Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период НЭПа была проведена кодификация закона. Так, в 1922-1924 гг. в РСФСР были приняты уголовно-процессуальные, трудовые, гражданские, земельные, гражданско-процессуальные, лесные и исправительно-трудовые кодексы.
После создания СССР были изданы все кодифицированные Союзом правовые акты, закреплявшие общие принципы правового регулирования в различных сферах общественной жизни. Таковы были:
- Основные принципы уголовного права СССР и Союзных республик,
- Основы судебной системы СССР и Союзных республик,
- Основы уголовного правосудия СССР и Союзных республик,
- Общие принципы землепользования и землепользования.
Глава 1. Теоретическая характеристика периода НЭПа
1.1 Переход к НЭПу и причины перехода
После военных действий гражданской войны экономическое и финансовое положение в молодой революционной стране стало критическим. Промышленность была разрушена, производство сельскохозяйственной продукции катастрофически сократилось. Назревало недовольство среди безработных и разоренных крестьян. Все это стало причиной перехода к Новой экономической политики – НЭПу.
В первые годы после Октябрьской революции большевики в условиях гражданской войны и упрочения советской власти в населенных пунктах активно проводили политику "военного коммунизма". Исходя из постулатов военного коммунизма, он должен был подготовить страну к переходу к новому общественному порядку – коммунизму. Военный коммунизм характеризуется следующими моментами:
• Централизованная экономика.
• Полная национализация всех отраслей и предприятий.
• Отмена товарно-денежных отношений и запрет частной торговли.
• Государственная монополия для большинства аграрных секторов.
• Развитие военной промышленности и ориентация крупных предприятий на военные нужды.
• Государственное равномерное распределение пособий и результатов производства среди граждан .
Используя эти принципы, они пытались устранить расслоение населения на бедных и богатых. С помощью военного коммунизма, стремились построить состояние всеобщего равенства, при котором каждый получает столько, сколько необходимо для достойной жизни. Действительно, нынешняя политика оказалась несостоятельной. Все закончилось крахом и полным хаосом в экономике. Намеченные экономические цели не были достигнуты.
Экономика не могла выйти на новую колею и начала быстро разрушаться. Недовольство среди народа созревало, а активное сопротивление действиям властей возрастало. Чтобы подавить антиправительственные протесты, большевики должны были перейти к политическому подавлению. Напряженность в обществе стала катастрофической. Сложившаяся ситуация создавала предпосылки для отказа от неудачной формы правления .
Основными причинами изменения курса были:
- восстановление отношений между землей и городом, крестьянами и рабочими.
- Насущная необходимость спасения экономики.
- Денежная стабилизация.
- Активный отказ от избыточного присвоения крестьянами.
- Необходимость развития внешней политики.
14 марта 1921 года новая политика была принята на десятом съезде РКП (б). Изменения были основаны на соображениях В.И. Ленина о ценообразовании, финансовой политике и долге в смешанной экономике. Было решено создать симбиоз рыночных отношений, регулируемых государством.
Это был очень резкий поворот и изменение в ходе партии. После принятия НЭПа ненавистная сельским жителям система избыточных средств была заменена налогом. Теперь крестьяне могли платить государству либо деньгами, либо продовольствием. По сравнению с избыточными средствами налоговые ставки были снижены вдвое. Рыночные отношения вернулись в правовую сферу.
Обедневшее государство, ослабленное гражданской войной и внешнеполитической изоляцией, стояло перед серьезными проблемами. Самым важным было решение проблем снижения инфляции, балансировки бюджета и преодоления кредитной блокады. Менее чем за год были приняты новые указы и реализованы основные экономические шаги .
Внешнеполитические игроки убедились в способности нового правительства проводить и доводить до кона экономическую политику.
Впервые были опробованы идеи долгосрочного планирования. В период новой политики они начали разрабатывать план ГОЭЛРО – Государственной комиссии по электрификации России, рассчитанный на десять - пятнадцать лет.
В результате была создана единая энергетическая цепь электростанций, которая легла в основу будущего развития промышленности. К середине двадцатых объем производства восстановился до довоенного уровня. Была сформирована торговая сеть, реконструированы и построены предприятия тяжелой промышленности.
1.2 Содержание НЭПа
В.И. Ленин был инициатором возвращения определенных черт дореволюционного строя к хозяйственной жизни. В своих выступлениях на партийных съездах X (1921) и XI (1922) он заявил, что, продолжая жестокие меры давления на страну, Советское правительство рискует масштабными действиями крестьян. Ленин говорил, что в условиях кризиса, охватившего страну, необходимо успокоить общество и попытаться ликвидировать разруху. НЭП проводился в несколько этапов:
- ликвидация избыточных средств и их замена твердым имущественным налогом;
- разрешение на торговлю сельскохозяйственной продукцией;
- восстановление права на создание кооперативов;
- денационализация некоторых промышленных предприятий;
- предоставление в аренду предприятий, оставшихся в руках государства;
- отмена запрета частной торговли;
- разрешение на аренду земли и выполнение на ней работы.
Несмотря на ряд передовых особенностей, НЭП сохранил ряд характерных черт предшествовавшей ему политики "военного коммунизма". Изменения в экономической сфере не привели к изменениям политической системы: по-прежнему сохранялась безраздельная власть большевистской партии, замаскированная под диктатуру пролетариата. В этом отношении система управления оставалась достаточно жесткой, и преобладали административные порядки.
Помимо острого расхождения между экономической либерализацией и ужесточением командования и контроля, были и другие недостатки. Главное было в идеологической сфере: возвращение элементов свободного рынка должно было служить трамплином для построения социализма, отрицающего рыночную экономику. Власти пренебрегли возможностями частного сотрудничества. Разрешение на торговые операции и открытие частных предприятий не привело к восстановлению экономики еще и потому, что государственная поддержка оказывалась в основном национализированным предприятиям .
НЭП резко негативно воспринимался многими сторонниками мировой революции, поскольку выглядел как возвращение к дореволюционному образу жизни с диктатурой частного собственника и эксплуатацией беднейших слоев населения. Мелкие предприниматели, вышедшие на первый план во время существования НЭПА, воспринимались обществом с осторожностью.
Глава 2. Кодификация права в период НЭПа
2.1 Перестройка государственного аппарата
Окончание гражданской войны и окончание военной интервенции за рубежом, переход к мирной жизни и восстановление разрушенного войнами народного хозяйства, реализация НЭПА, формирование и развитие СССР потребовали перестройки государственного устройства. Главным при этом было упразднение оперативных кадров всех видов и создание системы власти и управления.
В промышленности упраздняется система центрального управления, и предприятия получают значительную экономическую независимость (право продавать часть своей продукции, самостоятельно обеспечивать себя сырьем, в том числе закупать за рубежом).
Были разграничены функции Совета труда и обороны (СТО), Комитета государственного планирования и Верховного совета народного хозяйства. Были созданы главное хозяйственное управление (орган регулирования и планирования) и центральное управление государственной промышленности (орган управления производством). В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 года были созданы тресты, объединявшие родственные предприятия.
В экономику вводилось плановое начало. В годы гражданской войны началась разработка долгосрочного плана электрификации России. В 1921 году для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия (Госплан).
Лозунг революции вся власть Советам! начал менять свое содержание впервые спустя несколько месяцев после октября. Жизненно важные потребности государственного строительства направили процесс на превращение советов в органы местного самоуправления и представительства центра на местах. В тесной связи с кампанией Лицом к деревне! Была начата для Советов так называемая кампания оживления.
Президиум Центрального исполнительного комитета СССР постановил, что выборы 1924 года должны быть отменены, если в них приняло участие менее 35% избирателей. Главное заключалось в том, что избирательные права в нарушение конституций союзных республик были срочно возвращены лицам с наемным трудом – прежде всего кулакам и, например, казакам, воевавшим на стороне белых.
Повторные выборы весной 1925 года показали, как было официально заявлено, резкое снижение процента коммунистов и бедняков в Советах и высокую явку. На зимних выборах 1925/1926 годов в РСФСР участвовало 47,3% избирателей.
Связь Советской власти с крестьянством была восстановлена, хотя и ценой больших затрат: в стране инструмент власти был передан в руки кулаков, а оппозиция в партии усилилась. Побочным эффектом всей кампании было то, что центральное правительство осознало значение традиционных форм крестьянской власти – сельских собраний – и ряда предписаний, которые они включали в советскую государственную систему .
О деятельности Советов в регионах с нерусским населением была затронута отдельная тема. Предусматривались меры по укоренению государственного аппарата национальных регионов, привлечению к нему представителей коренной национальности и внедрению их языка в служебную работу. При поступлении на государственную службу при прочих равных условиях преимущество должно было быть предоставлено лицам, знающим местные языки.
Органы правопорядка. В этой сфере чрезвычайные организации ликвидировались под лозунгом революционной законности, тем самым укрепляя гарантии прав личности и собственности граждан. 6 февраля 1922 года ВЧК и ее местные органы были упразднены. Вместо ВЧК под председательством Народного комиссара или его заместителя, назначенного СНК, было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. Среди исполнительных комитетов, непосредственно подчиненных ГПУ, были созданы местные политические отделы. Указ поручал ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных восстаний, охрану границ, железных дорог и водных путей, а также борьбу с контрабандой. ГПУ располагало специальными войсками и его органы получили право обысков и арестов.
2.2 Развитие права в годы НЭПа
В период НЭПА произошли значительные изменения в сфере советского права. Новые условия государственной и социальной жизни настоятельно требовали скорейшей кодификации. В период НЭПА было принято 8 кодексов, которые действовали в советской стране несколько десятилетий.
Уголовное законодательство РСФСР приняло форму только в 1920 году, но на него сильно повлияла большевистская идеология, проистекающая из революционного правосознания, пролетарской ненависти к врагам революции и революционной целесообразности.
Победа большевиков в гражданской войне и переход к НЭПУ стали отправной точкой для создания Уголовного кодекса РСФСР, который был принят 26 мая 1922 года на IX съезде КПСС. Всероссийский съезд Советов вступил в силу 1 июня 1922 г. Затем в течение нескольких лет в кодекс были внесены определенные изменения, и 22 ноября 1926 года Всероссийский центральный исполнительный комитет РСФСР принял новый вариант Уголовного кодекса, который вступил в силу 1 января 1927 года.
В новом Уголовном кодексе 1922 года понятие преступления обозначалось как любое социально опасное деяние или бездействие, угрожающее основам советской правовой и распорядительной системы, построенной рабоче-крестьянским правительством в переходный период к коммунистической системе. Преступление признавалось таковым, если была вина.
Статья 10 УК 1922 года (ст. 16 УК 1926 года) допускала аналогию закона, которая предусматривала в Уголовном кодексе отсутствие прямых указаний на определенные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты статьи, наиболее сходные по смыслу и характеру преступления. Уголовное право также было ретроактивным, то есть применялось ко всем преступлениям, совершенным до 1 июня 1922 года, за которые еще не было наложено наказание.
Что касается преступлений, то уголовное законодательство различало преступления против советского режима или такие преступления, которые наиболее опасны для общества, как бандитизм и все другие преступления. В первой категории невозможно было снизить нижний предел наказания, во второй категории преступлений был более высокий предел наказания, который не мог быть превышен.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года предусматривал следующие наказания за перечисленные преступления. Смертная казнь была назначена в виде казни, применяемой за самые опасные преступления советской системы. В этот период, согласно кодексу, к политическим противникам Советского режима обычно применялось такое наказание, как судебная высылка из РСФСР.
Конфискация имущества преступника могла осуществляться полностью или частично в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Ущемление прав использовалось как вид уголовного наказания, предусматривавший лишение осужденного лица гражданских и политических прав на срок не более пяти лет. Осужденное лицо не имело права избирать и быть избранным (то есть оно было лишено активного и пассивного избирательного права), не могло избираться в общественные и профессиональные организации, не могло занимать ведущее положение, быть защитником в суде, выступать в качестве поручителя и опекуна. Это было представлено как определенные меры социальной защиты .
Что касается классификации преступлений, то Кодекс 1922 года содержал контрреволюционные государственные преступления, направленные на насильственное вооруженное свержение Советской власти (например, крестьянские и казачьи восстания, восстания басмачей в Средней Азии, вторжение войск Белой Гвардии на территорию РСФСР), шпионаж в пользу империалистических государств (передача информации государственной тайной), участие в антисоветских заговорах, поддержка контрреволюционных элементов в подрывной политической деятельности, участие в террористических актах.
Следующая группа преступлений состояла из преступлений, нарушающих правила отделения церкви и государства. Использование религиозных предрассудков для свержения советского режима или антисоветской пропаганды строго каралось. Обучение маленьких детей религиозным верованиям, проведение религиозных ритуалов в государственных учреждениях, размещение икон и других предметов религиозного почитания в государственных учреждениях каралось уголовно.
К числу экономических преступлений в уголовном кодексе была отнесена бесхозяйственность (халатная) деятельность руководителей, которые привели к не исполнению хозяйственных планов, к разбазариванию государственной собственности, для небрежного использования рабочей силы, о дезертирстве рабочей силы и спекуляций с иностранной валютой в обмен на советские банкноты, нарушение государственной монополии на изготовление и продажу алкогольных напитков, нарушение правил торговли, для промышленности и пищевой продукции.
Глава Кодекса о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства лица называет убийство умышленным, которое каралось лишением свободы не менее восьми лет в условиях строгой изоляции. Непреднамеренное убийство наказывалось лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. Превышение необходимых мер обороны, в которых последовала смерть нападавшего, или убийство лица, пойманного на месте преступления, превышающее меры, необходимые для задержания, каралось лишением свободы на срок до одного года. Весьма примечательная статья, в которой сообщалось, что убийство по просьбе или по настоянию убитых из сострадания (например, неизлечимая болезнь) не влечет за собой уголовного наказания .
В следующих разделах перечислены умышленное и неосторожное нанесение телесных повреждений, побоев, иных насильственных действий, умышленное заражение венерическим заболеванием, принуждение, похищение или замена чужого ребенка с целью наемничества, а также размещение в психиатрической клинике сознательно здорового человека из корыстных побуждений, которое оставляет человека в опасности с угрозой для его жизни.
Заключение
В данной работе были рассмотрены некоторые особенности кодификации права в России в 1920-е годы на примере основных законодательных актов (Конституция, гражданский, уголовный, земельный, трудовой кодекс и др.). Можно отследить, как это отразилось в кодификации политической и экономической ситуации в стране, выявить основные источники права и особенности правосознания эпохи НЭПа.
Советская юридическая наука сделала свои первые шаги в трудный период революции, гражданской войны и создания основ социалистической государственности. Создание нового государственного аппарата, новой правовой системы на развалинах разрушенной государственности самодержавной России требовало переосмысления всех категорий правоведения в соответствии с требованиями времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Зерцало, 1997. – С. 111-174.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. // СПС «Кон-сультантПлюс».
3. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. // СПС «Консультант-Плюс».
5. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».
6. Конституция РСФСР 1918 г. // СПС «КонсультантПлюс».
7. Основной закон (конституция) СССР 1924 г. // Кукушкин, Ю.С., Чис-тяков, О.С. Очерк истории Советской Конституции. – М.: Политиздат, 1987. – С. 263-283.
8. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».
9. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. // СПС «КонсультантПлюс».
10. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. // СПС «Консуль-тантПлюс».
11. Алексеев Г.М. Власть и рынок в условиях нэпа // Власть. – 2011. – №8. – C. 129-132
12. Альбов А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.]; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 134 с.
13. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.
14. Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. – 2000. – №2. – C. 122-181.
15. Захаровский Л.В. История России советского периода [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Захаровский, С. Л. Разинков. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 211 с.
16. Карр Э.X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929: Пер. с англ. Л.А. Черняховской. – М.: «Интер – Версо», 1990. – 208 с.
17. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. – М., 2012. – 358 с.
18. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 516 с.
19. Чибиряева С.А. История Государства и права России: Учебник для вузов/Г75. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - С. 528.
20. А. С. Шабуров, Ж. С. Жайкбаев. Теория государства и права: учебное пособие – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с
21. Яхутль Ю. А. Кризисы нэпа: второй кризис новой экономической политики 1925 г // ИСОМ. – 2012. – №3. – C. 64-68.