Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Появление городов - каменной летописи человечества - хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города являются главной ареной политических, экономических, социальных процессов, происходящих в современном мире, местом сосредоточения величайших ценностей, созданных человеческим трудом.
Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных уголках земного шара? Какая у них внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.
Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Концентрируя в себе огромный научно-технический, производственный и социокультурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают огромное влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение сегодня особенно актуально.
Устаревшее и ограниченное понимание агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительному количеству областей, на которые могут влиять и руководствоваться чиновники и политики, выбирая сегодня в пользу концепции поддержки развития городской агломерации.
Целью курсовой работы является рассмотреть городские агломерации, способы их формирования и тенденции развития.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Термин «агломерация» применительно к колонизации был введен французским географом М. Ружом, согласно которому агломерация возникает, когда концентрация городской деятельности превышает административные границы и распространяется на соседние агломерации.
Агломерация уже существует. Собственно агломерация - это скопление населенных пунктов, преимущественно городских, объединенных интенсивными производственными, экономическими и культурными связями. Это прежде всего демографический и экономический процесс, он происходит независимо от нашего желания.
Существует множество определений слова «агломерация».
По мнению Петрова Н.В., городские агломерации представляют собой компактные кластеры географически сконцентрированных городов и других населенных пунктов, которые в процессе своего роста сближаются (иногда развиваются вместе) и между которыми усиливаются различные экономические, профессиональные, культурные и повседневные.
Перцик Е.Н. дает другое определение: городская агломерация - это система географически близких и экономически взаимосвязанных заведений, объединенных устойчивыми трудовыми, культурными, семейными и производственными отношениями, общей социальной и технической инфраструктурой, представляет собой форму качественно нового населения, он предстает преемником города в его компактной форме (автономном, пунктуальном), особым продуктом современной урбанизации. А крупные городские агломерации - важнейшие районы, в которых сосредоточены прогрессивные производства, административно-хозяйственные, научные и проектные организации, уникальные культурные и художественные учреждения и наиболее квалифицированные кадры.
Границы городской агломерации подвижны во времени за счет изменения главного параметра агломерации - дистанции суточного передвижения от места проживания до места работы: в рамках пространственной самоорганизации этих перемещений, расстояние между ними увеличивается пропорционально увеличению скорости транспортных средств, а время нахождения увеличивается незначительно.
Развитие городских агломераций характеризуется:
• Строительством гигантских городских кластеров, включая постоянно растущие и расширяющиеся ядра, которые продолжают добавлять новые районы в свою орбиту, концентрацию в них больших масс населения;
• Стремительным развитием пригородов и постепенное (хотя и не всегда понятное) перераспределение населения между центрами городов и пригородами;
• Участием сельского населения в составе несельскохозяйственной рабочей силы, особенно в городских районах;
• Пригородными миграциями и систематическое перемещение людей в пределах мегаполисов для работы, учебы, культурных услуг и отдыха в беспрецедентных масштабах.
Первый признак, по которому мы можем дать утвердительный ответ на вопрос о существовании агломерации, - это прочные экономические связи между городами. Второй - это поездки на работу, то есть регулярное перемещение резидентов из одного заведения в другое и обратно, например, для работы и учебы.
Как известно, сейчас 12,2% ангарцев и 22% челеховцев ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а 48,7% ангарцев и 72,3% челеховцев посещают Иркутск не реже одного раза в месяц. Количество людей, которые ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных поселков - Листвянки, Мегеты, Большого Луга и др., Пока неизвестно, известно лишь, что наблюдается устойчивая маятниковая миграция.
С экономической точки зрения агломерация представляет собой крупный рынок, интересный для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от городской черты. Уникальная работа и рынок недвижимости. При достаточно развитой транспортной системе человек, работающий в Иркутске, может без лишних хлопот купить квартиру в Шелехове на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, и сделать покупки в большом мегаполисе.
Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - тех, которые будут удерживать здесь население и привлекать новых жителей.
Сегодня в Российской Федерации крупнейшими агломерациями являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара.
1.1 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
В городских агломерациях со значительными характеристиками их планировочной структуры и административного деления можно выделить принципиально разные территории, что позволяет рассматривать эти территории как типовые и функционально регулярные образования.
1) Историческое ядро города - это очень небольшая территория, на которой сосредоточены выдающиеся архитектурные и исторические постройки, административные, культурные и деловые центры столичного региона. Это исторические центры Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, состоящее из Сити, Вестминстера и Вест-Энда; южная часть округа Нью-Йорк, занимающая территорию острова Манхэттен.
Исторические центры европейских столиц характеризуются очень плотной застройкой, которая складывалась на протяжении многих веков:
• радиальным-круговым расположением, унаследованное от исторического прошлого или близкое к нему;
• постепенным переносом жилой застройки в здания государственного или коммерческого значения;
• широким развитием предприятий, гостиниц, музеев и т. д. Дневное население значительно превышает ночное население.
2) Центральная зона города включает, помимо исторического ядра, ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, которая развивалась в европейских столицах в основном до середины XIX века, а позже покрыли кольцом железных дорог, станций и промышленных зон. В последующие десятилетия эта зона претерпела значительные преобразования, но в значительной степени сохранила прежнюю планировку, здесь много ценных объектов. Наряду с развитием и территориальным расширением административных, деловых, культурных, научных и коммерческих функций столиц, эта зона все больше и больше перестраивается, перестраивается и принимает на себя функции центра. Центральные районы столиц могут включать: центральную планировочную зону Москвы, Парижский департамент в пределах старых крепостных стен, центральную зону Санкт-Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Центральные зоны в целом характеризуются значительным превышением дневного населения над ночным и постепенным сокращением количества жителей.
3) Внешняя территория Москвы и Санкт-Петербурга административно входит в состав города, в Париже она входит в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне - внешняя часть «старых пригородов», но можно и отнести к окраинам города. В настоящее время большая часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных районах, и, поскольку вся территория этих районов застроена прочной застройкой, их население