Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конкуренция представляет собой соперничество с целью достигнуть преимущество в определенной области. Конкуренция – базовое условие производственного роста и развития. Цены формируются под воздействием спроса и предложения [1, С. 264].
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке.
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Анализ развития понятия «конкуренции» позволит понять и изучить, каким способом государство может оказывать влияние и поддерживать развитие конкуренции в рыночной среду. На сегодняшний день, от уровня развития конкуренции в той или иной стране, по факту зависит уровень жизни простых граждан. Ведь именно благодаря конкуренции обычные жители городов и других населенных пунктов, могут пользоваться качественными товарами и услугами с адекватной и реальной ценой. Благодаря конкуренции развиваются рыночные отношения, покупатели и продавцы могут свободно обмениваться товарами и услугами. Именно конкуренция помогает решить многие вопросы на рынках.
Конкуренция возникла параллельно развитию рыночных отношений, но можно сказать, что только при капитализме она стала главным механизмом товарно-денежного регулирования. Такие рыночные отношения сами по себе характеризуют свободу выбора как для покупателя, так и для продавца.
Целью данной работы является рассмотрение механизма и функции рынка совершенной конкуренции.
Задачи:
- описать понятие и сущность совершенной конкуренции;
- рассмотреть спрос и предложение в условиях совершенной конкуренции;
- изучить объем выпуска и реализация в условиях совершенной конкуренции;
- описать условия для существования совершенной конкуренции в современной России;
- проанализировать особенности рынка совершенной конкуренции в России;
- проанализировать рынки совершенной конкуренции в России;
- рассмотреть применение западного опыта развития рынка совершенной конкуренции в России;
- изучить развитие рынка совершенной конкуренции в России с учетом пандемии.
Объект исследования – механизм и функции рынка совершенной конкуренции. Предмет исследования – особенности функционирования рынка совершенной конкуренции в России.
Глава 1 Теоретические аспекты рынка совершенной конкуренции
1.1 Понятие и сущность совершенной конкуренции
Любой рынок, независимо от его определенного вида, основывается на трех важнейших элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти важнейшие элементы рыночного механизма должны стать, прежде всего, объектом нашего исследования.
Взаимодействие фирм на рынке определяется рыночной структурой. Структура рынка - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, которые обуславливают метод установления цены и объема выпуска, а также определяют характер сольватации, т.е. взаимодействия фирм отрасли. Рыночной структуре присущи такие существенный характеристики, как: количество рыночных агентов (продавцов и покупателей), их осведомленность и подвижность, тип выпускаемой продукции, требования вхождения на рынок и ухода с него. Данные характеристики позволяют предопределить объем равновесия на рынке и поведение его участников. Для того, чтобы раскрыть основные характеристики данной структуры, нам необходимо ввести понятия суммарной, средней и предельной выручки [18, С. 166].
Суммарная выручка (ТR) - это общая выручка, которую получает фирма от продаж собственной продукции. Например, если всего было продано q единиц товара по цене Р рублей, то ТR = Р ⋅ q. Средняя выручка (AR) – часть суммарной выручки, которая приходится на единицу продукции: AR = TR / q = P. Предельная выручка (MR) – это приращение к суммарной выручке фирмы, которое может быть вызвано увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара: MR = ∆TR / ∆q. Исходной моделью рынка служит рынок совершенной конкуренции.
Совершенная (свободная или чистая) конкуренция – это экономическая модель идеальной конкуренции, при которой отдельные покупатели и продавцы не могут воздействовать на цену, но формируют ее с помощью спроса и предложения. На таком рынке функционирует множество продавцов и покупателей, у которых абсолютно равные потенциалы и права. При этом авторитет каждого члена экономического процесса на ситуацию в целом настолько мал, что им пренебрегают.
На рынке совершенной конкуренции действует большое количество мелких производителей и потребителей. Вследствие этого продажи, которые совершаются продавцом (или покупки, которые делает потребитель) очень малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период) [3, С. 332].
Рассматриваемому типу рынка характерна однородность продукции. Это говорит о том, что продукция, которая выпускается фирмами-конкурентами, гомогенна и неразличима, то есть эти товары от различных компаний рассматриваются потребителем как аналоги. Поскольку товары являются одинаковыми, потребитель безразлично относится к тому, у какого продавца покупать товары или услуги. Поскольку продукция является однородной, не основания для неценовой конкуренции, то есть такой, в основе которой неценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Еще одним признаком, который лежит в основе совершенной конкуренции является отсутствие контроля над ценой. Бесчисленное количество производителей и потребителей однородной продукции определяет то, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не могут оказывать влияние на цены. Следовательно, если какой-то продавец устанавливает высокую цену на товар, то покупатели начинают искать конкурента данному производителю, у которого цена на это благо менее высокая. Если же продавец установит цену, которая будет ниже обычного уровня, то товары, проданные по такой цене, не смогут удовлетворить спрос покупателей и повлекут за собой нарушение свободной конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции и производители, и потребители являются ценополучателями, т.е. они не в состоянии повлиять на рыночную цену. Также на рынке отсутствуют всяческие барьеры входа/выхода. Это означает, что новые фирмы могут свободно входить в отрасль, а уже существующие - покидать чисто конкурентные рынки.
В конкретной отрасли нет ни законодательных, ни финансовых или других серьезных ограничений, которые могли бы помешать появлению новых компаний и сбыту их товаров на рынках конкурентов. Отсутствие препятствий говорит о том, что ресурсы – мобильны, они могут перемещаться без препятствий из одного вида деятельности в другой.
Рассматриваемый рынок характеризуется также таким свойством, как полная информированность участников о текущем состоянии. Потребители и производители знают полную информацию о ценах, спросе и предложении товаров, норме прибыли и др. На таком рынке нет коммерческих тайн, влекущих за собой непредсказуемые события и непредвиденные действия от конкурентов. Решения между производителями и потребителями принимаются в обстоятельствах полной определенности в отношении ситуации на рынке [9, с. 624].
Сегодня из реально работающих рынков далеко не каждый соответствует этим условиям. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки – рынок зерна, иностранной валюты, ценных бумаг – в какой-то степени удовлетворяют им. В действительности всегда работают бюрократические или экономические препятствия на то, чтобы войти в отрасль или открытие бизнеса.
Есть огромное количество брендов, дифференцирующих товары. даже при присутствии в той или иной сфере огромного количества продавцов, часто есть компания, которая находится в приоритете, то есть у нее есть рыночная власть Она и диктует цены.
Итак, все вышеперечисленные обстоятельства – допущения, которые полностью никогда не выполняются. Значит, о рынке совершенной конкуренции можно говорить как об абстракции, позволяющей наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Монографии, брошюры, статьи
1) Амосов А. И. Экономическая теория. – М.: Проспект , 2016 - 605 с.
2) Амосов А., К вопросу о настоящем и будущем сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 5. — С. 2-11
3) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. – М.: ОМЕГА-Л , 2017 - 684 с.
4) Барте К., Чистая прибыль важнее, чем доход на развитом рынке телекоммуникаций // Вестник связи. — 2019. — N 2. — С. 78-79.
5) Бесчастнова В. М., Проблема картелей в современной экономике и способы ее решения // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — № 4. — С. 28-29.
6) Будович Ю. И., О применимости концепции кривой спроса фирмы на практике // Финансовый бизнес. — 2018. — N 2. — С. 5-11.
7) Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
8) Еремин Е., Государственная поддержка социально-экономического развития регионов // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2012. — № 4, Ч. 2. — С. 351-359.
9) Журавлева Г. П. Экономическая теория. микроэкономика - 1,2. мезоэкономика – М.: Дашков и Кш , 2017 - 932 с.
10) Ларионов И. К., Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко, 2016 - 730 с.
11) Маракулин В. М., Совершенная конкуренция без условия Слейтера: эквивалентность нестандартного и договорного подходов // Экономика и математические методы. — 2018. — Т. 54, № 1. — С. 69-91
12) Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019 – 408 с.
13) Митина Э. А., Диагностика потребительских предпочтений при выборе органической продукции // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2017. — № 4. — С. 78-84 :
14) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - 253 с
15) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К°, 2016 - 650 с.
16) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2016 - 381 с.
17) Станковская И. К. Экономическая теория. – М.: Эксмо , 2016 - 476 с.
18) Экономическая теория. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер , 2016 - 556 с.
Электронные источники
19) Информационные реалии в контексте развития wiki-технологий, [Электронный ресурс]. URL: http://ekhneu.org.ua/content/informacionnye-realii-v-kontekste-razvitiya-wiki-tehnologiy(дата обращения: 20.04.2021)
20) МВД предупредил о глобальной рецессии хуже 2009 года // РБК: [сайт]. URL: https://rbc.ru/economics/23/03/2020/5e7905149a79477203fd6e7d (дата обращения: 20.04.2021)