Фрагмент для ознакомления
2
В научных трудах зарубежных и российских ученых не существует однозначного подхода к определению «социальной стратегии». Первая группа исследователей - В.Ф. Богачев, С.С. Бузановский, С. В. Рогов [1], отождествляют социальную сферу деятельности предприятий лишь с обла-стью кадровой работы, выделяя определенные направления, а именно:
подбор персонала, оценка кадров, их профессиональная ориен-тация и тому подобное;
обучение сотрудников, включая подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации;
расстановка кадров (аттестация кадров, внутреннее перемеще-ние).
Другой позиции придерживаются Ю.Л. Неймер, Г. В. Слуцкий[2], по их мнению, вопросы социального развития выступают важной частью комплексной стратегии организации, которые возможно решить, разрабо-тав субстратегию социально-экономического развития сотрудников пред-приятия, которая, прежде всего, включает:
основные цели, условия и направления долговременной кадровой и социальной политики предприятия. Их предполагаемое воздействие на структуру, численность и профессиональность персонала;
решения возникающих качественных, а также количественных задач кадровой политики;
организационное, социально 1 -экономическое, ресурсное 1 обеспе-чение достаточного уровня стабильности кадров, повышения квалифика-ции, и материальной заинтересованности сотрудников;
методы усовершенствования организации индивидуального и кол-лективного труда; И.А. Ворожейкин [3] относит к управлению социальным развитием предприятия следующие позиции:
условия труда и его безопасность;
материальное вознаграждение трудовой деятельности;
соц. защита сотрудников предприятия;
социально-психологический климат;
социальная инфраструктура;
семейные доходы и затраты сотрудников. Наиболее широко к рас-смотрению вопроса о «социальной стратегии» подходит А.Н. Петров[4], он считает, что компонентами социальной стратегии должны выступать:
Базовая социальная стратегия -улучшение социально-производственной структуры персонала, конкретных задач работы с группами сотрудников;
-совершенствование условий и охраны труда;
-повышение уровня здоровья работающих;
-улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий со-трудников и их семей.
Социальные программы – призванные проводиться для решения са-мых приоритетных задач социального развития предприятия.
Социальная защищенность - дополнительные компенсации сотруд-никам, пенсионерам, женщинам матерям за счет средств предприятий из прибыли;
-уменьшение стоимости товаров и услуг, которые реализуются в рамках социальной инфраструктуры организации; -обеспечение работни-ков товарами повышенного спроса и продуктами первой необходимости.
По мнению современных специалистов в области управления пред-приятий, их деятельность должна представлять собой комплекс опреде-ленных согласованных решений, выявляющих структуру и тип сотрудни-ков предприятия, характер взаимодействия предприятия со стейкхолдера-ми (акционерами и другими лицами, заинтересованными в его деятельно-сти), а также взаимодействия предприятия с окружающим миром.
Иными словами, у предприятия должна быть четко сформулирована внутренняя социальная стратегия по отношению к персоналу предприятия, обществу и природе.
Важным направлением социальной стратегии развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, является деятельность с акцен-том на экологию и минимизация пагубного воздействия на окружающую среду.
1.2. Корпоративная социальная ответственность как часть социаль-ной стратегии
Общество и бизнес проходят различные стадии развития. Требова-ния общества к деятельности компании и получаемым результатам посто-янно меняются. Современное общество уже не готово довольствоваться тем, что устраивало его 20-30 лет назад.
Именно поэтому в таких изменяющихся условиях постоянно форми-руются различные концепции и программы, реализация которых позволя-ет бизнесу приносить не только прибыль своим владельцам, но и пользу обществу [8].
Одной из таких современных концепций и является идея корпора-тивной социальной ответственности бизнеса.
Стратегия корпоративной социальной ответственности является в настоящее время неотъемлемым атрибутом, используемым, в первую оче-редь, крупными транснациональными и публичными компаниями для по-вышения своей деловой репутации, а также для улучшения таких показа-телей, как капитализация и прибыльность.
Концепция корпоративной социальной ответственности подразуме-вает симбиоз экономических, социальных и экологических аспектов дея-тельности организации с целью управления нефинансовыми рисками и для достижения устойчивого и сбалансированного развития компании в целом.
Устойчивое развитие, в соответствии с концепцией корпоративной социальной ответственности, может быть достигнуто за счет выстраивания плодотворных и эффективных взаимоотношений со всеми заинтересован-ными лицами, или стейкхолдерами, компании: сотрудниками, инвестора-ми, акционерами, клиентами, деловыми партнерами, местным сообще-ством, органами государственной и местной власти, СМИ, общественными организациями и др.
«Само понятие «корпоративная социальная ответственность» впер-вые было сформулировано около 20 лет назад. До этого на Западе приме-нялись лишь разрозненные стандарты в различных областях корпоратив-ного управления.
Эти документы определяли положения политики взаимоотношений компании с работниками, касались норм корпоративной этики, вырабаты-вали подходы к охране окружающей среды».
«Недавние исследования показали, что социальные расходы уже не воспринимаются как нечто обременительное для крупной корпорации. Аналитики фондового рынка ныне видят в них залог прочности бренда и долговременной его ценности для потребителей».
Различные требования общества к социальной ответственности биз-неса привели к расширению данного понятия, его более четкой формули-ровке и наполнению новыми направлениями корпоративной социальной ответственности.
Практика корпоративной социальной ответственности распространя-ется в большинстве крупных мировых корпораций, а также в российских компаниях [21].
«Корпоративная социальная ответственность - достижение коммер-ческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уваже-нии к людям, сообществам, окружающей среде».
Различные направления в составе корпоративной социальной поли-тики развивались постепенно, начиная уже с середины 50-х годов XX века. При этом о такой составляющей корпоративной социальной ответственно-сти, как экологическая ответственность бизнеса, компании стали задумы-ваться сравнительно недавно [6].
На данный момент многие направления экологической безопасности закреплены законодательно, однако компании проявляют и собственные инициативы, участвуют в добровольных государственных программах поддержки экологии.
В российском бизнесе все эти процессы начали происходить еще позже – буквально в последние 5-10 лет.
На данный момент в нашей стране также действуют обязательные и добровольные стандарты охраны окружающей среды, стимулирующие развитие этого направления корпоративной социальной ответственности бизнеса.
«Социальную ответственность бизнеса на сегодняшний день можно определить как добровольный вклад компании в поддержку развития все-го общества и его отдельных направлений, формирование устойчивой внутренней социальной структуры корпорации, экологической ответствен-ности бизнеса [10].
При этом основная деятельность компании реализуется не обособ-ленно, а в тесной взаимосвязи с социальной политикой компании как в пределах, установленных законодательством, так и по добровольной ини-циативе предпринимателей».
Разработка идей корпоративной социальной ответственности нача-лась в мировой практике достаточно давно.
Многие исследователи уже в конце XIX – начале XХ века обраща-лись к этой теме, приводя мнения о том, что функциями компании является не только производство товаров и оказание услуг с целью получения при-были, но и участие в социальной жизни предприятия и общества в целом.
Многие крупные мировые компании воплощали эти идеи в жизнь, и даже при высоких затратах на реализацию этих идей это приносило им положительные результаты, особенно в плане улучшения имиджа, повы-шения лояльности сотрудников, формирования прочных взаимоотноше-ний с персоналом, государственными органами.
Принципы корпоративной социальной ответственности являются важнейшими положениями, которые выражают природу, сущность дея-тельности организации в сфере реализации КСО.
Можно выделить следующие основные принципы корпоративной социальной ответственности:
- прозрачность проводимой политики компании;
- системность политики корпоративной социальной ответственности (это означает, что такие действия не имеют разовый характер, а реализу-ются постоянно по сформированной и утвержденной программе, имеют конечные и промежуточные цели и задачи) [9];
- значимость для общества (для решения в рамках корпоративной социальной ответственности выбираются именно те социальные и экологи-ческие проблемы, решение которых на данный момент является наиболее актуальным. Тем самым компания не только делает полезную работу для общества в целом, но и улучшает свой имидж и восприятие со стороны по-требителя);
- сотрудничество и взаимопомощь участников процесса реализации корпоративной социальной ответственности;
- участие в реализации идей корпоративной социальной ответствен-ности сотрудников с различных уровней управления компании (это позво-ляет распространять идеи не только на уровне высшего руководства, а во всей организации, и улучшать понимание данных идей);
- сотрудничество и взаимопомощь между различными участниками реализации идеи корпоративной социальной ответственности;
- ориентация компании не только на конечной финансовый резуль-тат, но и на достижение целей в сфере социальной и экологической ответ-ственности [3].
Идеи корпоративной социальной ответственности бизнеса, как пра-вило, отражаются во внутренних документах компании, разрабатываемых с целью последовательной реализации этих идей в деятельности компании.
Как правило, этим документом является кодекс корпоративной соци-альной ответственности. Он включает в себя несколько подразделов, например:
1. Деловой портрет компании.
2. Стратегия охраны трудовых ресурсов.
3.Стратегия стимулирования сотрудников при помощи материаль-ных и нематериальных инструментов.
4. Политика компании в области трудоустройства.
5. Стратегия реализации социальных гарантий для сотрудников компании.
6. Поощрения проявления персоналом инициативы.
7. Этика конкурентной борьбы.
8. Этика отношений с потребителями.
9. Корпоративные отношения с государственной властью.
10. Социальные инвестиции.
11. Охрана окружающей среды (экологическая ответственность).
Разработка внутренней стратегии корпоративной социальной ответ-ственности предприятия и ее закрепление в корпоративных документах позволяет компании не только осуществлять более последовательное пла-нирование и реализацию своей деятельности в сфере корпоративной соци-альной ответственности, но и реализовывать эти функции более эффектив-но, получать от этого более высокие конечные результаты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелве М., Егорычева Е.А. Корпоративная социальная ответ-ственность как фактор повышения социально-экономической устойчивости в ЮАР // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 203-208.
2. Азарян А.А. Социально-экономический базис для формирова-ния стратегии развития сферы услуг в условиях нестабильной внешней среды // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 4 (91). С. 33-43.
3. Ангелова А.Ю. Встраивание корпоративной социальной ответ-ственности в структуру управления как часть стратегии развития предпри-ятия // В сборнике: Альманах научных работ молодых учёных Универси-тета ИТМО. Материалы XLIX научной и учебно-методической конферен-ции. 2020. С. 14-17.
4. Анкудинов А.Б., Бадыкова И.Р. Структура собственности как фактор формирования политики корпоративной социальной ответственно-сти // В сборнике: Экономика в меняющемся мире. сборник научных ста-тей. 2019. С. 110-112.
5. Апанасенко Н.В. Корпоративная социальная ответственность в современном бизнесе // Студенческий. 2019. № 27-1 (71). С. 52-54.
6. Бадыкова И.Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса // В сборнике: Коопе-рация и предпринимательство: состояние, проблемы и перспективы. Сбор-ник научных трудов II международной конференции молодых ученых, ас-пирантов, студентов и учащихся. 2018. С. 139-144.
7. Бадыкова И.Р. Корпоративная социальная ответственность как элемент стратегии повышения конкурентоспособности предприятий // В сборнике: Управление и экономика народного хозяйства России. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 23-25.
8. Бадыкова И.Р., Анкудинов А.Б. Проблемы реализации полити-ки корпоративной социальной ответственности в условиях несовершенного финансового рынка // Казанский экономический вестник. 2018. № 5 (37). С. 52-57.
9. Березина А.А. Корпоративная социальная ответственность: от добровольной концепции до обязательной отчетности // В сборнике: Бу-дущее науки-2019. сборник научных статей 7-й Международной молодеж-ной научной конференции. 2019. С. 51-54.
10. Борисов И.Р. Корпоративная социальная ответственность в россии // В сборнике: приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2019. С. 18-21.
11. Булгаков А.И., Покрамович О.В. Исследование эффективности корпоративной социальной ответственности на основе методики эффектив-ности социальных инвестиций компании // В сборнике: тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и соци-альные аспекты. сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 64-69.
12. Буравилина Ю.И., Ведменский И.А. Развитие корпоративной социальной ответственности банковского и энергетического секторов - спо-соб смягчения социальных проблем российского общества // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 9. С. 47-50.
13. Венидиктова К.И. Место социальной стратегии в системе стра-тегического планирования предприятия // Интернаука. 2021. № 7-1 (183). С. 80-81.
14. Вовченко Н.Г., Андреева О.В. О новом журнале «социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность» // Со-циальное предпринимательство и корпоративная социальная ответствен-ность. 2020. Т. 1. № 1. С. 9-12.
15. Воробьева О.А. Корпоративная социальная ответственность как фактор, влияющий на имидж бренда и удовлетворенность потребите-лей // Вестник науки и образования. 2019. № 8-1 (62). С. 59-63. (публика-ция отозвана 23.08.2019)
16. Восканян Р.О. Финансирование корпоративной социальной от-ветственности «зелеными» облигациями // В сборнике: Финансовая гра-мотность ˗ залог благополучия населения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.Н. Титовой, А.И. Любименко. 2019. С. 38-42.
17. Габуева З.Н. Корпоративная социальная ответственность со-временной россии: проблемы развития // В сборнике: Наука и инновации XXI века. Сборник статей по материаламV Всероссийской конференции молодых ученых. В 3-х томах. 2018. С. 25-27.
18. Залепаев В.Д. Разработка контент стратегии предприятия в со-циальной сети Instagram // В сборнике: . сборник статей LI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 84-86.
19. Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л. Управление социальным разви-тием организации. М. : 2013. 191 с.
20. Каплан А.В., Терешина О.Н.Г. Стратегии социально-экономического развития горнодобывающего предприятия // Известия Уральского государственного горного университета. 2020. № 4 (60). С. 236-243.
21. Кибанов Ардальон ЯковлевичУправление персоналом органи-зации : учебник / под ред. А.Я.Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 695 с.
22. Кужелева А.А., Акимова Д.В. Формирование стратегии пред-приятия на основе корпоративной социальной ответственности // В сбор-нике: Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы V Международной научной конферен-ции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2020. С. 74-76.
23. Левина Я.Г., Спирина А.М. Особенности SMM-стратегий пред-приятий гостеприимства для эффективного формирования имиджа в соци-альных медиа // Научно-практические исследования. 2020. № 12-3 (35). С. 23-25.
24. Луков В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие. 7-е изд. М. : Изд-во МГУ : Флинта, 2011. 240 с.
25. Любченко А.С. Разработка контент-стратегии предприятия в социальных сетях // В сборнике: экономика, бизнес, инновации. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 26-28.
26. Мелтонян А.С. Формирование стратегии развития предприятий авиастроительной отрасли в условиях мирового социально-экономического кризиса // В сборнике: Международная и межрегиональ-ная интеграция в условиях пандемии: экономические, социокультурные и правовые проблемы. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием. Редколле-гия: С.И. Ашмарина, А.В. Павлова (отв. редакторы) [и др.]. 2020. С. 168-171.
27. Петров С.В., Уманская М.В. Игровой интерактив в социальных сетях как метод совершенствования развития маркетинговой стратегии предприятия // В сборнике: фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 51-54.
28. Ротенберг С.В., Смирнов В.Н. Разработка стратегии продви-жения предприятия малого бизнеса в социальных сетях на примере ООО «БЬЮТИ КЛИНИК» // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 2. С. 230-234.
29. Ставицкая Е. И. Социальное прогнозирование и проектирова-ние : учеб.- метод. пособие. Пенза : ПГПУ, 2010. 67 с.
30. Тарадеева Ю.С. Стратегия продвижения гостиничного пред-приятия через социальную сеть Instagram // В сборнике: междисциплинар-ная интеграция как двигатель научного прогресса. сборник материалов Международной научно практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 443-446.
31. Технология встраивания КСО в управление предприятием / Минченко Л.В., Скоробогатов М.В., Ангелова А.Ю. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 1. С. 79-85.
32. Худощаева А.А. Направления стратегии продвижения пред-приятия в социальных сетях // В сборнике: . Сборник статей II Междуна-родного научно-исследовательского конкурса. г. Петрозаводск, 2020. С. 45-51.
33. Щеглова А.Д. Стратегии управления социально-экономическим развитием горнодобывающего предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-3 (62). С. 188-191.
34. Якимчук Л.В., Баранцева С.М. Роль социальной стратегии раз-вития в контексте управления предприятием и повышения конкурентоспо-собности // В книге: Инновационные направления интеграции науки, обра-зования и производства. Сборник тезисов докладов участников I Между-народной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. 2020. С. 538-539.
35. Ячменев Е.Ф., Жук А.А. Сущность и особенности стратегии со-циально-экономического развития нефтегазодобывающего предприятия // В сборнике: эффективное управление экономикой: проблемы и перспекти-вы. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С. 215-219.
36. http://vtorma.com/ [Электронный ресурс].