Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире наблюдается потребность общества в изменении и совершенствовании требований к личностным и профессиональным качествам преподавателей, это обусловлено появлением новых типов образовательных учреждений, возможностью выбора образования, обновлением содержания и специфики образовательных программ, освоением школами сфер дополнительных услуг (в том числе и платных).
В последние годы потребность в конкурентоспособном учителях, специалистах высокого класса, способных создавать образовательные технологии на уровне мировых стандартов, а также специалистах, проявляющих себя по отношению к ребенку с первых его дней пребывания в учреждении как профессионал-диагност, возрастает с каждым днем; в этом и заключается актуальность нашего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Теоретическая сущность и значение диагностической деятельности педагога
На сегодняшний день, одним из главных направлений совершенствования системы образования, бесспорно, является оперативная диагностическая деятельность достигнутого учениками уровня прогресса в рамках учебных дисциплин. Это обусловлено тем фактом, что эффективное управление результатами учебной деятельности невозможно без знания темпов, глубины, и особенностей освоения учениками системы опорных знаний и умений.
Для начала, разберемся со значением самого понятия диагностики. В самом общем виде диагностика (от греч. diagnostikos – способный распознавать) – это «учение о способах диагноза», «установление диагноза». Диагнозом (от греч. diagnosis – определение, распознавание) в педагогике принято называть оценку общего состояния педагогического процесса или отдельных его компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования [3].
Понятие «педагогическая диагностика» впервые появляется в 1986 году в одном из научных проектов (по аналогии с понятиями психологической и медицинской диагностики) немецкого педагога К. Ингенкампа, который приходит к выводу, что по своим целям, задачам и сфере применения педагогическая диагностика является самостоятельной дисциплиной, позаимствовав лишь некоторые свои методы у психологической диагностики [8].
Педагогическую диагностику большинство ученых (М.И. Бекоева [1], И.А. Платонова [4], Е.А. Селиванова [5] и др.) рассматривают как механизм изучения индивидуальных, личностных особенностей и перспектив дальнейшего развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется образовательный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя.
В отечественной специализированной литературе понятие «педагогическая диагностика» становится предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), В.П. Беспалько (1989), Е.А. Михайлычев (1991), Б.П. Битинас, В.Г. Максимов (2002), A.A. Шаталов (2008) и др., все они внесли немалый вклад в решение различных вопросов в рамках данной проблематики. В отечественной литературе так же существует большое количество определения понятия «педагогическая диагностика». Так, например, Ф.Н. Коровкин утверждает, что педагогическая диагностика – это системообразующий компонент учебного процесса, включающий дидактическую, психологическую и социальную составляющие [17], а согласно мнению С.К. Овсянниковой педагогическая диагностика представляет собой процесс всестороннего изучения педагогических объектов личностного и процессуального плана [23]. При этом объекты диагностики личностного плана могут подразделяться на личностные (индивидуальные) и групповые [4].
1.2. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики
Диагностика результатов труда педагога сегодня рассматривается как возможность повышения качества профессиональной, творческой деятельности [21]. В этом контексте профессионализация как социокультурный фактор определяет современное понимание результативного аспекта качества образования, который подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни [5].
Педагогическая диагностика это один из действенных и эффективных способов коррекции деятельности педагога с целью повышения его профессиональных компетенций. Таким образом, мы приходим к выводу, что если в качестве объекта диагностирования является педагог, то, в таком случае, основным субъектом, подлежащим анализу и рассмотрению, будет его профессионально-педагогическая деятельность, которая, в свою очередь, направлена на реализацию образовательных функций (Таблица 2), рассмотрим наиболее распространенные из них [18]:
Основными принципами диагностической деятельности и контроля успеваемости обучающихся являются [14]:
систематичность, основывается на том, что все обучающиеся проходят систематические диагностические исследования, начиная с первого дня пребывания в образовательном учреждении. Контроль обычно осуществляется с периодичностью, позволяющей наиболее объективно и достоверно оценить уровень содержательного наполнения образовательного процесса и уровень теоретических знаний и практических умений обучающихся. В основе этого принципа комплексный подход проведения диагностик, в ходе которых все формы, метод и средства диагностирования, оценивания и проверки должны быть реализованы в тесной взаимосвязи, находясь в единой образовательной среде. Основное требование принципа систематичности заключается в необходимости проведения диагностического контроля на любом из уровней дидактических процессов – от первоначального восприятия новых знаний до их дальнейшего практического применения. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.
Объективность, данный принцип заключается в научной обоснованности содержания проводимых диагностических процедур, методик, тестирований, дружеском настрое педагога к обучающимся; контроле и оценке знаний, умений и навыков, соответствующем установленным критериям. На практике данный принцип выражается в том, что вне зависимости от педагога, проводящего диагностическую деятельность, методов, форм контроля и используемых средств выставленные оценки совпадают.
Наглядность, заключается в проведении открытых испытаний всех обучающихся по равным параметрам и критериям, т.е. рейтинг каждого обучающегося носит формальный и наглядный характер, а отметка в данном случае – это ориентир, помогающий судить об уровне объективности оценки педагога и эталонных требований к ним. В основе данного принципа относительность и открытость оценок; существенным показателем реализации принципа является озвучивание результатов проведенных диагностических срезов, а так же последующий анализ и дискуссия с участием заинтересованных лиц и определение дальнейших перспективных планов и путей устранения проблем.
Регулярность проведения диагностической деятельности срезов для определения уровня освоенности материалов.
Педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от учителя постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса, а также его непрерывно развивающихся субъектов: школьника, студента, группы, ученического коллектива, педагогического состава [4]. Она дает возможность учителю констатировать исходное состояние учебно-воспитательного процесса и указания для практического решения запланированных педагогических задач.
1.3. Основные методы диагностической деятельности в рамках преподавательской работы
Диагностическая деятельность позволяет установить принципиально-новые аспекты о качестве содержательной и информационной работы педагога в ходе преподавания учебных дисциплин. Диагностика проводится посредством методов, подходящих по логике и смыслу, общим принципам осуществляемой педагогической деятельности педагога.
Важным показателем профессионализма педагога является – корректное содержание диагностической деятельности, а именно умелое и подходящее использование разнообразных диагностических методов личностного роста и развития обучающегося. Используемые методы могут быть прямыми и косвенными: в основе прямых методов заложен опрос обучающихся посредством анкетирования, индивидуальных тестирований или бесед, в основе косвенных методов – наблюдение [19]. Рассмотрим содержание диагностической деятельности педагога и основные методы диагностики, используемые в ходе преподавания учебных дисциплин:
1. Анкетирование. Является одним из основных методов содержания диагностической деятельности педагога, широко применяется при изучении и оценке результатов, полученных в ходе образовательного процесса. Отличительные особенности при составлении анкет – возраст учащихся и их субъективный опыт, исключение составляет анонимные анкетирования, основная цель которых заключается в получении наиболее объективных результатов (т.к. обучающиеся уверены, что личность при ответе не будет установлена и за ответ не нужно будет нести никакую ответственность).
2. Индивидуальная беседа.
Основной целью проведения индивидуальных встреч в ходе диагностической деятельности является выявление мотивов, смысла и целей обучающегося в ходе учебной деятельности. Иногда, такого формата беседы могут проводиться и в профилактических целях, а не только после выявления отсутствия мотивации (слабо-выраженной мотивации обучения). Качественно-проведенная обучающая беседа обладает высоким уровнем диагностической ценностью, для этого структура такой беседы в обязательном порядке должна включать в себя комплекс диагностических заданий и вопросов, продуманных средств и форм фиксации ответов, а также последующую обработку и анализ полученных [25].
3. Тесты.
Тест – это краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» происходит от английского test – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений. Обычно тестирование состоит из трех основных этапов: во-первых, это подбор подходящего теста, затем, соответственно, следует организация проведения тестирования, и, в заключении, идет подсчет полученных баллов и интерпретация полученных результатов [30].
Иногда, подбор тестирования может быть заменен на процесс создания тестирования, который заключается в определении набора знаний и умений, которые необходимо проверить и подтвердить, затем, соответственно, следует поиск и подбор наиболее подходящих заданий, которые впоследствии помогут определить наличие тестируемых качеств и в заключении следует экспериментальная проверка теста [29]. При составлении теста необходимо, в первую очередь, определиться, с формой представления заданий и вариантов ответов, так как от этого так же зависит конечный результат; т.е. тесты должны быть краткосрочными (не рассчитаны на затрату большого количества времени), однозначными (не допускается произвольное и даже двусмысленное толкование изложенного задания), универсальными (пригодными для широкой практической работы) [28].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Содержание диагностической деятельности педагога в рамках учебной дисциплины
Даже на сегодняшний день современная система образования находится на пути совершенствования и модернизации, одним из важнейших условий которой является построение системы на основе педагогической диагностики, именно от этого зависит дальнейшее развитие общества.
В текущей ситуации диагностическая деятельность в ходе преподавательской работы является неотъемлемым компонентом педагогического процесса в целом. Изучение, систематизация и определение эффективности и результативности диагностических методов современных образовательных учреждений относится к числу наиболее сложных и острых педагогических проблем. Большинство будущих педагогов целенаправленно, а иногда и самостоятельно, готовятся к профессионально-диагностической деятельности, так как понимают ее значимость для образовательного процесса. Практическая сторона этого вопроса показывает, что, несмотря на большое количество работ, трудов и публикаций, посвященных проблемам диагностической деятельности в рамках учебного процесса, современные практикующие педагоги испытывают значительные трудности при подборе инструментов для осуществления эффективной диагностической деятельности.
Опираясь на опыт С.К. Овсянниковой можно сказать, что диагностическую деятельность педагога следует начинать с карты профессиональной деятельности учителя. Карта профессиональной деятельности учителя включает в себя [10]:
Повышение квалификации и самообразование (составляется на основе анализа воспитательной деятельности учителя с учетом рефлексивных оценок самого учителя. В карте находят свое отражение информация о том, где, когда и чему обучался учитель, какие элементы педагогической деятельности он изучает самостоятельно, где, в какой форме и чему учитель хотел бы обучаться).
Рейтинг профессиональной успешности по годам. Он определяется путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой успешности учащихся в процессе обучения, на основе четырехстороннего анкетирования деятельности педагога – детей, родителей, коллег, администрации.
Общественно-педагогическая деятельность.
Внеклассная работа по предмету (технология) как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителя.
Инновационно-профессиональная деятельность (участие в различных конкурсах, публикации и статьи, разработка сценариев уроков и внеклассных мероприятий, внедрение новых методик, подготовка авторских учебно-методических пособий с последующей апробацией и т.д.).
2.2. Методические рекомендации по организации диагностической деятельности педагога в рамках преподавания учебных дисциплин
Задача педагога состоит в том, чтобы объективно оценить степень соответствия фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным результатам, направление и причины отклонений от поставленных целей обучения. Как показывает практика, на уроках технологии осуществляется контроль и оценка в основном трудовых умений. В то же время разработчики технологического подхода к образованию указывают, что в современном способе производства проблема «с помощью чего делать?» переместилась на проблему «каким образом, как делать?», то есть способы действия становятся центром всех технологий [13].
Для диагностики воспитанности учащихся средствами технологического образования можно использовать следующие методики:
1. Письменный опрос.
Например, учащиеся могут отвечать на следующие вопросы:
1. Чем труд отличается от работы?
Варианты ответов: труд это более широкое понятие, чем профессия. Профессия подразумевает конкретный вид деятельности и т.п.
2. Что значит работать на совесть?
Варианты ответов: качественно, старательно, ответственно и т.п.
3. Можно ли благодаря добросовестному труду стать богатым?
Возможные варианты ответов: положительный, отрицательный, затрудняюсь ответить.
4. Что мы ценим в труде?
Правильным ответом будет считаться выделение ценностного отношения к труду (собственному/чужому). Например: польза труда для окружающих, получение нужного продукта, помощь обществу и т.п. Неправильным будет выделение эгоистичных мотивов (польза для меня, я получу вознаграждение за работу и др.)
В ходе анализа ответов изучается насколько сознательно учащиеся подходят к значению трудовой деятельности. Хотят ли трудиться, ценят ли труд не только свой, но и окружающих, имеют ли привычку трудиться в повседневной жизни.
Также для диагностики воспитанности обучающихся средствами технологического образования можно использовать методику «Диагностика уровня воспитанности» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой (Приложение 2).
К общим условиям диагностики в воспитательной деятельности педагога технологического образования относятся следующие:
содержание, формы и методы педагогической диагностики разработаны в соответствии с основными положениями концепции гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания учащихся;
учитель профессионально подготовлен к диагностической деятельности;
осуществляется ежегодный анализ диагностических данных об уровне общего развития учащихся, который дает основание для оценки качества профессиональной деятельности учителя технологии;
у учителя сформированы необходимые для диагностической деятельности профессионально значимые личностные качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка результатов воспитания является неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из инструментов оценки диагностической деятельности педагога в процессе преподавания учебных дисциплин является психолого-педагогическая диагностика.
Педагогическую диагностику следует анализировать как эффективный способ корректировки деятельности педагога с целью совершенствования его педагогического мастерства.
Если объектом диагностирования выступает сам учитель, то субъектом анализа будет его профессионально-педагогическая деятельность, направленная на реализацию определенных образовательных функций, таких как: