Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственные внебюджетные фонды выступают важнейшим государственным механизмом распределения финансовых ресурсов государства с целью реализации социальной политики. Данные фонды пополняются за счет взносов граждан страны, а затем направляются на финансирование отдельных социальных мероприятий.
Функционирование системы государственных внебюджетных фондов играет важную роль в финансовой системе страны. Благодаря их функционированию осуществляется финансирование приоритетных направлений экономики государства, а также решение насущных социальных проблем в стране.
В условиях наличия высоких угроз экономической безопасности страны объемы финансовых ресурсов государства возрастают, поэтому требуются дополнительные источники финансирования мероприятий государственной социально-экономической политики страны.
Глава 1. Сущность государственных внебюджетных фондов как инструмента реализации социально-экономических задач государства
1.1. Социально-экономическая сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
Самостоятельным элементом финансовой системы страны является система государственных внебюджетных фондов. Наличие государственных внебюджетных фондов является обязательным признаком любого современного демократического социально ориентированного государства.
В современной экономической литературе прослеживается смешение терминов «фонд», «внебюджетный фонд» и «специальный фонд». Ряд ученый применяют данные понятия как синонимы, иные разграничивают данные термины, но не отмечают значительных признаков отличий внебюджетного фонда от иных видов фондов [5, c. 45].
Вообще сам термин «фонд» зарубежного происхождения – от франц. Fond, лат. Fundus, англ. Fund. Как правило, под фондом подразумевают:
– определенную сумму капитала, некий запас материальных или финансовых ресурсов, которые имеют специальное предназначение;
– учреждения, которые ведут социальную либо благотворительную деятельность.
Если исследовать фонды с точки зрения их аккумуляции финансовых либо материальных ресурсов, можно отметить, что они имеются у любого субъекта хозяйствования (государства, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств), если этот субъект сознательно и планомерно проводит образование и расходование имеющихся формирование и использование своих ресурсов [4, c. 405].
Стоит сказать, что внебюджетные фонды – это особые фонды, то есть специальные. Такой фонд имеет все свойства традиционных фондов. Однако вместе с тем также обладает и рядом своих особенностей. Среди них можно назвать следующие:
- государственный фонд формируется по решению государства;
- государственный внебюджетный фонд принадлежит публично-правовым формированиям, то есть является собственностью федерального, территориального либо муниципального уровня;
- данный фонд функционирует отдельно, то есть его источники формирования не связаны с государственным бюджетом.
Ключевая разница между обыкновенным фондом общества и государственным внебюджетным фондом заключается в том, что последние обладают определенным юридическим статусом. Создателем указанных фондов могут быть исключительно органы государственной власти.
Немаловажно отметить, что государственные внебюджетные фонды формируются следующими способами:
1) когда из государственного бюджета выделяют наиболее ключевые направления расходования средств и формируются специальные фонды, чтобы осуществлять финансовое обеспечение таких фондов;
2) второй способ – создание отдельного фонда со своими источниками поступления средств с целью финансового обеспечения возникших у государственных органов власти направлений расходования средств.
Главная цель функционирования государственных внебюджетных фондов состоит в том, чтобы максимально способствовать удовлетворению особенных потребностей отдельных субъектов [6, c. 67].
Система государственных внебюджетных фондов – это важнейший элемент бюджетной системы государства с развитыми рыночными отношениями.
Государственный внебюджетный фонд представляет собой определенный фонд денежных ресурсов, формируемый не за счет средств образуемый государственного бюджета и не за счет средств бюджетов территорий. Данный вид фонда имеет целью удовлетворение потребностей субъектов в связи с наличием у них определенных прав, согласно Конституции России.
Немаловажно заключить, что сумма финансовых ресурсов, которые направляются для работы государственных внебюджетных фондов находится в прямой зависимости от степени развитости экономики страны. Что касается РФ, то в нашей стране система государственных внебюджетных фондов сложилась в 1990 годы прошлого столетия. В то время государственные финансы страны имели ряд проблем, прежде всего для них была характерна дефицитность государственного бюджета. В связи с этим возникли государственные внебюджетные фонды, которые позволяли защищать финансовые средства, направляемые на наиболее важные социально-экономические мероприятий в стране.
1.2. Характеристика государственных внебюджетных фондов РФ
Существуют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, деятельность которого направлена на государственное управление финансами социального страхования, основанный на самостоятельном бюджете с особыми источниками доходов в виде страховых взносов и расходов [2, c. 194].
ПФР реализует множество функции, например:
- назначение и выплата социальных и пенсионных выплат;
- индивидуальный учет застрахованных лиц;
- ведение учета поступления средств от страховых взносов;
- осуществление выдачи сертификатов и проведение выплат финансовых ресурсов семейного капитала.
Чтобы решать поставленные задачи и выполнять необходимые функции ПФР имеет собственный бюджет, который состоит из доходов и расходов. При этом бюджет ПФР – это определенная форма аккумуляции и использования финансовых ресурсов, которые имеют целью финансирование реализации социальных и экономических мероприятий, имеющих для государства особую важность. Бюджет ПФР можно назвать финансовой базой осуществления его функций.
Подобно деятельности ПФР, функционирует еще один государственный внебюджетный фонд - Фонд Социального Страхования (ФСС).
Фонд социального страхования играет существенную роль в социальной деятельности государства. Формирование и использование средств данного фонда позволяет осуществить компенсацию либо минимизацию последствий отдельных изменений социального статуса либо финансового положения застрахованных лиц.
Данный фонд средств оказывает помощь сотрудникам организаций и собственникам организаций иметь гарантию социальной защиты застрахованных лиц.
ФСС реализует свою деятельность по следующим баовым направлениям:
- финансирование больничных листов;
- финансирование выплат в связи с наступлением несчастных случаев в организациях;
- финансирование социальных выплат в связи с материнством.
Следует отметить, что Фонд Социального страхования следует после ПФР по величине аккумулируемых финансовых ресурсов.
Также следует охарактеризовать Фонд обязательного медицинского страхования России.
Существует Федеральный Фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые подчиняются первому, что отражает рисунок 2.
1.3. Финансовые особенности государственных внебюджетных фондов РФ
В рыночных отношениях государственные внебюджетные фонды обладают отличным от рыночного некоммерческим механизмом хозяйствования. Формы обладают специфическим характером движения финансовых средств. Сбор средств, аккумулирование источников первичны, а их распределение при обязательности целевого характера расходования - вторично.
Фонды отличаются особой формой управления. Обычны Попечительские советы, а также публичность отчетности об использовании средств и имущества. Наконец, особый юридический статус фондов. Гражданским кодексом РФ установлено, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.
На современном этапе экономического развития деятельность государственных внебюджетных фондов непрерывно совершенствуется. Это связано с тем, что они выполняют важнейшие социальные функции, поэтому государство заинтересовано в развитии государственных внебюджетных фондов.
Стоит отметить, что государственные внебюджетные фонды являются действенным средством против рыночных проблем, связанных с производством товаров и оказанием услуг [13, c. 32].
Функционирование государственных внебюджетных фондов стимулирует потребительский спрос на услуги в социальной сфере.
Данная ситуация обусловлена тем, что рыночные отношения формируют верхний слой максимально возможного платежеспособного спроса со стороны населения, а государство занято формированием нижнего слоя минимального спроса, регулируя его так, чтобы он был более равномерным.
Глава 2. Исследование доходов и направлений расходования средств государственных внебюджетных фондов России
2.1. Анализ финансов Пенсионного фонда РФ
Пенсионный Фонд России имеет свой собственный бюджет, состоящий из доходов и расходов. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет ПФР формируется за счет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР; взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимок, пеней, штрафов по взносам в ПФР; доходов от размещения средств ПФР; безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов; межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в ПФР.
Кроме указанных выше источников, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
2.2. Оценка финансов Фонда обязательного медицинского страхования
Оценка финансов ФСС РФ предполагает проведение динамики и структуры доходов и расходов его бюджета, а также нахождение тенденций развития показателей для определения причин их возникновения.
Сумма доходов данного фонда в 2018 г. возросла в сравнении с 2017 г. до 735,2 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 6,3%. Рост доходов фонда продолжился и в 2019 г. В этот период он сложился на уровне 770,6 млрд. руб., относительный прирост за год соответствует 4,8%. То есть в 2019 г. темпы роста доходов фонда немного замедлились.
Доходы от использования государственной собственности в исследуемом периоде сокращались. Безвозмездные поступления от бюджетной системы страны, наоборот, увеличились и составили в 2019 г. 56,8 млрд. руб. против 4,6 млрд. руб. в 2017 г.
Расходы бюджета ФСС в течение 2017-2019 гг. возрастали. Так, в 2017 г. они были равны 670,8 млрд. руб., в 2018 г. их прирост составил 35,9 млрд. руб., или 4,7% - до 702,2 млрд. руб. Следует отметить, что все виды расходов в изучаемом периоды повысились.
2.3. Анализ финансов Фонда социального страхования
Оценка финансов ФОМС РФ имеет большое практическое значение, поскольку позволит выделить основные тенденции изменения параметров бюджета, определить причины их формирования, что в дальнейшем позволить внести оптимизационные корректировки.
Доходам бюджета ФОМС РФ в последние годы свойственна положительная динамика. Так, если в 2017 г. их объем составлял 1737,2 млрд. руб., то в 2018 г. был зафиксирован прирост в 158,7 млрд. руб., или 9,1%. В результате доходы фонда в 2018 г. достигли уровня 1895,9 млрд. руб. В 2019 г. рост доходов бюджета фонда продолжился – абсолютный прирост соответствовал 228,1 млрд. руб., относительный прирост – 12,0%. Сумма доходов бюджета фонда в 2019 г. соответствовала 2124,0 млрд. руб.
Рост доходов был связан с увеличением всех его элементов, кроме прочих доходов. Увеличение было характерно для страховых взносов – в 2018 г. – 9,2%, в 2019 г. – 9,7% по сравнению с предшествующими периодами. Существенно возросли объемы межбюджетных трансфертов – с 27,4 млрд. руб. в 2017 г. до 79,0 млрд. руб. в 2019 г.
Анализ динамики расходов бюджета фонда осуществлялся на основе информации, представленной в таблице 5.
Сумма расходов бюджета ФОМС РФ в 2017-2019 гг. монотонно возрастала. В 2019 г. рост расходов бюджета составил 198,2 млрд. руб., или 10,0%. В итоге их величина в 2019 г. достигла 2186,7 млрд. руб.
Все статьи расходов бюджета увеличили свои значения, кроме расходов на изготовление полисов и средств на ФСС в 2019 г. Рост субвенций на реализацию программ ОМС в 2018 г. был равен 20,0%, в 2019 г. – 10,6%.
Таблица 5 – Изменение суммы расходов бюджета ФОМС РФ в 2017-2019 гг., млрд. руб.
Глава 3. Проблемы и перспективы деятельности государственных внебюджетных фондов РФ
3.1. Проблемы деятельности государственных внебюджетных фондов
В настоящее время сфера функционирования государственных внебюджетных фондов РФ характеризуется наличием большого числа острых проблем, препятствующих эффективному формированию и расходованию средств их бюджетов, требующих неотложного решения.
ПФР имеет ряд острых проблем, основные из них такие.
1. Сокращение реальных доходов граждан и их покупательной способности.
2. Тенденция к установлению более узкой дифференциации величин пенсионных выплат, что связано с желанием застрахованных граждан скрыть имеющиеся доходы от начисления на них страховых взносов, а также с наличием определенных ограничений на максимальную величину пенсии при необходимости роста наименьшей величины пенсионных выплат, согласно покупательным возможностям граждан.
3. Отсутствие либо недостаточная стимуляция граждан к осуществлению ими соответствующих взносов в пенсионную систему как со стороны непосредственных работодателей - компаний, организаций, так и со стороны персонала этих субъектов хозяйствования.
4. Фонд денежных средств пенсионной системы отличается нестабильностью в долгосрочном аспекте развития, что связана с регулярными экономическими кризисами, влиянием санкций со стороны Запада и прочими внешними и внутренними факторами.
5. Стоимость труда в стране держится на довольно невысоком уровне, что обусловлено невысокими темпами экономического развития, которые наблюдаются в настоящее время и прогнозируются на перспективу. Кроме того, следует отметить недостатки дифференциации пенсий в зависимости от объемов трудовой деятельности, слишком высокая доля льготных пенсионных выплат, отсутствие в практической деятельности экономических механизмов увеличения пенсионных выплат в соответствии с изменением качества жизни.
6. Увеличение числа пенсионеров. Это связано с тем, что прежде всего в стране отмечается низкий уровень рождаемости.
7. Уменьшение численности населения, занятого в экономике. Данный процесс наблюдается в силу развития теневой экономики, за счет роста числа безработных граждан.
8. Проблема повышения возраста пенсионера. Надо сказать, что данная мера не является стопроцентно эффективным решением проблемы недостатка финансовых ресурсов ПФР. Эта проблема имеет тесную связь с демографическим фактором, который выражается в снижении уровня рождаемости и увеличении продолжительности жизни граждан.
Таким образом, проведенный анализ выявил возрастающую динамику доходов и расходов бюджета ПФР в последние годы. Бюджет ПФР является дефицитным.
Основными проблемами, определившими необходимость совершенствования формирования и использования средств ПФР, являются:
- непрерывный рост финансовой нагрузки на ПФР, который обусловлен диспропорциями в бюджетной системе в связи с наблюдаемой тенденцией сокращения доли отчислений в составе доходов ПФР, а также в связи с ростом затрат на пенсионную деятельность;
- высокая зависимость ПФР от трансфертов из федерального бюджета страны;
- демографическая проблема, которая состоит в старении граждан и уменьшении численности трудоспособного населения;
- уменьшение величины пенсионных выплат, что влечет за собой сокращение уровня жизни пенсионеров;
- процессы начисления пенсионных выплат нельзя назвать прозрачными, если сравнивать с иными выплатами, например, за выслугу лет и т.д.;
- недостатки в управлении финансовыми средствами в ПФР.
Также имеется ряд проблем, препятствующих эффективному развитию ФСС РФ.
Деятельность ФСС РФ также сопряжена с рядом проблемных моментов. Все это ведет к усилению нестабильности в обществе и экономике. В настоящее время уменьшаются объемы выплат из бюджетов, которые идут на развитие социальной сферы, наблюдаются проблемы населения устроиться на работу; сокращаются доходы социально незащищенных слоев населения страны.
3.2. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов
Достижение сбалансированности бюджета ПФР, а также обеспечение его устойчивости к системным рискам - важнейшее условие обеспечения стабильности его экономического развития.
ПФР предлагаются следующие меры, направленные на улучшение формирования доходов его бюджета и укрепление финансовой устойчивости.
1. В качестве источника финансового обеспечения постоянной выплаты рекомендуется использовать принципиально новый взнос, доходы в результате осуществления которого следует направлять в ПФР, а расходование должно осуществляться строго по целевому принципу. При этом непосредственно база для определения этого взноса может быть рассчитана также, как и для определения величины страховых взносов. Это позволит максимально применить страховой принцип при образовании пенсионной выплаты, когда учитывается связь между трудовой деятельностью человека и величиной его пенсии.
2. Создание резервов в сфере обязательного пенсионного страхования, согласно опыту развитых страну, например, германии, в которой такая система успешно функционирует. Такой резерв может варьироваться от 25% до 100% от величины ежемесячных пенсионных выплат. Это позволит в итоге сократить изменчивость потоков финансовых ресурсов ПФР. При этом пополнение резервов можно осуществлять за счет страховых взносов в сумме, которая будет выше расходов по пенсионным выплатам.
3. Следует периодически пересматривать тарифы на страховые взносы в ПФР. Это лучше делать, когда принимается или пересматривается бюджет фонда. Также это следует делать с учетом величины сформированных резервов, уменьшая или повышая его величину.
4. Следует постепенно минимизировать льготы по страховым взносам, трансформируя их в осуществления целевых государственных субсидий.
5. Совершенствованию формирования доходов бюджета ПФР будет способствовать совершенствование тарифной политики, для этого необходимы такие мероприятия:
- привести в соответствие действующие страховые тарифы с приемлемым для регионов уровнем;
- обеспечение роста уровня собираемости всех обязательных платежей.
Основными направлениями оптимизации использования средств бюджета ПФР могут быть следующие:
- оптимизация численности работников ПФР;
- уменьшение расходов фонда на заработную плату;
- оптимизация работы организации;
- упрощение порядка отчетности для предпринимателей.
ПФР к 2022 г. планирует сократить более 9000 своих сотрудников (примерно 8%) и в три раза уменьшить число территориальных отделений. Такая оптимизация становится благодаря цифровизации работы ПФР и запуску удобных для граждан электронных услуг, в частности электронного «личного кабинета».
Количество территориальных органов ПФР на конец 2019 г. оценивается в 1000. За период 2019-2022 гг. их должно остаться «менее 500».
В таблице 7 представлены прогнозные параметры бюджета ПФР РФ на 2020-2021 гг.
Согласно проекту о бюджете ПФР, на 2020 год прогнозируемый объем доходов фонда составит 9,002 трлн. руб. Общий объем расходов – 9,042 трлн. руб. Прогнозируется, что объем дефицита бюджета ПФР составит 39,312 млрд. руб.
Заключение
В результате написаний данной работы была достигнута цель – исследована сущность и финансы государственных внебюджетных фондов.
Данная цель была достигнута путем решения следующих задач: рассмотрены понятие и виды основных государственных внебюджетных фондов; показано их назначение, изучены особенности их финансов; исследована деятельность отдельных внебюджетных фондов; выявлены проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов.
Ввиду своего эволюционирования современное общество осознало потребность в необходимости социальной защиты населения. Для удовлетворения этой потребности создаются внебюджетные фонды. Источниками их финансирования выступают бюджетные средства, средства предприятий, а также средства населения. Образование системы государственных внебюджетных фондов дает возможность гарантировать ресурсное обеспечения реализации социальных задач государством, а также обеспечить решение некоторых экономических вопросов с участием средств, не зависящих от госбюджета.