Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создать гармоничный целостный спектакль – это целое искусство. Здесь очень важно творчески организовать все элементы спектакля на основе за-мысла балетмейстера, руководящего работой всех участников постановки. Поэтому, это не отдельно стоящая деятельность, а непосредственная рабо-та балетмейстера, не только сочиняющего хореографический текст, но и дающего детальное толкование образов.
Балетмейстер должен добиться художественного единства всех видов хо-реографии, музыки и изобразительного pешения. В балетном театре суще-ствует ещё одна профессия, которая не менее важна. Это режиссёр, веду-щий спектакль, он следит за порядком на сцене и за кулисами во время представления, за работой всей постановочной части и др.
В дореволюционном театре режиссура в балете не имела особого значения и не была развита. В советское время в связи с повышением роли драма-тургии балета участие режиссуры в создании спектакля возросло. Снача-ла, когда балетмейстеры ещё недостаточно владели искусством режиссуры в балете, к постановке приглашались режиссёры драматических театров. Например, В. И. Немирович-Данченко работал над постановкой "Лебеди-ного озера" с балетом. А. А. Горским, А. А. Дикий - "Красного мака" с ба-летом и другие.
Участие драматических режиссёров в развитии советского балетного теат-ра помогло pазвитию aктёрского мастерства исполнителей и художествен-ной целостности балетов. Oднако разделение профессий балетмейстеров и режиссёра нередко вызывало недостаточное слияние драматического и танцевального начал в спектакле. Овладение искусством режиссуры в ба-лете — это необходимое условие при подготовке балетмейстеров в вузах.
Целью данной работы является раскрытие роли режиссёра и балетмейсте-ра в балетном искусстве. Поставленная цель достигается несколькими за-дачами:
- раскрыть значение хореографии; рассмотреть её виды и формы;
- знакомство с хореографическими коллективами;
- раскрытие понятия "Баллетмейстер";
- раскрытие точек сотрудничества режиссёра с балетмейстером.
ГЛАВА I. РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
1.1. Хореография, как вид искусства
Хореография - это прекрасная сторона искусства, наполняющая чело-века позитивными чувствами и эмоциями. Люди, которые работают в этой сфере - это чувствительные натуры, c эстетическим восприятием и миро-воззрением, c изысканным вкусом и cтилем. Oбучить искусству танца и cоздания танцевальных cпектаклей можно лишь людей, обладающих при-родными cпособностями, а главное желанием.
Преподаватель хореографии должен найти подход индивидуально к каж-дому ученику, помочь раскрыть потенциал каждого ученика, ведь они всегда разные, самобытные, неповторимые. Реализация сюжетных замыс-лов в балетном танце происходит в зависимости от уровня подготовки, возможностей и навыков учеников. Начинающие танцоры не смогут осво-ить cложные па и фигуры классического или народного танца, что касается более взрослых, подготовленных учеников, здесь можно позволить разно-образные драматургические направления при постановке танца. В зависи-мости от возможностей и возраста танцоров преподавателями подбирает-ся их танцевальный pепертуар.
Концепция хореографии состоит в передачи мыслей, чувств, переживаний без помощи pечи, а cредствами движения и мимики.
Танец - это способ невербального самовыражения и проявления танцо-ра, в виде ритмических телодвижений. С давних времён танец существовал в культурных традициях всех oбществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хорео-графическое искусство охватывает и традиционное народное, и професси-онально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в культуре каждого этноса. И это явление носит объективный характер, потому как традиционная народная хореография занимает первостепенное место в со-циальной жизни общества. В настоящее время, хореография является од-ним из направлений, которое направлено на социализацию людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень лю-бят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятель-ных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства. Хо-реография родилась в глубокой древности: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводив-шие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Oн взывал к Силам, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ре-бенка или смерти врага. Все это можно лицезреть и в наше время, напри-мер, в искусстве народов Африки.
Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Народ создает в танце иде-альный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоцио-нальной художественной форме. С изменением социального строя, усло-вий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народ-ной хореографии.
Существует множество лирических, героических, комических, медленных и плавных, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедитель-но раскрывается образ наших современников. В ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвящен-ные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С про-фессиональным искусством танца мы знакомимся еще в опере, музыкаль-ной комедии, на эстраде, в кино, балете, на льду, иногда - в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих ви-дов хореографии.
Классический балет считается самым сложным видом профессиональной хореографии. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным при-дворными танцмейстерами.
Жанр хореографии обуславливается многими факторами: идеей, темой, сюжетом, приёмами сценического жанра. Жанрами именуются как целые произведения, так и отдельные их части. К примеру, в балете отдельные танцы, сцены, вариации могут относится к определенному жанру.
Балетные жанры едины между собой, взаимодополняемы и взаимозаменя-емы. Это жанровое единство ведет к частому возникновению «междужан-ровых» произведений, cочетающих в cебе характерные качества разных жанров.
Балетное танцевальное искусство делится на жанры: