Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что роман Е.И. Замятина «Мы» до сих пор остается одним из самых интересных и загадочных произведений русской литературы в силу своей необычности и символичности.
К сожалению, далеко не каждый современный читатель в состоянии понять глубокий и трагический смысл данного произведения. Роман глубоко символичен, имеет множество различных линий, которые, с одной стороны, дают читателю задуматься над сложностью человеческого бытия, значимости личности человека как высшей социальной ценности, а с другой – рассказывают новым поколениям о сложном историческом периоде в истории русского государства, когда была сформирована стандартизированная идеология, где человек как личность мало что значил и был лишь частью единой государственной системы, которую Замятин символически обозначил нумерацией людей.
1. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР В РОМАНЕ Е.И ЗАМЯТИНА «МЫ»
1.1. Символика цвета
По данным ряда исследователей, цвет используются писателями и поэтами разных исторических эпох для выражения определенных эмоциональных состояний, характеристик героев, отражения направленности ситуации. При этом нужно отметить, что далеко не всегда символика цвета у каждого писателя или поэта совпадает с традиционным значением того или иного цвета, свойственным для разных этносов [Панкратова, 2015, с. 13].
А.Д. Бакалюк в ходе анализа текста романа Е.И. Замятина «Мы» выделил 754 лексических единицы, имеющие цветовое значение [5, с. 12].
Для описания различных характеров и эмоциональных состояний героев Е.И. Замятиным было использовано 10 основных цветов, которые встречаются в разных количествах, но все символизируют определенные моменты.
Так, больше всего в романе используются желтый и красный цвета, каждый из которых имеет свой значение.
Желтый цвет, по Е.И. Замятину, является символом революции, перемен, острого чувства неудовлетворенности существующими условиями жизни. Данный цвет отражает характер и поведение такого персонажа как I-330, которая надевает желтое платье и символизирует в романе «Мы» протест. Мысли Д-503 о I-330 также описаны в желтых тонах.
Желтый цвет выступает в романе также как цвет безжизненности и обреченности. Давайте вспомним, к примеру, как Замятин характеризует скучных, уставших от жизни, пожилых нумеров: «над книгой – шишковатая лысина, и лоб – огромная жёлтая парабола; голые, жёлтые, всклокоченные люди» [Замятин, 1990, с. 136].
Красным цветом Е.И. Замятин «рисует» запретные темы, даже те, которые могут составлять определенную угрозу жизни. Данный цвет также ассоциируется у читателя, прежде всего, с I-330, у которой кроваво-красные губы. Являясь символом протеста, она связана в восприятии читателя с провокацией, результатом которой может стать близкая смерть.
Примерно в 7,5–13% случаев в романе «Мы» используются такие цвета как синий и белый (по 7,5%), серый (8,3%), зеленый (9%), голубой (9,7%), розовый (10%) и черный (13%) [Бакалюк 2018, с. 16].
Третьим по значимости цветом, используемым Е.И. Замятиным для обозначения эмоций в романе «Мы», является черный.
1.2. Символика геометрических фигур
Символика геометрических фигур в романе Е.И. Замятина «Мы» подробно рассматривается в работах Е.И. Асташиной. Как утверждает автор, для оценки рационального использования времени тем или иным героем Е.И. Замятиным применяется измерение параметрических соотношений гипотенузы и катетов простого треугольника [Асташина, 2020]. Прокладывая путь Д-503, который ему необходим для прогулки, Е.И. Замятин делает акцент на том, что Д-503 проходит по двум катетам, минуя более короткий путь, который предлагает гипотенуза.
Кроме того, все события, которые описываются Е.И. Замятиным в романе «Мы» существуют в пространстве «метафорического геометрического треугольника» [Асташина, 2021], который имеет три элемента – завязку события, его кульминацию и развязку. Действие каждого персонажа в любой ситуации, происходящей в романе, можно представить в виде такого треугольника.
2. СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ И БУКВЕННЫХ ИМЕН В РОМАНЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ»
2.1. Роль чисел в художественных произведениях.
Еще Пифагор говорил о том, что все явления и объекты, которые существуют на планете, можно представить в виде чисел. Число является очень многогранным символом, который может отражать как конкретные реальные ситуации, так и эмоциональный компонент происходящего или какую-либо особенность, ярко отражающую того или иного человека или другой объект.
И.С. Панкратова отмечают, что «числом можно обозначить любую логическую конструкцию, а также описать в числовой последовательности каждое событие. Это связано с тем, что число выступает в качестве многогранного символа, который не уступает по своей значимости любому другому образу, который создается авторами художественных произведений» [Панкратова, 2015].
В.Н. Топоров даже создал специальную классификацию, в которой выделил два основных вида художественных текстов – «сильночисловые» и «слабочисловые» [Топоров, 2009].
Из названий видов художественных текстов, согласно мнению В.Н. Топорова, становится ясно, что «художественный текст может быть полностью выражен в числовой символике, а может только включать отдельные числовые элементы, которые также будут отражать определенные смысловые позиции». [Топоров, 2009]
Так, в «слабочисловых» художественных текстах число не является естественным символом, оно чаще всего используется в повествовании в силу необходимости, т.е. несет минимальную смысло-символическую нагрузку, а, скорее, несет когнитивную функцию донесения до читателя определенной фактической информации.
«Сильночисловые» художественные тексты, собственно, построены на числовых символах, которые могут быть «равнозначными с другими символами или вовсе доминировать, формируя целостную художественную картину» [Топоров, 2009].
2.2. Функции чисел в романе
В романе Е.И. Замятина «Мы» число имеет важнейшее значение. Данное произведение можно отнести к категории «сильночисловых», поскольку числами и другими математическими категориями здесь обозначаются не только имена персонажей, но и многие другие явления, ситуации, понятия.
В работе Е.И. Асташиной говорится о том, что, например, «сознание Д-503 – главного героя произведения, полностью оматематизировано, т.е. наполнено математическими знаками, терминами и числами» [Асташина, 2020].
Указанный автор обозначает важное значение числовой дроби как сочетания различных эмоций, испытываемых тем или иным героем. «Когда у героя смешанное настроение, то в числителе и знаменателе дроби могут стоять числа, которые визуально не соответствуют друг другу, и, наоборот, в случае гармонии в душе персонажа он мыслит красивыми дробями» [Асташина, 2020].
Н.А. Струве определяет роман «Мы» как преимущественно цифровой, отмечая, что слова и другие образы фактически являются второстепенными в повествовании [Струве, 2020 с. 367]. Автору курсовой работы кажется это утверждение слишком категоричным, а потому можно говорить о чрезвычайной важности как слов и образов, так и числовых символов, которые Замятин выставляет на первый план как отражение невозможности самореализации героев романа.
2.3. Символика буквенных имен
Проводя анализ текста романа «Мы», нужно, в первую очередь, сказать, что некоторые буквы, которые использованы на обозначения имен, – латинские, что важно для писателя, поскольку свой художественный текст он наполняет научностью, нужной для эффекта гротеска, чтобы показать нелепость созданного Е.И. Замятиным мира людей, сотканных из букв и чисел.
Говоря о символике буквенных компонентов имен героев романа Е.И. Замятина «Мы», нужно, прежде всего, отметить, что автор применил гендерный подход к выбору букв. Согласными буквами Е.И. Замятин обозначил в романе все мужские имена, а гласными – женские.
В.С. Глазкова отмечает, что это связано, прежде всего, с тем, что, «с фонетической точки зрения, согласные звуки звучат намного грубее и резче, чем гласные» [Глазкова, 2017].
Тем самым, Е.И. Замятин отражает мужественность, силу, грубость мужчин, которые должны быть заложены в них природой, а также нежность, хрупкость и утонченность женщин, которых мужчины должны защищать даже в таком абсурдном мире, какой показан в романе «Мы».
Главный герой романа обозначается буквой «Д» – твердой, звонкой и уверенной в себе. Герой не просто строит Интеграл, он еще является повествователем в данном романе, описывает события с точки зрения своего видения, а фактически – отражает образ самого автора, его отношение к созданной реальности и его же трагедию. Автор передает свои мысли, чувства и видение существующей системы через поведение, высказывания и эмоции главного героя.
Кроме того, буква «Д» в славянском алфавите называлась «Добро» (несмотря на то, что буквы латинские, Замятин, будучи русскоязычным писателем, ассоциирует два алфавита и делает из латинских букв русские символы) – герой считает себя добрым человеком, который приносит только благо обществу, несмотря на то, что общества как такового уже нет, есть только набор букв и цифр, которые живут по определенному алгоритму и под жестким контролем не только власти, но и друг друга.
Вторым важным персонажем романа «Мы» является «I» – девушка, которая олицетворяет революционное настроение, индивидуальность, самостоятельную личность, которая стремится бороться с абсурдной системой существования людей. Она постоянно самоутверждается, показывает собственное «Я», что и отражается в буквенном компоненте ее имени – в переводе с английского «I» означает «Я».
3. ХРИСТАНСКАЯ СИМВОЛИКА В РОМАНЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ»
Несмотря на абсурдность и гротесковость повествования в романе Е.И. Замятина «Мы», который фактически заполнен математическими символами и стандартизированными выражениями, научными штампами и т.д., в нем присутствует и христианская символика, которая при этом представлена читателю, скорее, в завуалированном виде, нежели в открытых высказываниях.
В первую очередь, как указывает М. Лисютина, в изображенном мире романа бездушно искажается христианский образ хлеба, который в Библии трактуется в двух позиций – духовной и физической пищи. «Искажение данного символа отражается в романе «Мы» введением такого понятия как «нефтяная пища», которая полностью отрицает наличие духовного начала жизни на Земле. Для человека в романе важно не умереть с голода, для этого есть нефть, которая может заменить все» [Лисютина, 2019].
В мире Единого государства, описываемом в романе Е.И. Замятина, есть своя «икона», которая отражает ценность и значимость государства для его жителей, обнаруживает некую святость и необходимость следования его законам. Она в романе называется «Часовая скрижаль», при этом само слово «Скрижаль» ассоциируется в Рождеством Христовым, поскольку летоисчисление в романе проводится в соответствии с данным рубежом – до и после Скрижали.
По мнению Н.В. Абзаидовой и К.А. Кадыровой, «фактически та реальность, которая описана в романе «Мы» – это совершенно новая альтернатива божественному устройству мира. «Старый Бог» побеждается государством-машиной, со своими законами и псевдонравственными принципами, заменяющими общегуманистические, духовные, моральные» [Абзаидова, Кадырова, 2015].
Так, в Едином государстве есть свой Благодетель – по сути, некая замена Бога, который распоряжается жизнями людей, контролирует их, выполняет их просьбы и давая разрешения или запреты на определенные действия (ассоциация с библейскими заповедями).
Как указывает Н.А. Орлова, «связь с Библией обнаруживается и в числовой символике романа Е.И. Замятина «Мы». Писатель, хорошо знавший Библию, несмотря на описанное выше противопоставление Единого государства духовному миру, опирается на те числовые символы, которые были приняты в Библии» [Орлова, 2011].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы, которые соответствуют цели и задачам исследования.
Цвет используются писателями и поэтами разных исторических эпох для выражения определенных эмоциональных состояний, характеристик героев, отражения направленности ситуации. При этом нужно отметить, что далеко не всегда символика цвета у каждого писателя или поэта совпадает с традиционным значением того или иного цвета, свойственным для разных этносов.
В романе Е.И. Замятина «Мы» используется 10 основных цветов, большинство из которых имеют негативную окраску и агрессивное или провокационное значение.
Так, в большей степени в романе используются такие цвета как желтый красный и черный, а те цвета, которые символизируют легкость бытия и радость (розовый, серый, голубой, оранжевый), встречаются крайне редко. При этом многие цвета имеют двойную символику – с одной стороны они обозначают что-то позитивное, с другой – раздражают героев из-за подозрения на их лживость.