Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие важнейшей проблемой является вхождение в сферу образования нового поколения людей, родившихся и выросших на переломе тысячелетий, сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых современных гаджетов в режиме «on-line».
Особенности цифрового поколения складываются из изменения их образа жизни в сравнении с предыдущим поколением. 89 % детей в России выходят в сеть почти каждый день или каждый день. Число таких детей продолжает увеличиваться. И лишь 50% взрослых, их родителей пользуются интернетом каждый день.
Проводимое детьми в интернете время занимает значительную часть их жизни. Интернет становится тем фактором, который формирует образ жизни будущего. В связи с высокой скоростью потока информации и общения при пользовании интернетом велико влияние на формирование личности и развитие психики ребенка: память, мышление восприятие, речь и внимание.
Самым значимым в развитии детей становится интернет. Он для них выступает новым культурным инструментом, влияющим на развитие высших психических процессов, которые социальны по происхождению. Они определяют всю жизнь человека. Если раньше высшие психические процессы развивались через общение ребенка с взрослыми и детьми, то сегодня общение в значительной степени происходит через интернет.
По сравнению с предыдущими поколениями, у новой молодёжи ещё больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей — жизненный опыт и т. д., сейчас они, в основном, отбрасывают. Для них взгляды родителей («предков», «геронтов») безнадёжно устарели, что само по себе является большим противоречием для общества.
Современное и предыдущее поколения молодежи по-разному воспринимают новые технологии, обучаются, развиваются и проводят свободное время. Изучением поколений и спецификой обучения каждого из них занимались такие ученые, как Н.Хоув и В.Штраус. Также про воспитание молодого поколения можно найти информацию в работах Э.Дюркгейма.
Поколение представляет собой совокупность людей, родившихся в определенный период жизни и подвергшиеся влиянию одних и тех же событий. Н. Хоува и В. Штраус выделяет типы поколение такие как: победители и строители – поколение, рожденное в 1900-1923 г., молчуны – 1923-1943 г., беби-бумеры – 1943-1964 г., поколение Х- 1964-1984 г., поколение Миллениум(У) – 1984-2001 г., поколение Z – с 2001 г. и по настоящее время. Но мы хотим поговорить о поколение Y и Z. Поколение Y обучаются в школах, в вузах, а поколение Z ходят в детский сад и в школу, активно развиваются, узнают окружающий их мир, их ценности еще не сформированы.
Поколение Z имеет тягу ко всему новому. Им нравится осваивать новые технологии. Поэтому педагог в эпоху цифрового воспитания должен использовать новые инструменты в образовании, внедрять цифровые технологии в свою работу, учитывая отличие поколения Z от предыдущих поколений.
Исходя из актуальности проблемы исследования нами была поставлена цель: разработать методические рекомендации по созданию условий личностного и познавательного развития младших школьников «цифрового» поколения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие о теории поколений;
2. Рассмотреть специфику познавательного развития младших школьников цифрового поколения;
3. Изучить специфику личностного развития младших школьников цифрового поколения;
4. Описать опыт обучения и воспитания младших школьников цифрового поколения.
Объект исследования – система воспитательной работы.
Предмет исследования – условия личностного и познавательного развития младших школьников цифрового поколения.
Исходя из задач, нами были сформулированы следующие методы: анализ, обобщение, синтез, сравнение.
1 Понятие о теории поколений
Личность каждого человека развивается под влиянием ценностей поколения, к которому она принадлежит. Поколение – это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях.
В 1990-х годах американцы Нейл Хоув (экономист, демограф) и Вильям Штраус (историк, писатель) независимо друг от друга обратили внимание на постоянно обостряющиеся конфликты между представителями различных поколений. Объединив свои усилия, они провели анализ истории США, в результате чего выяснили следующие закономерности:
конфликт поколений не связан с возрастными противоречиями, так как с достижением определенного возраста все люди не приобретают общих для этого возраста ценностей;
существуют определенные периоды, когда большинство людей все же такие ценности имеют.
Эти выводы послужили толчком для создания Теории поколений, которая появилась в 1991 году.Теория поколений — это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, также взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки.
Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Адаптацию теории поколений для России в2003 – 2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий, и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели, и что нас мотивирует.
Формирование ценностей происходит, согласно данной теории, примерно до 12 – 14 лет. Оно происходит под влиянием исторических событий (война, полет человека в космос, перестройка и другое), также они зависят от модели воспитания в семье.
Теория описывает повторяющиеся циклы поколений. Каждые четыре поколения составляют цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, около 20 лет, длительность одного цикла – 80-90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой.
Проанализировав историю практически с XV века до наших времён, основатели Теории установили, что развитие поколений повторяется. Оно представляет собой 80-летний цикл, за который успевает смениться четыре поколения.
Между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих вопросов, поэтому важно знать временные интервалы между ними, для того, чтобы понимать, кто есть, кто: (табл.1)
Таблица 1.1 - Периодизация теории поколений
№
п/п Наименование поколения Период
1 Величайшее поколение 1901-1923
2 Молчаливое поколение 1923-1943
3 Поколение бэби-бумеров 1943-1963
4 Поколение Х 1963-1984
5 Поколение Y — миллениалы 1984-2000
6 Поколение Z С 2000
Рассмотрим подробнее характеристику поколений, представленных в таблице.
1. «Величайшее поколение» (1901-1925 г.р.) - воевали в Первой мировой войне: в России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов и гражданской войны, коллективизации, электрификации. Для них характерно: трудолюбие, ответственность, семья и семейные традиции, категоричность суждений, а также приверженность идеологии.
2. «Молчаливое поколение» (1925-1944 г.р.) – в России влияние на этих людей оказали: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, коллективизация, голод, лишения, переживание горя и потерь, изоляция от внешнего мира, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение, коллективизм.
3. «Поколение Беби-Бумеров» (1944-1967 г.р.) - В виде демографического взрыва народилось поколение «бебибумеров»: окончание Великой Отечественной войны, подъем экономики, материальное процветание, «оттепель», покорение космоса, существование мировой супердержавы, холодная война, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, лучший спорт, пионерские лагеря. Их ценности – «государство – единая семья», «все люди – братья». Эти люди оптимисты и идеалисты, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и командный дух. Им интересно заниматься тем, что приносит пользу людям, стране, им интересен процесс труда. Это поколение является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость.
4. «Поколение Х» или «Неизвестное поколение» (1967-1984 г.р.) – 36 – 56 лет - продолжение холодной войны, период застоя, СПИД, наркотики, война в Афганистане, летние Олимпийские игры в Москве.
С детства привыкли к самостоятельности: сами приходили из школы, разогревали обед, гуляли, много и самостоятельно читали, ходили в библиотеки, их так и называли — «дети с ключом на шее». С энтузиазмом занимались общественной деятельностью: собирали металлолом, макулатуру. Поколение Х очень любит учиться, им важны именно знания. Вырастая, они продолжают много читать, стремятся учиться новому в течение всей жизни, развиваться в профессиональном плане. Их характеризуют: ответственность, добросовестность, прагматизм, надежда на себя, стремление учиться в течение всей жизни, готовность к изменениям. Именно для поколения Х являются ценностью человеческие отношения: дружба, взаимовыручка, коллектив, внимание к людям.
Главная проблема поколения Х, тянущего на себе все — усталость. Именно этому поколению пришлось учиться перестраиваться под влиянием внешних обстоятельств, чтобы оказаться успешным в новых условиях.
5. «Поколение Y» или «Поколение Миллениум» (1984-2000) 18 – 35 года: глобализация, появление массовых коммуникаций и интернета, бурное развитие информационных технологий, мобильной связи, а также распад СССР, рыночные реформы, политическая либерализация, катастрофа на Чернобыльской АЭС, дефолт, теракты.
Игреки родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое благосостояние многих семей росло. Поколение Y выросло в тепличных условиях: у них всегда были еда, игрушки, деньги, а их родители отказывали себе во всем, лишь бы обеспечить детей. «Игреки» привыкли, что все их желания выполняются, они уверены в себе и имеют высокую самооценку.
Игреки, как правило, не получили такого глубинного фундаментального системного образования, как Иксы, и многие из них предпочли развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Это в большей степени люди с высшим образованием, карьерный рост не является для них основой успеха, им важнее попробовать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников : учеб.пособие для студентов вузов / А. Д. Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008.
3. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва :Academia, 2001.
4. Возрастная психология : рек. УМО в качестве учеб.для студентов вузов / А. К. Белоусова [и др.] ; под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия / ред., сост. В. С. Мухина, ред., сост. А. А. Хвостов. - Москва : Академия, 2001.
6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб.пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - Москва : Педагогическое общество России, 2004.
7. Книтель, Ж.А. Личностный подход в развитии познавательной самостоятельности учащихся / Книтель, Ж.А.. - Текст : непосредственный // Теория и практика развития современного высшего профессионального образования: мат.междунар.науч.-практ.заоч.конференции. - М. - Ч.II.- С.184-190. - Шадринск,2006.
8. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : кн. для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Москва : Просвещение, 1988.
9. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников : кн. для учителей и кл. рук. / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1976. - 303 с.
10. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника : пособие для учителя / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1977.
11. Марцинковская, Т. Д. Психическое развитие современного дошкольника - константы и трансформации / Т. Д. Марцинковская. - Текст : непосредственный // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 42-53.
12. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника : учеб.-метод. пособие для студентов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Т. Патрина. - Москва : Просвещение, 1970.
13. Младший школьный возраст . - Текст : непосредственный // Возрастная психология : рек. УМО в качестве учеб.для студентов вузов / А. К. Белоусова [и др.] ; под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - С. 241-266.
14. Николаева, Е. И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е. И. Николаева. - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 150-155.
15. Поддъяков, А. Н. Методология многофакторных исследований как направление познавательного и личностного развития / Поддъяков, А.Н.. - Текст : непосредственный // Школ.технологии. - 2008. - №3.- С.86-94.
16. Попова, А. Ю. Универсальное комплексное психолого-педагогическое обследование младших школьников / А. Ю. Попова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика : науч. - метод.журн. - 2016. - N 1. - С. 42-46.
17. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР ; ред. В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1990.
18. Савельева, О. А. Влияние интернет-среды на формирование личности обучающихся в современном информационном обществе = TheinfluenceofInternetenvironmentonthedevelopmentofstudents` personalityinmoderninformationsociety / О. А. Савельева, О. Н. Бободжонова. - Текст : непосредственный // Информатика и образование. - 2018. - № 5. - С. 27-30.
19. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - Текст : непосредственный.
20. Сорокоумова, Е. А. Программа развития познавательной мотивации поколения Z в исследовательской деятельности / Е. А. Сорокоумова, В. О. Журинская. - Текст : непосредственный // Психология обучения. - 2017. - N 11. - С. 39-50.
21. Стефаненко, Н. А. Стандарт нового поколения и реальные потребности младших школьников / Н. А. Стефаненко, А. Е. Соловьева. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 4-7.
22. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06448-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455213.
23. Фридман, Л. М. Личностное развитие / Л. М. Фридман. - Текст : непосредственный // Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. - Москва, 1991. - С. 123-170.
24. Шиян, И. Б. Интеллектуальный компонент личностного поведения школьников / И. Б. Шиян. - Текст : непосредственный // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С. 83-85
25. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб.пособие для пед. вузов / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979.
26. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1971.