Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что творчество И.С. Тургенева является образцом классической русской литературы, что обусловлено его специфическим, но традиционным языком, полным различных стилистических приемов и художественных средств выразительности.
Роман «Отцы и дети» значимо отличается от других произведений писателя, во-первых, по тематике, которая встает вразрез лирическим любовным романам И.С. Тургенева, а, во вторых, – по стилистическому наполнению, которое можно назвать более острым, экспрессивным и провокационным.
Степень изученности проблемы. О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», творческом пути и тематике произведений писателя существует достаточное количество научной литературы. Однако полный стилистический разбор романа не встречается ни в одном исследовании, что подтверждает актуальность темы данной курсовой работы.
ГЛАВА 1. РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ» КАК КУЛЬМИНАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА
1.1. Творческий путь И.С. Тургенева
И.С. Тургенев родился в 1818 году в богатой дворянской семье, что стало основой для изображения им именно дворянского мировоззрения и быта, которое выражается практически во всех произведениях писателя – от ранних до самых зрелых.
Первыми литературными экспериментами Тургенева были романтические стихи и драматическая поэма «Стено» (1834). В 1838 году Тургенев услышал лекции по классической филологии и философии в Берлине вместе с Н.В. Станкевичем и М.А. Бакуниным, членами известного русского кружка Станкевича, сыгравшими по-своему огромную роль в формировании его мировоззрения и политических взглядов [Малышева 1984. С. 68].
«Записки охотника», впервые изданные отдельной книгой в 1852 году, положили начало славе И.С. Тургенева, которую он получил в России. Впервые в русской литературе представлены образы крестьян, воспринимаемых как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью.
И.С. Тургенев наделил людей чувствами, которые раньше приписывались только героям из знати: любовью к прекрасному, художественным талантом, способностью к возвышенной жертвенной любви, глубокой и неповторимой религиозностью. В «Записках охотника» также ярко проявилось мастерство писателя как пейзажиста [Грузинский 1918. С. 31].
В 1844 году Тургенев впервые слышит пение известной французской певицы Полины Виардо во время ее гастролей в Санкт-Петербурге и влюбляется в нее на всю жизнь.
Тема любви становится ведущей в его творчестве и одновременно начинает звучать как неизбежная трагедия. Ни один из русских классиков не умел изобразить развитие любовных отношений с такими завораживающими стихами и тонкими психологическими нюансами, которые, однако, для главного героя всегда заканчиваются расставанием или смертью.
В 1850 году, вернувшись из Европы, И.С. Тургенев принял активное участие в работе журнала «Современник» и начал искать пути к крупным жанрам прозы. От рассказов и очерков он перешел к жанру повести, например, «Муму» в 1854 году и «Гостиница» – в 1855. В этот период писатель все больше отходил от крестьянской темы и выбирал в качестве предмета изображения благородную интеллигенцию с ее мучительными поисками духовных и социально-политических идеалов [Абрамова 2020. С. 49].
Начало этой тенденции было положено еще в 1850 году в рассказе «Дневник лишнего человека». С 1855 по 1862 год ТИ.С. ургенев написал, следуя традициям Ч. Диккенса, Дж. Сэнда и М.Ю. Лермонтова, ряд социально-психологических романов.
1.2. Общая характеристика романа «Отцы и дети»
И.С. Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества на другое. Написание и издание романа стали переломным моментом для Российской империи: общественность разделилась на два лагеря, между которыми разгорелась серьезная борьба, и найти компромисс не удалось [Голубков 1955. С. 95].
Писатель отчетливо видел, что время «отцов» подходит к концу, но старшее поколение не хотело сдавать свои позиции, уступать дорогу прогрессивной молодежи, признавать, что наступила новая эпоха с новыми ценностями.
При этом И.С. Тургеневу удалось ярко и образно изобразить переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» иллюстрировал процесс устаревания дворянства, на смену которому пришли люди «нового времени» [Савинков 2006. С. 20].
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева был написан в 1860–1861 годах, но первое издание состоялось только в 1862 году.
Впервые роман «Отцы и дети» был опубликованы частями в журнале «Русский вестник». После этого И.С. Тургенев завершил памятное посвящение В.Г. Белинскому и выпустил роман отдельным изданием в сентябре 1862 года [Фурат 2016. С. 60].
Многие современники И.С. Тургенева считали, что Н. Добролюбов стал прообразом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор опроверг это предположение.
И.С. Тургенев оставил подробные воспоминания о человеке, с которого скопировал своего главного героя. Это был молодой врач, которого писатель встретил на вокзале в Англии. Писатель и врач, ожидая поезда, разговаривали всю ночь, и писатель вложил в уста своей книги «Евгений Базаров» идеи именно этого человека.
Кроме того, Тургенев подробно изучил творчество нигилистов и дополнил образ своего центрального героя основными идеями представителей этого социально-философского направления [Слепакова, Радминская 2019. С. 68].
В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев раскрывает глобальную и многогранную тему отцов и детей. Причем подходит он к ней – как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколениями, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь.
Таким образом, название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение разных мировоззрений [Пустовойт 2002. С. 205].
Евгений Базаров является представителем нового поколения, мыслящего прогрессивно, не желающего слепо подчиняться традиционным устоям просто на том основании, что «так и должно быть». Он подвергает сомнению все, и если какая-то идея не выдерживает испытания на прочность, он смело и без сожаления отвергает ее.
Главный посыл романа «Отцы и дети» – заставить читателя задуматься о том, какой тип мышления ему близок, какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и кротко созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее [Слепакова, Радминская 2019. С. 70].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИЛИСТИЧЕСКИХ И ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
2.1. Классификация стилистических приемов, используемых в русской художественной литературе
В данном параграфе рассмотрим основные выразительные средства, которые используются авторами текстов в художественной литературе.
Одним из самых популярных выразительных средств, которые используются во всех видах текстов, кроме официально-делового, является эпитет. Фактически эпитетом называют характеристику объекта, которая выражена в форме прилагательного, но обязательно в переносном значении [Хорошева, Соколовская 2018. С. 50].
Эпитеты сопровождают практически все объекты, которые описываются в текстах с экспрессивной окраской. В качестве примера можно привести словосочетание «кровавый год», где слово «кровавый» является эпитетом.
Следующее выразительное средство, которое популярно для применения в современных текстах, – это олицетворение. Этот стилистический прием означает наделение неодушевленных предметов качествами и функциями живых существ [Радомская, Плющенков 2017. С 88].
Это одно из самых экспрессивных выразительных средств, поскольку зачастую в олицетворении сочетаются фактически несочетаемые глаголы и существительные. Например, «утро дышит».
Следующим выразительным средством, которое необходимо рассмотреть в ходе теоретического анализа, – это сравнение. Оно применяется тогда, когда один описываемый объект сравнивается с объектом из других категориальных групп на основе одного либо явного, либо скрытого признака [Панкова, Берестенева 2021. С. 164].
Сравнение усиливает эмоциональное отношение читателя к определенному объекту, когда не хватает других, более простых его характеристик, например, эпитетов. Так, в качестве примера сравнения можно привести такое: «ягоды словно пуговки». Ягоды и пуговицы схожи по форме, но пуговицы обычно блестят, поэтому таким образом автор текста хотел подчеркнуть визуальную картину ягодного поля после дождя.
Следующим интересным для рассмотрения выразительным средством художественной и публицистической речи является метафора. Это, по сути, переносное значение слова, которое используется для усложнения восприятия текста и его украшения. Обилием метафор автор обычно показывает, что над его текстом нужно думать, искать в нем не только прямые, но и скрытые смыслы [Карпова, Гаврилов, Петровская 2019. С. 58 ].
При этом метафоры часто применяются не только в письменной, но и в устной разговорной речи, отчего она кажется более насыщенной и интересной.
Надо отметить, что по своему назначению метафора является подвидом другого выразительного средства – сравнения, но отличается от него тем, что второй объект, который участвует в сравнении по общему признаку, только подразумевается, но не называется прямо [Кудрявцева, Иматова, Соколовский 2019. С. 154].
Примером метафоры можно назвать выражения «червь сомнения» или «затянуть пояс потуже».
При использовании в речи метонимии описываемый объект в коммуникации не называется, но определенным способом описывается. Данный прием основан на том, что существуют неделимые, понятные читателю сращения, которые составлены так, что если использовать только одну часть этого сращения, то будет понятен смысл всей фразы [Володарская, Николаенкова, Панкратов 2018. С. 92].
Одним из ярких примеров метонимии является выражение «читаю Пушкина». Для носителей других языков смысл этого выражения непонятен, т.к. Пушкин – это человек, а человека читать нельзя. Но для русскоязычного читателя понятно, что Пушкин был поэтом, его стихи были изданы в книгах, а, соответственно, говоря «читаю Пушкина», адресант имеет в виду: «читаю книгу, в которую включены стихи поэта Пушкина».
В художественном, разговорном и публицистических текстах на современном этапе довольно часто применяются такие антонимические друг другу выразительные средства как гипербола и литота [Машинина 2019. С. 124].
В случае применения в тексте гиперболы автор преувеличивает определенные характеристики объекта для того, чтобы обратить на них внимание читателя. Иногда это является частью комического описания персонажа или предмета, иногда – этот прием используется для того, чтобы передать возмущение или отвращение автора. В качестве примера гиперболы можно привести выражения: «я говорил это тысячу раз» или «сто лет тебя не видел» [Трезубцева, Конопляников, Сверчкова 2017. С. 171].
2.2. Стилистический анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В любом произведении, относящемся к художественной литературе, можно встретить целый ряд стилистических приемов и художественных средств выразительности, однако И.С. Тургенев буквально насыщал свои тексты огромным количеством таких приемов и средств. Не является исключением и роман «Отцы и дети», где писателем использовано огромное разнообразие стилистических средств.
Одним из самых распространенных выразительных средств, которые И.С. Тургенев в огромном количестве применил в тексте «Отцов и детей», является литота.
Так, для изображения одного из второстепенных персонажей романа писатель выбрал такое описание: «молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» [Тургенев 1971. С. 15]
Другими примерами использования литоты являются такие цитаты: «но даже заслужил прозвище трусишки» или «на всю жизнь остался «хроменьким» или ««Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку» [Тургенев 1971. С. 20, 46, 71].
Можно предположить, что многократное использование данного типа выразительных средств необходимо писателю, чтобы выразить собственное отношение к мещанскому быту, живущему по традиционным законам общества.
В тексте обнаружены случаи, когда в одном предложении И.С. Тургенев намеренно сочетает литоту с гиперболой: «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами» [Тургенев 1971. С. 57].
Такой прием важен для писателя, чтобы показать противоречие, которое является основой произведения, конфликт между старым и новым миром.
Встречаются в тексте романа «Отцы и дети» и примеры использования градации: «Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения» или «Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова» [Тургенев 1971. С. 81, 67].
Применение И.С. Тургеневым данного приема имеет своей целью показать глубокое понимание писателем сути своих персонажей и попытку максимально подробно их описать в экспрессивной форме.
Сравнение, использованное в романе «Отцы и дети», чаще всего относится к описаниям героев. Например: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек» (про Н.П. Кирсанова) или «лицо его, желчное, но без морщин» или «Зато мы теперь голодны, как волки» или «отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом» или «она стояла перед ним как вкопанная» [Тургенев 1971. С. 15, 27, 39, 42, 68].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Язык художественных произведений И.С. Тургенева на примере романа «Отцы и дети» состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы, соответствующие цели и задачам, поставленным в начале курсовой работы.
Творчество И.С. Тургенева является образцом традиционной классической русской литературы, в которой раскрываются различные темы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей. Творческий путь И.С. Тургенева был очень сложным – начав свою литературную работу с малых форм произведений, писатель планомерно двигался к более крупному жанру, постоянно меняя темы и стилистику своих произведений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С.А. Тургенев в трудах критиков. – М.: Аврора, 2020. – 356 с.
2. Володарская С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов О.Г. Формализм и креативность в современном публицистическом дискурсе как фактор оценки эффективности текстов общественно-значимой направленности: особенности стилистических приемов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство ТомГУ, 2018. – С. 92–101.
3. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1955. – 290 с.
4. Грузинский А.Е. И.С. Тургенев. Личность и творчество. – М.: Книжное издательство, 1918. – 390 с.
5. Карпова Т.П., Гаврилов Г.А., Петровская А.М. Стилистика как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
6. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Анализ языковой стилистики как культурного явления и его места в мире // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–163.
7. Малышева Н.М. И.С. Тургенев в критике и литературоведении конца XIX – начала XX века. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1984. – 200 с.
8. Машинина П.И. Исследование специфических особенностей современной публицистики: социологический и культурологический анализ // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–132.
9. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Коммуникативное значение применения формализованных методов конструирования текста в современных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовой коммуникации в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–170.
10. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. Кн. для учителя. - 4. изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002. – 360 с.
11. Радомская Ю.Т., Плюшенков С.В. Средства выразительности в современных текстах СМИ // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и политические науки. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 88–94.
12. Савинков С.В. Кто есть кто (о персонажном строе «Отцов и детей») // Новый филологический вестник. – 2006. – № 8. – С. 20–34.
13. Слепакова И.М., Радминская Е.А. Критические статьи о творчестве И.С. Тургенева: историографический экскурс // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–79.
14. Трезубцева Ж.В., Конопляников П.И., Сверчкова И.Т. Принципы организации социально-направленной коммуникации в российской прессе: лексические и стилистические особенности // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–177.
15. Тургенев И.С. Отцы и дети. Роман. – М.: Художественная литература, 1971. – 260 с.
16. Фурат К. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в историко-функциональном освещении. – М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2016. – 240 с.
17. Хорошева В.И., Соколовская А.В. Принципы проведения анализа эффективности текстов: основные параметры и критерии оценки // Материалы международной научной конференции «Коммуникационная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
18. Юрченко М.М., Соболева А.М., Велигодская П.И. Трудности изучения лексических особенностей коммуникации в современных условиях развития общества // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–42.