Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы регулирования морских пространств тесно связаны с претензиями как средних и малых государств, так и ведущих держав мира, в отношении тех или иных морских участков и доступа к ним.
В этой связи нормативно-правовое регулирование морских пространств представляет собой отдельную отрасль права, которая представляет собой совокупность законов и соглашений, регулирующих поведение и деятельность на море.
Данная сфера права регулирует то, как люди взаимодействуют и ведут дела в морских водах. Морское право в первую очередь регулирует деятельность в международных водах. Однако есть также законы, которые применяются к территориальным водам каждой страны. Как правило, каждая страна применяет свои собственные законы к внутренним водам, таким как озера и реки.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
1.1. Эволюция формирования морского права
Морское право представляет собой комплекс норм, регулирующих появление на морях. Морское право обычно применяется или к праву частного судоходства, или, обычно с префиксом «международное», стал обозначать морской сегмент международного публичного права.
С другой стороны, Конвенция по морскому праву - это соглашение ООН относительно территориальных вод, морских путей и океанических ресурсов. Конвенция была подписана 119 странами 10 декабря 1982 года.
Из того факта, что древние египтяне занимались судоходством в широких масштабах, можно сделать вывод, что у них были по крайней мере рудиментарные законы, регулирующие эту деятельность, хотя никаких следов до сих пор не обнаружено.
Также ничего не известно о каких-либо морских законах финикийцев, которые пришли на смену египтянам в качестве торговых лидеров в Средиземном море.
Однако, что Родос был основным источником морского права, ясно указывается в двух отрывках из Дайджеста (533 г. н.э.) римского императора Юстиниана. Первая цитирует императора Антонина (годы правления 138–161 гг. н. э.) в случае ограбления после кораблекрушения: «Я действительно господин мира, но Закон - господин моря. Этот вопрос должен решаться в соответствии с морским правом родосцев, при условии, что ни один из наших законов не противоречит этому». Второй - это утверждение основного закона «общей аварии», который приписывается родосцам. «Средний» здесь означает любой ущерб, понесенный судном или его грузом. Когда один сегмент морского предприятия приносится в жертву ради спасения других, средний показатель описывается как общий, и владельцы сохраненной собственности должны помочь возместить убытки. Таким образом, если груз сброшен за борт в результате успешной попытки спуска с мели судна, владельцы судна и спасенного груза обязаны нести пропорциональную долю убытков, понесенных владельцем груза, выделенного для принесения в жертву .
Рим не был морской державой до Пунических войн 3 века до нашей эры. Исходя из того факта, что римляне были союзниками родосцев, и логично предположить, что римское морское право в значительной степени заимствовало у Родоса. Признавая Родос местом зарождения морской юриспруденции, морской кодекс позднейшей Восточной Римской Империи, датируемый 7 или 8 веком нашей эры, был назван «Родосским морским правом».
Поскольку Средиземное море, находившееся под римским контролем, было не только центром западного мира, но и его главной торговой магистралью, европейское морское право превратилось в единый, наднациональный, всеобъемлющий свод законов - характеристика, которая, хотя иногда и находится под угрозой распространения национализм никогда не терялся полностью. Варвары-захватчики, двинувшиеся на юг, не были мореплавателями, и поэтому главные морские порты Средиземного моря смогли сохранить свою независимость. Более того, покоренным народам было разрешено соблюдать римское право, к которому они привыкли, и поэтому в области морской юриспруденции переход в средние века был постепенным. Когда некоторые итальянские города начали опережать Византийскую империю в коммерческом отношении, они сформулировали свои собственные морские законы, некоторые из которых датируются 1063 годом. Трани, Амальфи, Венеция и другие итальянские портовые города предлагали свои собственные сборники законов. Тем не менее, следующим широко признанным сводом морских законов было Консолат-де-Мар, или «Морское консульство», первоначально составленное в Барселоне в 13 веке. Более сложные, чем предыдущие кодексы, следовали в Испании, Провансе и итальянских городах и оказали значительное влияние на развитие современного морского права .
1.2. Морское имущество как компонент морского права
Судопроизводство в отношении морского имущества, то есть судов, груза или «фрахта», также относятся к морскому праву. Согласно американскому морскому праву, судно является персонифицированным в той степени, в которой оно иногда может нести ответственность в обстоятельствах, при которых сам судовладелец не несет ответственности.
Классическим примером персонификации является случай «принудительной лоцманской проводки». Некоторые законодательные акты штатов налагают штраф на судовладельца, судно которого не принимает лоцмана при входе или выходе из вод штата. Поскольку лоцманская проводка является обязательной, халатность лоцмана не вменяется судовладельцу. Тем не менее, само судно обвиняется в вине лоцмана, и на него сразу же произвел впечатление незавершенный морской залог, который подлежит исполнению в суде.
Были предприняты попытки согласовать некоторые из этих конфликтов с помощью международных конвенций, подписанных в 1926 и 1976 годах, но первая не получила широкой поддержки и, по состоянию на конец 1983 года вторая была ратифицирована только половиной подписавших сторон, необходимых для вступления конвенции в силу .
Морское право часто считается разновидностью международного права, а не отраслью внутреннего или муниципального права. Нельзя отрицать, что международный аспект морского права придает ему особую окраску; в сомнительных случаях суды одной страны часто обращаются к прецедентам или законам другой страны за вдохновением или руководством.
Однако каждая страна имеет право принимать такие морские законы, которые она считает целесообразными, за исключением тех случаев, когда она могла связать себя международными конвенциями. Хотя многие такие законы являются общими для большинства морских стран, другие - нет, хотя наблюдается растущая тенденция к восстановлению международного единообразия в морском праве, достигнутого в средние века.
Во многих областях ведущую роль играет Международный морской комитет, более известный под французским названием Comité Maritime International (CMI), который состоит из ассоциаций морского права более 30 стран. Работа Комитета в основном заключается в разработке международных конвенций по вопросам морского права.
Международные правила предотвращения столкновений на море, впервые принятые на международной конференции, состоявшейся в Вашингтоне в 1889 году, и пересмотренные на конференциях по безопасности на море, проводимых время от времени в Лондоне с 1914 года, признаны всеми морскими странами. Правила, по сути, являются международным кодексом судоходства.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ МОРСКОГО ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
2.1. Основные нормы, формирующие современное морское право
Организация Объединенных Наций уже давно находится в авангарде усилий по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества.
Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты.
Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и национальной юристдикции. Так, в ней были установлены:
права на свободную навигацию;
границы территориального моря в 12 милях от берега;
исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;
правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.
Кроме того, был создан Международный орган по морскому дну, а также другие механизмы урегулирования конфликтов, такие как Комиссия по границам континентального шельфа.
С момента принятия Конвенции по морскому праву, были приняты еще несколько документов, расширяющих правовой режим регулирования морей и океанов. Среди них принятое в 1995 году соглашение о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих рыб. Это соглашение устанавливает порядок защиты таких запасов с целью обеспечения их долговременного сохранения и рационального использования .
Что касается самой Конвенции по морскому праву, то ее положения осуществляются усилиями нескольких организаций. Среди них Международный орган по морскому дну, помогающий государствам-участникам осуществлять организацию и контроль деятельности по освоению минеральных ресурсов международной зоны морского дна. Международный трибунал по морскому праву занимается разрешением споров в отношении толкования или применения Конвенции, а Комиссия по границам континентального шельфа, отвечает за применение конкретных научных и технических методов для обозначения внешних границ континентального шельфа в тех случаях, когда находящаяся под водой часть прибрежного государства простирается более чем на 200 миль от береговой линии.
2.2. Морское право и интересы России
Исторически Россия исходила из своих интересов в сфере морского права. Так, Советский Союз, например, в отношении Арктики придерживался секторального принципа раздела и не признавал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, считающуюся «конституцией морей».
Конвенция рассматривается как основа для существования международно-правового режима регулирования Мирового океана, в том числе и его ресурсов. Также, немаловажно, что в текст документа включены задачи по защите и бережному отношению к окружающей среде, что стало правовой причиной развития международного права, в том числе международных договоров и соглашений, в данном направлении .
В то же время, принятие Конвенции имело ряд последствий. Во-первых, она закрепила правовые нормы, которые уже существовали де-факто, касаясь, в частности, оказания помощи в экстренной ситуации.
Во-вторых, конвенцией фиксировались те нормы, которые признавались на момент ее принятия по крайней мере рядом государств, находясь, таким образом, в процессе постепенной трансформации и становления в качестве норм обычного права. В частности, определялась исключительная экономическая зона государства шириной в 200 миль.
В-третьих, конвенцией вводились новые правовые нормы, к тому времени еще не получившие широкого применения и не использовавшимися большинством государств. Их трансформация в обычные нормы права могла быть возможной только при условии того, что они станут общеобязательной практикой, в том числе для тех стран, которые не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Морское право своими истоками восходит к Древнему миру. Морское судоходство и необходимость его регулирования привели к формированию основ морского права уже античности.
В Средние века традиционное морское право времен Римской империи стало вытесняться более передовыми нормами итальянских морских держав, Венецией, Генуей. Позднее, на передовые позиции в плане вышли уже нормы, разработанные в европейских странах и, прежде всего, в Великобритании.
Морское право охватывает права и обязанности, связанные с морским имуществом. Оно охватывает право владельцев судов, страхования имущества, ответственности, подсудности и т.д. Однако существуют проблемы касательно соотношения частных решений судов и формирования общего кодекса, признаваемого странами мира.