Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок узнает о неразрывной связи живых организмов с внешней средой, приспосабливается к среде обитания, осваивая экологические знания.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния.
В настоящее время проблемы экологического образования школьников достаточно широко представлены в литературе педагогической направленности. Обоснованы принципы, цели, задачи, формы и методы организации экологического образования и воспитания, разработаны основы его содержания, даны рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие экологической культуры в учебно-воспитательном процессе
Взаимосвязь человечества и природы всегда являлась средством выживания и развития общества. Сегодня, в результате возросшей технической мощи человечества, постоянно возрастает его влияние на биосферу. Преобразуется внешний вид нашей планеты: исчезают лесные массивы, иссякают запасы полезных ископаемых, возрастает объем бытовых отходов, ухудшается качество воды. Приоритет материальных благ в отношениях человека к человеку оказывает влияние на весь окружающий мир, включая и природу. Нерациональное, потребительское отношение человека к своей среде обитания неизбежно приводит к угрозе истребления множества видов животного, растительного мира и, в конечном счете, самого человека. Как результат, в современном мире проблемы окружающей среды приобретают масштабный характер. Они затрагивают основы цивилизации и предопределяют возможности выживания человечества. Назрела крайняя необходимость осознать ценность экологии для сохранения здоровья и жизни людей, всей планеты в целом.
Таким образом, в современном обществе становится очевидным, что человек должен изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. При этом проблемы экологии не стоит рассматривать отдельно как проблемы сохранения окружающей среды. Разрушающее воздействие на природу – результат разрушения личности, гармонии сущности человека, его мировоззрения и разума. В этой связи преодоление экологического кризиса и сохранение благополучных природных условий для жизни настоящего и будущих поколений возможно только при условии смены традиционной экономической парадигмы на качественно новую – экологическую, которая сможет «вернуть» человека в естественный мир, в котором он ощутит себя создателем, а не отдельным звеном в целостной цепи «человек – природа – общество». Другими словами, смыслом экологической парадигмы должна стать работа по формированию экологической культуры в обществе, в основе которой будет лежать экоцентрический гармонизирующий тип сознания, позволяющий личности строить свои отношения с природой не как «объект – субъектные», а как «субъект – субъектные», то есть, относится к окружающей природной среде как к другому человеку. Анализ основных подходов к проблеме экологической культуры показал очевидную многозначность самого явления культуры, что доказано большим количеством определений понятия культуры вообще и экологической культуры, в частности. В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления в последней четверти ХХ века. Феномен экологической культуры изучался всесторонне. Экологическая культура была определена В. А. Игнатовой, доктором педагогических наук, как одна из частей общечеловеческой культуры, отдельная ее черта, которая отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Первооткрывателем проблемы экологической культуры является исследователь и ученый В. И. Вернадский. Он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, то есть взаимовыгодного сотрудничества. Он считал, что «формирование экологической культуры есть воспитание у человека осмысленного принятия среды обитания, уверенность в необходимости бережного отношения к природе, рационального использования ее даров и богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов».
1.2 Особенности формирования основ экологической культуры у обучающихся
Экологическая культура, являясь интегральной категорией, вбирает в себя множество компонентов. При этом на сегодняшний день среди исследователей данного феномена по вопросу структуры экологической культуры нет единодушия. В структуре экологической культуры человека выделяют то четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), то семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них. Так, например, Г. Н. Семенова, определяя экологическую культуру как качество личности, выделяет следующие ее компоненты: [18]
• интерес к природе и проблемам ее охраны;
• знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
• нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
• экологически грамотная деятельность в природной среде;
• мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
По мнению С. С. Кашлева, в структуре экологической культуры личности следует выделять следующие компоненты: [13]
1. мотивационный: система мотивов экологической деятельности, поведения человека в природе;
2. аксиологический: ценностные экологические ориентации человека; осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, осознание ценности природы;
3. гностический: система научных и эмпирических знаний человека о природе и ее составляющих, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, охраны природы; комплекс умений по исследованию природы, последствий влияния человека на природу;
4. этический - система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой;
5. операционно-деятельностный: система экологических умений, практические экологические умения и навыки человека, владение различными способами, методами и приемами, технологиями взаимодействия с природой;
6. эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость к природе, опыт эмоционально-волевого отношения к природе, волевое напряжение в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.
Е. С. Кривошеева акцентирует внимание на таком важном компоненте экологической культуры, как личностно-ценностное отношение к природе, которое помогает представить себя частью природы, осознать свою ответственность за то, как может отразиться воздействие на нее. Ответственность за состояние природы предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности – это не только наполнение знаниями о природе и овладение навыками, но и создание особого внутреннего мира. Основу составляет нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней, так как декларирование значимости, тех или иных ценностей еще не является условием их выполнения в конкретном поведении. [14]
1.3 Роль экологической культуры у учащихся в педагогическом процессе
Острота современных экологических проблем выдвигает перед теорией педагогики и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты окружающей среды и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, закладывать основу экологической культуры с ранних лет. Важную роль играет в этом вопросе семья, и те ценности, которые закладывают родители в процессе воспитания, и общество в процессе коммуникации и социализации ребенка.
Важным местом в системе подготовки к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природе является начальная школа. Она является начальной ступенью формирования основ экологических знаний, знакомства человека с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения.
Одним из важнейших понятий в изучении природных явлений признается живая природа. В общении с природой, дети младшего школьного возраста постепенно познают мир, в котором живут: открывают многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают переживания, побуждающие их заботится о животном и растительном мире.
Основу для формирования ответственного отношения к природе, развитие экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека и общества с природой, о ее ценностных качествах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Принципы формирования основ экологической культуры в учебно-воспитательном процессе
Педагогу, осуществляющему экологическое воспитание, необходимо в первую очередь достичь у обучающихся эмоционального неравнодушия к происходящим событиям. Переживание природы, восприимчивость к красоте растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания должно стать основой экологического образования детей в школе.
Особенность соотношений рационального и эмоционального также, как и их воплощения в практической деятельности динамична, многообразна по содержанию и зависит от возраста и уровня развития обучающихся. Система факторов, целенаправленно формирующих у детей чувство прекрасного, образное видение мира, ощущение сопричастности к всеобщей гармонии окружающего мира, развитый эстетический вкус, должна быть объединена в единую эстетическую воспитательно-образовательную среду, учитывающую возраст, уровень подготовленности обучающихся, специфику детского классного коллектива.
Создание такой среды – задача педагога в отдельности и образовательного учреждения в целом. Теоретическая модель формирования эстетических представлений об окружающем мире представляет собой иерархическую систему, основанную на субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников, и строится из следующих взаимосвязанных блоков:
1) Блок основных понятий: окружающий мир в богатстве его объектов (природа, человек, социум) и отношения между ними; эстетические представления об окружающем мире у обучающихся.
2) Блок концептуально-методологических подходов. Он представлен творческим, культурологическим, познавательным, ценностным, деятельностным подходами. Совокупность данных подходов позволяет глубже раскрыть содержание основных понятий из первого блока.
3) Содержательный блок. Он реализуется в системе эстетического и творческого познания детьми окружающего мира.
4) Диагностический блок. Диагностике подлежат уровень сформированности эстетических представлений об окружающем мире; готовность к коллективной и индивидуальной деятельности, нацеленной на сохранение и совершенствование окружающей природы.
5) Технологический блок содержит ряд элементов:
• Целевой - цели и задачи процесса исследования;
• Содержательный - педагогические условия, эстетически – воспитательная среда, система коллективных занятий, направленных на осмысление эстетического в окружающем мире; условия для рефлексии на каждом этапе занятия. Описанная среда повышает эффективность формирования у обучающихся эстетических представлений об окружающем мире в процессе познавательной и творческой деятельности;
• Процессуальный - алгоритмы реализации педагогических условий;
• Результативный - характеризует результаты и достижения, которые дают возможность установить взаимосвязь между сформированностью эстетических понятий об окружающем мире, готовностью детей к коллективной и индивидуальной деятельности и сформированностью важных качеств личности.
2.2 Формы и методы экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе
Для успешной реализации педагогических технологий экологического воспитания требуется соблюдать несколько принципов:
• соблюдение целостного подхода в развитии личности;
• учет возрастных и личностных особенностей индивидуального развития;
• обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;
• социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики);
• субъектность, то есть ребенок должен быть активным участником деятельности;
• поднятие уровня экологической культуры педагогов.
Как было сказано в теоретической части курсовой работы, формирование основ экологической культуры можно начинать уже в детском саду.
Для детей дошкольного возраста будет актуальным организация наблюдения за живой природой во время прогулок, беседы на тему бережливого отношения к ней, изготовление поделок из природного материала, конкурсы рисунков на экологическую тематику, изготовление кормушек для птиц из различного материала, проведение акции «Покорми птиц». Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. Важно привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
Формирование начальных основ экологической культуры требует введения конкретных методов, форм работы, а также создания условий, необходимых для постоянного общения с природными объектами. Использование различных методов и средств, отвечающих возрастным возможностям детей, в том числе возросшей активности и самостоятельности современных младших школьников, позволяет педагогу сделать природу важнейшим фактором разностороннего развития ребенка.
В этой связи, как отмечают Л. В. Моисеева и Ю. Г. Никитина, на сегодняшний день особую актуальность приобретает поиск методик, возможностей, приемов обучения и диагностики экологического воспитания, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, анализ своего поведения, поведения других людей, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у детей. [16]
Интересными для младших школьников являются такие формы работы как: экологическая экскурсия, экологический театр, дидактические игры с использованием природных материалов, творческие и исследовательские проекты, просмотр кинофильмов и роликов об окружающей среде, выпуск стенгазет на экологическую тематику, выставка поделок из природных материалов, акции, туристические слеты, конкурсы рисунков и плакатов, театрализованная постановка экологических сказок, создание в классах экологических уголков и зоологических уголков.
Доступным ресурсом воспитания у школьников экологической культуры является внеклассная работа. Приведем примеры таких праздников: «День птиц», «Праздник растений/цветов», «В гости к весне/зиме» и так далее. Благодаря этому создаются условия для формирования познавательных потребностей и созидательного развития личности ребенка. Дети не только приобретают различные навыки, но и учатся формулировать лозунги для плакатов в защиту природного мира, пишут статьи для журналов, школьных газет, сочиняют эссе и стихотворения, тем самым уподобляют себя объектам природы.
К интерактивным методам, используемым в экологическом образовании и воспитании, можно отнести: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, исследовательская, проектная деятельность.
Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности. Они позволяют преподносить материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции, способствуют лучшему усвоению знаний, созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования нами было выявлено, что на сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «экологическая культура».
Данный факт объясняется неоднозначностью данного понятия, а также широкой областью его применения. Было выявлено, что под экологической культурой следует понимать органичное единство экологического сознания, эмоционально-психологических состояний и практической деятельности. Понятие «экологическая культура» включает в себя такие структурные компоненты как: интеллектуальный, ценностный и деятельностный компонент.