Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
Федеральный (государственный) бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
1. Теоретические аспекты федеральных налогов и их роль в формировании бюджета
1.1. Понятие федеральных налогов
Федеральные налоги и сборы — это установленная государством финансовая повинность, которую должны исполнять граждане и организации. Принципы исполнения содержатся в Налоговом кодексе. Основная характеристика федеральных сборов состоит в том, что суммы налогов идут в федеральный бюджет, а не региональный или местный. Список налогов закрытый, он небольшой, но в ближайшее время может быть увеличен.
В нашей стране действует закрытый перечень всех сборов, в том числе региональных и местных. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается так же, как и система региональных и местных сборов, — на высшем уровне. Виды федеральных налогов указаны в Налоговом кодексе РФ, и список расширительному толкованию не подлежит. Власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе вводить для граждан новые финансовые повинности .
Первое уже было упомянуто: разница в бюджетах, куда поступают средства. Кроме того, в отношении региональных и местных податей у правительств субъектов Федерации есть определенные правомочия, объем которых указан в Налоговом кодексе РФ. Так, в ряде случаев они вправе устанавливать (в основном, конечно, снижать) размер налоговых ставок в утвержденных кодексом границах, сроки уплаты податей, определенные льготы и т. д.
1.2. Особенности федеральных налогов
Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.
К доходам государственного бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, а также нефтегазовые и ненефтегазовые доходы .
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ. Стоит отметить, что именно федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений не только в федеральных бюджет, но и в региональный и местный бюджеты.
Налоговая система в России – трехступенчатая. На верхнем уровне расположены на остальных – региональные и местные.
Если налог федеральный, то это не значит, что деньги поступают только в федеральный бюджет. Главная особенность верхней ступени налогообложения – налоговые органы всех регионов должны руководствоваться только Налоговым кодексом России.
В случае с местными и региональными налогами дело обстоит наоборот. Местные власти имеют право менять государственные ставки, вводить новые льготы. А Налоговый кодекс использовать как рекомендацию и определение основных положений.
К федеральным налогам относятся (статья 13 НК):
НДС, или налог на добавленную стоимость. Налог уплачивается в федеральный бюджет производителем товаров на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции.
Акцизы. Этот налог тоже входит в стоимость товаров, однако вводится не на все товары, а на самые популярные. С помощью акцизов государство может ограничивать покупку некоторых товаров с помощью повышения цен. Например, акцизы часто повышаются на табачную продукцию и алкоголь.
НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Объектами налогообложения являются: деньги от продажи имущества, которая была в собственности менее трех лет; доходы от аренды; выигрышные деньги от различных лотерей; доходы от иностранных компаний или физических лиц.
Налог на прибыль юридических лиц. Организации платят налог со своих доходов за вычетом расходов.
Налог на добычу полезных ископаемых. Размер налога зависит от того, насколько ценные полезные ископаемые добывает налогоплательщик.
Водный налог. Платить нужно за использование водных ресурсов, а не за передвижения по ним, как некоторые ошибочно считают. Объекты налогообложения в данном случае – это способ использования водных ресурсов.
Сборы за использование животного мира и водных ресурсов. Другими словами – за охоту и рыбалку в промышленных масштабах.
Государственная пошлина. Это денежный сбор за некоторые юридические действия.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Все остальные налоги и сборы относятся к региональным и местным. Это значит, что власти в регионах могут принимать указы, изменяющие некоторые данные Налогового кодекса.
К слову, между понятиями «налоги» и «сборы» в России есть существенные отличия. Налоги платятся безвозмездно, а за сборы государство предоставляет какую-либо услугу.
2. Особенности федеральных налогов и их роль в формировании бюджета
2.1. Анализ федеральных налогов
Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2020 г. сократились на 6,4% в сопоставимых ценах. Если по итогу 2019 г. объем доходов составлял 39 110,3 млрд руб., то по данным на 1 января 2021 г. – лишь 37 856,7 млрд руб. Причиной резкого снижения доходов стало падение налоговых поступлений, в первую очередь, связанных с добычей и реализацией нефти и нефтепродуктов. Также отмечается падение поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование – на 1,0% в реальном выражении.
Их объем в 2020 г. сократился на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.). Поступления налога на прибыль снизились на 14,5%, что вызвано падением прибыли организаций, начиная со второго квартала 2020 г., а также послаблениями, которые были приняты в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Сокращение поступлений налогов на совокупный доход и налогов на имущество (с учетом инфляции) также связаны с мерами Правительства по снижению налоговойнагрузки на малый бизнес в условиях кризиса. Одновременно наблюдается рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (рис. 2).
Объем поступлений налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, остался практически на уровне 2019 г. При этом объем импорта за 2020 г. сократился на 5,8%. Таким образом, основным фактором поддержки этих поступлений в бюджетную систему РФ стало удешевления рубля.
В декабре 2019 г. в китайском городе Ухань была зафиксирована первая вспышка новой коронавирусной инфекции SARSCoV-2. С января 2020 г. на фондовых рынках Китая началась паника, которая сказалась на биржевых индексах других стран. Инвесторы ожидали падения промышленного производства и спроса на ресурсы со стороны Китая из-за введения карантинных мер и ограничений на авиаперелеты. В марте 2020 к негативным новостям о распространении новой коронавирусной инфекции добавилась новость о провале сделки ОПЕК+ и ценовой конфронтации между Россией и Саудовской Аравией.
Это вызвало обвальное падение цен нефти «Брент» с 50 до 33 долл. за баррель. Общая сумма доходов федерального бюджета в 2020 г. снизилась на 10,3% (в сопоставимых ценах 2019 г.). В основном это сокращение произошло за счет налоговых доходов. Неналоговые доходы оставались относительно стабильными – чуть более 5 трлн руб. В составе налоговых доходов, безусловно, выделяются поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – они сократились более чем на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.). Также произошло снижение поступлений налога на прибыль – почти на 11,0% в реальном выражении. Одновременно выросли доходы от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – на 7,3%. Поступления от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, росли с темпом потребительской инфляции, поэтому в реальном выражении их объем практически не изменился.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам 2020 г. сложились в сумме 14901,2 млрд руб. По сравнению с итогами 2019 г. доходы субфедеральных бюджетов увеличились на 1328,8 млрд руб. или на 9,8% (на 6,23% с учетом инфляции). Общая сумма доходов консолидированных бюджетов регионов составила 14,0% ВВП, что выше прошлогодних показателей на 1,6 п.п. ВВП. Рост налоговой (доходной) нагрузки на ВВП со стороны субфедеральных бюджетов является следствием роста доходов на фоне снижения ВВП. По итогам 2020 г. налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократились относительно незначительно – на 1,8% или на 194,4 млрд руб. Ситуация в субъектах РФ существенно различалась. Так, падение налоговых и неналоговых доходов более чем на 10% имело место в 11 субъектах РФ (в т.ч. в Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Республиках
Коми, Татарстан и Башкортостан, Удмуртской Республике, Кемеровской, Архангельской и Астраханской областях). Еще в 26 субъектах РФ падение налоговых и неналоговых доходов было менее 10%. Прирост общей суммы доходов консолидированных бюджетов обеспечили федеральные трансферты, поступления которых увеличились на 53,9% или на 1323,0 млрд руб. Однако позитивная динамика общей суммы доходов в итоге имела место не во всех регионах. Так, в четырех субъектах РФ федеральные трансферты в общей сумме не компенсировали падение налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией новой коронавирусной инфекции, имели разнонаправленную динамику. Это относится и к двум ключевым для региональных бюджетов налоговым источникам – налогу на прибыль организаций и НДФЛ. Доля этих двух источников доходов в 2020 г. составляла 19,4% и 28,2% (рис. 3).
2.2. Прогноз федеральных налогов
Заключение на проект федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее − проект) подготовлено на основе материалов проекта федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее − Основные направления), других материалов к законопроекту.
Особенностью федерального бюджета на 2021-2023 г.г. является его формирование в условиях высокой степени неопределенности экономической ситуации в российской и мировой экономиках в связи с дальнейшим распространением эпидемии коронавируса, а также значительного снижения деловой активности бизнеса и населения, явившегося следствием введенных карантинных, мер во 2 квартале 2020 г. и их возможного возобновления в конце 2020 г. В этой связи особое внимание при оценке проекта федерального бюджета на 2021-2023 гг. уделялось ключевым рискам, влияющим на его параметры, соответствию предусмотренных в законопроекте мер контрциклической направленности бюджетной политики для реализации задачи восстановления российской экономики после пандемии за счет стимулирования потребительской активности населения и роста бюджетных инвестиций в основной капитал.
Также учитывалась необходимость реализации в проекте федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов мер, направленных на сдерживание распространения коронавирусной инфекции, а также выполнение задач по реализации национальных целей и ключевых приоритетов, заданных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Анализ федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. позволил выявить следующие его ключевые особенности:
формирование федерального бюджета с дефицитом в течение всего прогнозного периода с постепенным снижением его объема в абсолютном и относительном выражении к концу бюджетного цикла;
временное смягчение бюджетного правила для обеспечения финансирования отдельных антикризисных мер за счет дополнительных заимствований;
определение прогнозных объемов нефтегазовых доходов федерального бюджета выше их базового уровня в течение всего бюджетного цикла;
усиление фискальных мер для аккумулирования дополнительных ненефтегазовых и отчасти нефтегазовых доходов с целью сокращения объемов их выпадения в федеральном бюджете;
ежегодное снижение доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета в общем объеме его доходов в течение всего бюджетного цикла;
включение в состав расходов федерального бюджета пакета антикризисных мер, направленных на восстановление российской экономики и противодействие распространению пандемии;
ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в течение всего бюджетного цикла при одновременном снижении объемов их финансирования, утвержденных паспортами проектов;
сохранение высокой доли закрытых статей расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в течение всего бюджетного цикла;
беспрецедентный рост объемов государственного долга с увеличением в нем доли государственных внутренних обязательств;
отказ от использования средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и дальнейшее накопление резервов в нем за счет дополнительных нефтегазовых доходов выше нормативной величины.
Заключение
Федеральные налоги и сборы — это установленная государством финансовая повинность, которую должны исполнять граждане и организации. Принципы исполнения содержатся в Налоговом кодексе. Основная характеристика федеральных сборов состоит в том, что суммы налогов идут в федеральный бюджет, а не региональный или местный. Список налогов закрытый, он небольшой, но в ближайшее время может быть увеличен.
К федеральным налогам относятся (статья 13 НК):
НДС, или налог на добавленную стоимость. Налог уплачивается в федеральный бюджет производителем товаров на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции.
Акцизы. Этот налог тоже входит в стоимость товаров, однако вводится не на все товары, а на самые популярные. С помощью акцизов государство может ограничивать покупку некоторых товаров с помощью повышения цен. Например, акцизы часто повышаются на табачную продукцию и алкоголь.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон: принят Государственной думой 31 июля 1998 1995 года. – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – Москва : Проспект, 2019. – 544 с.
2. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 15-18.
3. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 16-22.
4. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 16. – С. 36-38.
5. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – Москва : Владос, 2018. – 591 с.
6. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 8. – С. 28-32.
7. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – Москва : Юрайт, 2018. – 423 с.
8. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – Москва : КноРус, 2018. – 798 с.
9. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2019. – № 44. – С. 10-18.
10. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 1. – С. 32-38.
11. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования : миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 6. – С. 36-42.
12. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 14-22.
13. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – Москва : Норма, 2018. – 608 с.
14. Тарасов, А.Н. Государственный контроль : сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2018. –№ 1. – С. 36-42.
15. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 32-38.
16. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – Москва : Владос, 2018. – 816 с.
17. Бюджет для граждан. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf.