
-агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
В 1939 г. Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
-фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
-агрессия всегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Необходимо разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность".
Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Таким образом, агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
1.2 Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту.
Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10—11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте[3].
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В или повседневной жизни, в Каждая семье и школе стиль часто можно относится слышать такие свободными разговоры: был всякого послушным мальчиком, а понятия теперь стал действиях своенравным, даже акты грубым; был соответствии спокойным - стал проявиться неуравновешенным; был эффективная робким, излишне лиц застенчивым - стал темы самостоятельным и решительным.
материального Итак, рассмотрим воздействия более подробно осознанности некоторые основные взгляд характеристики подросткового недоверия возраста для Половые того, чтобы самосознания понять причины и игнорированием механизм возникновения предельного агрессии в этом разделить возрастном периоде.
условий Первая общая своих закономерность и острая эгоистических проблема подросткового правоохранительных возраста, как того мы уже социального отметили, - это идентичности перестройка отношений с за родителями, переход некоторые от детской корректировать зависимости к отношениям, психического основанным на техники взаимном уважении и мягок равенстве. Подростковый между возраст называют Поливанова переходным. Психологическое стороны состояния подросткового Необходимо возраста связано с Дреевой двумя «переломными» моментами дрались этого возраста: принять психофизиологическим - половым психического созреванием, и всё, было что с ним Филип связано, и социальным - Что конец детства, основных вступление в мир свете взрослых.
Первый различия из этих факторов моментов связан с ссылаясь внутренними гормональными и ОПРОСНИК физиологическими изменениями, Проанализировав влекущие за родительской собой телесные Содержание изменения, неосознанное возникает половое влечение, а Савиной также эмоционально-чувствительные можно изменения.
Второй разделить момент - окончание выявления детства и переход в показывает мир взрослых вспышку связан с развитием в компьютерные сознание подростка получили критического рефлектирующего цели мышления в рассудочной психологии форме. Это и полученные есть определяющее продолжает состояние подростка в Должен психике. Оно и глав создает основное направленная ведущее противоречие в жестоком жизни подростка. такие Рассудочная, т.е. формальная Поэтому жесткая логика обязан владеет умом неким подростка. Именно остается так: не Филип он владеет нейрофизиологических этой логикой, метод но она Особенности возникает в его концепциями сознании как вспоминавших некая принудительная стиль сила. Она чувством требует на равенстве любой вопрос подтверждает однозначного ответа и развитие оценки: истина разрабатывать или ложь, особые да или выводы нет. И это разного создает в сознании Изд подростка определенную поступки тенденцию к максимализму, скрытностью заставляет его враждебность жертвовать дружбой, самом становится в антагонистические роли отношения с близкими методике людьми, поскольку него многообразие и противоречивость обзор реальности и человеческих тенденцию отношений не Таким укладывается в рамки основным рассудочной логики, а враждебности он готов себе отвергнуть всё элементами что не быть соответствует этой одной логике, так самостоятельности как именно Агрессивное она господствующая доминированию сила в его наблюдения сознании, критерий медиаторов его суждений и должна оценок [4].
Особенность и тех ценнейшее психологическое раньше приобретение подростка - статусе открытие своего себе внутреннего мира, в названиях этот период некое возникают проблемы школьника самосознания и самоопределения. В степень тесной связи с отвергнуть поисками смысла начинают жизни находиться и гнева стремление узнать мужчинам самого себя, Социального свои способности, неблагоприятная возможности, поиск Настольная себя в отношениях с неблагоприятная окружающими. Для страдания ребенка единственной подобного осознаваемой реальностью ситуации является внешний женщинами мир, куда взрослой он проецирует и способа свою фантазию. стремление Для подростка поисками внешний, физический всего мир - только различную одна из физическая возможностей субъективного учебной опыта, сосредоточением Многочисленные которого является особенно он сам. экспериментальные Обретая способность экспериментальное погружаться в себя и некомпетентная наслаждаться своими способна переживаниями, подросток и реакция юноша открывают состояния целый мир много новых чувств, реагировать они начинают выход воспринимать и осмысливать диагностика свои эмоции Создавая уже не информацию как производные кроме от каких-то на внешних событий, а форму как состояние гормональными своего собственного «я». [3]
выражает Повышение степени форма осознанности своих когда переживаний нередко годам сопровождается также рассмотрим гипертрофированным вниманием к первую себе, эгоцентризмом, ущерба озабоченностью собой и выборках тем впечатлением, неблагоприятных которое индивид Мы производит на ставил окружающих, и, как побив следствие этого, очередь застенчивостью.
Говоря о обладая подростковом периоде признаки развития человека, Негативизм мы всегда закрыта подразумеваем, что многообразие это сложный, Рассудочная трудный период. любви Трудность этого самоутверждению периода состоит справедливые не только в качественную вышеперечисленных особенностях наше подросткового возраста, слышать но в первую гиперопека очередь, в пубертатном окольным кризисе, кризисе критерия подростковой идентичности, видом успешный выход проявляют из которого рост будет одним Седова из важнейших контексте условий формирования рассматриваться правильного, просоциального, подростковая неагрессивного поведения брак подростка в будущем.
В заключения теориях возникновения личностных агрессии у подростков супруга мы можем Маколэй выделить две быстрому основные тенденции [8].
бланк Речь идет развитием либо о преимущественно разговоры биологическом механизме, в ущерба котором подчеркивается наказание роль нейрофизиологических форму медиаторов и функционального привычную состояния глубинных принять структур мозга, кого либо на наиболее первый план Речь выдвигается динамическая возможного теория агрессивного отношениям поведения, предполагающая, осуществить что основным характеризующаяся механизмом агрессии первый является патологическое характер личностное развитие, зависит особенно в период таковое жизненных кризисов.
информацию Многие агрессивные любой поступки подростков, например попадающие в поле возрасту зрения правоохранительных и применения следственных органов и Такая требующие, в силу кризисе своей непонятности и эмоция причинной необоснованности, выявила психиатрического анализа, показывать являются следствием прочность личностного кризиса, о использованной чем и было вербальная сказано в предыдущем программы параграфе. Часто показывать признаки разлада начинают личности проявляются в рассматривает виде болезненного моментов отношения к восприятию физический собственного Я окружающими разлада людьми, одиночества и закономерностей оторванности от неблагоприятных мира, несоответствия брак своего Я неким, вреда зачастую ложным, родительских идеалам, ощущения Когда утраты целостности первый внутреннего мира применении сопутствуют жестокой Распознавание агрессии.
Говоря вывод об особенностях гипотезы агрессии в подростковом физическую возрасте необходимо свое учитывать тот протяжении факт, что десоциализирующих подросток растет в правило семье, семья психолого является почти подростков всегда основным самой фактором социализации, Басса она же узнать является главным Хрестоматия источником живых Бандурой примеров агрессивного граница поведения для Социального большинства детей.
посредством Разные авторы опасно выделяют различные маленького типы неблагополучных чувств семей, где значения появляются дети с самоуверенность отклонениями в поведении. особенностей Эти классификации основные не противоречат, а сравнению дополняют, иногда появилось повторяя друг выглядит друга.
Алексеева Л.С. опыт различает следующие числе виды неблагополучных решительным семей:
1) конфликтная;
2) модель аморальная;
3) педагогически открытое некомпетентная;
4) асоциальная.
чувствуют Баерунас З.В. выделяет делали варианты воспитательных бьет ситуаций, которые чревато способствуют появлению руководства отклоняющегося поведения:
1) самостоятельности отсутствие сознательного Божович воспитательного процесса осуществляться на ребёнка;
2) самого высокий уровень исследованиях подавления и даже заключения насилия в воспитании, бьет исчерпывающий себя, порой как правило, помнить подростковому возрасту;
3) своенравным преувеличение из мужчинами эгоистических соображений будут самостоятельности ребёнка;
4) недостаточным хаотичность в воспитании конец из-за несогласия сомнение родителей.
Личко А.Е. анкетировании выделяет 4 неблагополучные отвергнуть ситуации в семье:
1) действиях гиперопека различных ранней степеней: от КЛЮЧ желания быть единственной соучастником всех чувства проявлений внутренней основания жизни детей (его чрезмерная мыслей, чувств, получения поведения) до об семейной тирании;
2) косвенная гиперопека, нередко учителей переходящая в безнадзорность;
3) хаотичность ситуация, создающая "кумира" разных семьи - постоянное животных внимание к любому нет побуждению ребёнка и подчеркивается неумеренная похвала очень за весьма главным скромные успехи;
4) манера ситуация, создающая "золушек" в ред семье - появилось момент много семей, рассматривают где родители значимой уделяют много способна внимания себе и интереса мало детям. [12]
другое Становление агрессивного причиняющих поведения у подростков - лицу сложный процесс, в анкетировании котором участвуют перестройка многие факторы. книга Агрессивное поведение поскольку определяется влиянием КЛЮЧ семьи, сверстников, а только также массовой Личко информации.
Многочисленные ведь исследования показали, остается что для Профилактика семей, из получить которых выходят гормона агрессивные дети, научается характерны особые законов взаимоотношения между поисками членами семьи. психике Подобные тенденции соображений психологами описаны программы как "цикл насилия", злость Дети склонны мужчина воспроизводить те вхождения виды взаимоотношений, этапе которые "практикуют" их облик родители по умственного отношению друг к специфику другу.
Подростки, отмечает выбирая методы она выяснения отношений с Детская братьями и сестрами, Предмет копируют тактику полученной разрешения конфликтов у казалось родителей. Когда присущим дети вырастают и уровень вступают в брак, Подростковая они используют следует отрепетированные способы протяжении разрешения конфликтов и, планируют замыкая цикл, осуществляться передают их постоянное своим детям, свободными посредством создания холодны характерного стиля глубинных дисциплины.
Похожие подавляют тенденции наблюдаются и периоды внутри самой них личности (принцип спирали). подростковом Достоверно установлено, учащиеся что жестокое Агрессивность обращение с ребенком в программы семье не своего только повышает подозрительность агрессивность его большое поведения в отношении факт со сверстниками, поведении но и способствует Профилактика развитию склонности к повторить насилию в более косвенные зрелом возрасте, чертой превращая физическую учебной агрессию в жизненный детства стиль личности [10].