Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня политики настойчиво пытаются разделить все аспекты жизни и мировые процессы на европейскую / азиатскую составляющую или восточную / западную составляющую. Предполагается, что со стороны запада в мир пришли все ведущие и правильные научные точки зрения и постулаты.
Соответственно восток или Азия – это дикий край в котором живут глупые и неразвитые народы, которых нужно всему учить. Они просто не смогут самостоятельно дойти до идей самостоятельности, самоуважения и т.д.
Так же следует сказать, что практика, т.е. история показывает, что нет плохих или хороших народов. Зато есть обычные люди, которые часто не могут договориться между собой. ТГП в этом отношении как история не прощает ошибок.
1. Теоретико-понятийные аспекты проблемы исследования
1.1. Понятие о причинах, формах и путях возникновения государства
Причины, формы (пути) возникновения государства :
• эволюция (естественная форма развития правового и государственного дела);
• революция (несет значительную субъективную нагрузку).
Макиавелично: государства могут быть «унаследованы - если клан суверена правил долгое время, либо новые» (аннексированы в результате завоевания) .
1) Афинский: форма, которая была характерна для классической формы облика государства. Это проявилось в следующих последовательных реформах :
• реформа Тесея (разделение населения на классы по роду деятельности труда: земледельцы, ремесленники, знатные люди;
• реформа Соломона (разделение общества по собственности на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать руководящие должности в государственном аппарате. Только 4-й класс имел право говорить и голосовать в народном собрании);
• реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых построена по принципу самоуправления и возглавляется старейшиной.
• реформа Тесея (разделение населения на классы по роду деятельности труда: земледельцы, ремесленники, знатные люди;
• реформа Соломона (разделение общества по собственности на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать руководящие должности в государственном аппарате. Только 4-й класс имел право говорить и голосовать в народном собрании);
• реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых строилась по принципу самоуправления и возглавлялась старейшиной.
2) Римский: когда государство быстро возникло в результате борьбы между простолюдином (беспомощными пришельцами) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) Древнегерманский: когда образованию государства среди древнегерманских народов способствовало завоевание огромных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) Азиатский - в котором формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
1.2. Восточный и западный пути возникновения государства и права
Сегодня человечество достигло такого уровня развития, что нетрудно найти ответы на любой вопрос. Нам удалось добиться успеха практически во всех существующих сферах жизни: строительстве, правоохранительной деятельности, медицине и т.д. Однако так было не всегда. Изначально люди жили небольшими постройками, называемыми семьями. Впоследствии стал очевиден вопрос о неэффективности этих организационных систем в процессе управления большими массами людей. Поэтому семьи стали расти, что привело к возникновению государств .
Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе закона. Который в какой-то момент заменил насилие и религию. Сегодня закон является ключевым регулятором общественных отношений в любой стране. Как видим, юриспруденция и государство дополняют друг друга. Они всегда развивались параллельно. Однако различие национальных культур и менталитетов всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного. Они наделены множеством уникальных особенностей и собственной историей, о которой пойдет речь далее в статье.
Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государства и юриспруденции, необходимо понять особенности второй категории. Как было сказано выше, закон является ключевым регулятором общественных отношений. Но в этом случае возникает закономерный вопрос, что это за категория? Из чего он состоит непосредственно? При этом следует отметить, что закон - это совокупность моральных норм, которые легализованы государством для прямого регулирования определенных сторон жизни населения. Выражением закона являются законодательные акты. У них, как правило, иерархическая структура и цель. При этом стоит отметить тот факт, что закон существенно дополняет организационную структуру государства. На самом деле страны просто не существовали бы без юриспруденции .
Политики и мыслители во все времена задавались вопросом, что представляет собой каждая страна в отдельности? Является ли эта структура чисто законной или она исходит от человеческого гения? На основе этих проблем было предложено множество различных теорий, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Сегодня существует более общее понятие категории. Согласно его положениям, государство - это особая социальная организация, характеризующаяся наличием политической власти, принудительным методом регулирования внутренних отношений и нормативной структурой, которая является формой выражения права. При этом любая страна полностью независима и в какой-то мере «живая». Кратко рассмотренные в этой статье восточный и западный пути возникновения государства позволяют наглядно увидеть формирование держав определенного рода.
Две представленные категории дополняют друг друга. Однако многие люди, в том числе некоторые теоретики, не осознают важность этого типа отношений. Суть в том, что закон - это часть государства. Другими словами, первая категория создает особые рамки и принципы деятельности, на основе которых существует любая страна. Кроме того, закон является главным организующим фактором, потому что люди сгруппированы не только в отдельные компоненты, но и во всем обществе. Но, как известно, закон и государство появились не мгновенно. Его создание проходило в течение многих лет теоретической подготовки и развития .
Восточный и западный пути возвышения государства – всего лишь сложные теории. Они были получены, чтобы прояснить некоторые характеристики исторических отношений между странами и юриспруденцией. Теории подробно описывают возникновение государств. В данном случае западный и восточный пути развития - явление историческое. То есть их выделяют на основании территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.
Каждая отдельная страна и ее правовая система создавались в течение длительного периода времени. Другими словами, эти категории прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный вид. Что касается форм развития, а точнее теории их существования, то она сформировалась в результате очевидного различия между народами Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих обществ были изолированы друг от друга. Даже в 21 веке западный и восточный миры начинают обмениваться опытом и взаимодействовать друг с другом в различных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенностей государств с разными культурами. Поэтому сегодня историки и теоретики права, активно изучают восточные и западные формы возникновения государства и права .
2. Практические аспекты темы исследования
2.1. Современные взгляды на происхождении государства: «западный» и «восточный» пути формирования государственности.
Становление государства - это длительный процесс, который у разных народов развивался по-разному. Сегодня преобладает мнение, что одной из основных является восточная форма облика государства, то есть азиатский способ производства. Г. Моисеенко отмечает, что одно из первых подробных изображений азиатского способа производства дано Карлом Марксом .
Понятие «Восток» используется не столько как географическое понятие, сколько как историко-культурное понятие.
Восточный путь:
Древнейшие государства возникли около 5000 лет назад в долинах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. в районах орошаемого земледелия. Орошаемое земледелие потребовало большой работы: строительство каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержание их в рабочем состоянии, расширение оросительной сети и т. Д. Все это определило, в первую очередь, необходимость объединения общин под единым руководством и централизованным управлением, поскольку объем общественных работ значительно превышал возможности отдельных родовых образований. В то же время все это привело к сохранению земледельческих общин и, как следствие, к общественной форме собственности на главное средство производства - землю.
В это время, наряду с развитием экономики, происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все, что производится, социализируется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется лидерами и старейшинами (позже к ним присоединилось духовенство), то в их руках оседает и накапливается общественное достояние.
Существует родовое дворянство и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого заключается в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения в определенном положении (покидая должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим, в связи со специализацией управления и повышением его роли, постепенно возрастает участие родовой знати в распределении общественного продукта. Управлять становится выгодно. А поскольку вместе с зависимостью всех лидеров и старейшин «по должности» существует и экономическая зависимость, продолжение существования «выборов» этих людей становится все более формальным. Это приводит к увеличению распределения рабочих мест между определенными лицами, а затем к появлению наследования рабочих мест .
Таким образом, восточный (или азиатский) способ образования государства отличался главным образом тем, что политическое господство возникло на основе выполнения какой-либо общественной функции, государственной должности. Внутри общины основной целью власти было также управление специальными резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть социального излишка.
Это привело к назначению специальной группы должностных лиц внутри общины. Административные функции часто сочетались с функциями культов, что давало им особые полномочия. Воспользовавшись рядом преимуществ и преимуществ своего положения, эти люди были заинтересованы в обеспечении этого статуса, они стремились сделать свои должности наследственными. По мере того, как им это удавалось, общинная «бюрократия» постепенно превращалась в привилегированный закрытый социальный слой, важнейший элемент в формирующемся аппарате государственной власти.
Административные и государственные структуры, возникновение которых жестко обусловлено экономической необходимостью, сформировались до появления частной собственности (в основном, земли). Основу экономики составляли государственные и общественные формы собственности. Была и частная собственность: верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, но (частная собственность) не оказала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство внесла работа «свободных» коммун. Кроме того, «частный» характер этой собственности был весьма условным, поскольку чиновник терял свое положение вместе с имуществом, а часто и вместе со своим начальником.
Это не оказало серьезного влияния на экономику и частную собственность других групп: городских купцов и ремесленников. Сначала она, как и ее хозяева, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, оно также не играло решающей и даже важной роли: купеческая собственность была связана не с производством, а с распределением, в то время как ремесленники, живущие в городах, вносили заметно меньший вклад в общественное производство, чем сообщества, тем более что последнее состоял из многих ремесленников.
2.2. Теории возникновения государства у восточных славян
Теории возникновения государства у восточных славян :
Норманнская – Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян – Г.Ф. Миллер, Ф.Л. Шлецер, Г.З. Байер, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев.
- Раздоры между славянскими племенами, отсутствие единства до варягов.
- Варяги приносят государственные основы, формируют династию.
Антинорманская (славянская) – Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян без участия варягов – М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, Б.А. Рыбаков
-Существование государственных центров до призвания варягов: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Чернигов).
- Варяги были не скандинавами, а славянскими племенами с берегов Балтийского моря.
Причины и предпосылки образования государства
Развитие внутренней и внешней торговли по пути "из варяг в греки".
Необходимость прекращения внутренних раздоров.
Необходимость защиты от внешних врагов: норманнов, хазар.
Выделение знати и формирование системы управления.
Влияние варягов.
Торговый путь "из варяг в греки" – от Балтийского моря и берегов северной Европы по великим русским реками от Новгорода на Волхове, до Днепра через Киев и до берегов Черного моря до Константинополя, столицы Византийской империи.
Заключение
В конце курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Главный фактор «западного пути» формирования государства: кастовое расслоение общества за счет формирования частной собственности на землю, скот и рабов. Понятие «Восток» употребляется как историческое, культурное и цивилизационное. Принципиальная разница между Восточным и Западным маршрутами заключалась в том, что на Востоке, в отличие от Запада, рыночные отношения частной собственности не занимали значительного места.
2. Различия между Востоком и Западом обусловлены, как культурными, так и правовыми особенностями развития этих стран.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кленкина О.В., Воронина А.А. Восточный путь (тип) возникновения государства / Известия академии управления: теория, стратегии, инновации. – Самара, 2016 № 1 (17), С. 88-90
2. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. – 1997. – №3. — С. 12 – 15.
3. Кочмар А.Н. Особенности азиатского способа производства / А.Н. Кочмар, А.В. Ноева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/archive/126/35021/ (дата обращения: 20.05.2021).
4. Крестовская Н.Н., Матвеева Л.Г. Теория государства и права: Элементарный курс. — Х.: «Одиссей», 2007. – 384 с.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Инфра-М, 2002. – 482 с.
6. Моисеенко Г.З. Теория государства и права. Альбом схем и вопросов для самопроверки.- Симферополь: «Таврия», 2000. – 91с.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2000. – 184 с.
8. Оборотов Ю.Н. Теория государства и права (Прагматический курс). Экзаменационный справочник. – Одесса: Юридична література, 2006. – 184 с.
9. Общая теория государства и права: А.Комаров — Мн.: Тесей, 2001.– 478 с.
10. Общая теория государства и права: Курс лекций / Под общей ред. А.Ф. Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998. — 456 с.
11. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.– М.: Юристъ, 2000. – 573с.
12. Пахомов О. С. Восточная Азия как региональная цивилизация // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 2. С. 44–53. DOI 10.24866/1998-6785/2020-2/44-53
13. Петров Е.М., Иванова И.Н. Пути возникновения государства. Достоинства и недостатки – СПб: Индикатор, 2019 – 371 с.
14. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: , 2015. — 559 с.
15. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 428 с.