Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная семья переживает, возможно, наиболее сложный период в своей истории. Происходящие глубокие изменения в семейной сфере находят отражение как в общественных представлениях, так и в трудах ученых, изучающих семью. Не случайно исследователи оценивают современный этап в развитии семьи как период глубокой трансформации или даже глобального кризиса семейного института. Так, по мнению А.Г. Вишневского, низкая и продолжающая снижаться рождаемость, все меньшее число зарегистрированных браков и рост числа свободных союзов и других форм совместной жизни, ослабление прочности брака и увеличение числа разводов и внебрачных рождений, растущее замещение семейной солидарности солидарностью социальной, эмансипация детей и пожилых, либерализация семейных нравов, гибкость семейной морали – признаки, которые нередко воспринимаются как свидетельства тяжелого кризиса современной семьи и даже всего современного общества.
1. Экранный образ семьи: национальные особенности в кинематографе России и стран Западной Европы
В России традиционно большое внимание уделяется семейным отношениям и ценностям, и кинематограф является областью следования укоренившимся в культуре и социуме схемам, клише для режиссеров мейнстрима и экспериментальной площадкой для современных мастеров артхауса.
Тематика, связанная с семьей и семейными ценностями, отражается чаще в немассовых, авторских фильмах. Киноискусство обычно подразделяют на массовые фильмы и фестивальное кино. Массовые фильмы, как правило, имеют хороший прокат в кинотеатрах, могут показываться по федеральным каналам, но довольно часто такие фильмы являются коммерческими и, по оценкам кинокритиков, имеют низкие рейтинги, несмотря на известных актеров и интересный сюжет. Наряду с массовым кино существует и некоммерческое кино, которое снимается не на бюджетные деньги, из-за отсутствия широкого проката не имеет высокой прибыли. Такие фильмы часто участвуют в конкурсных программах международных и российских кинофестивалей, уже позже они имеют прокат в крупнейших городах России, но в очень ограниченном варианте, поэтому зрителю такое кино становится доступным лишь через некоторое время после премьеры. Авторское кино имеет высокие рейтинги, хорошие отзывы кинокритиков, даже награды известных кинофестивалей. В них поднимаются актуальные социальные проблемы, в том числе связанные с семьей. Главное, что есть в каждом фильме, это идея автора, которую он хочет донести до зрителя.
Современное авторское кино может отражать наиболее острые и часто встречающиеся проблемы российской семьи. И если коммерческое кино использует преобладающие в аудитории модели мышления, поэтому часто кинокритики их обвиняют в предсказуемости сюжета, то авторское кино вопреки этим рамкам раскрывает тему чаще неожиданным или даже шокирующим для зрителя образом. Как объясняют сами режиссеры, это является одним из механизмов воздействия на зрителя, на его настроение, нормы, ценности.
Соответственно, сами киноленты могут рассматриваться с точки зрения их воздействия на формирование и развитие семейных ценностей. М.И. Жабский называл это процессом кинематографической социализации, т.е. формированием «личностных потенциалов» человека. Для авторов фильмов важно донести свою идею до зрителя, показать российскую действительность без прикрас и спецэффектов, оказывая воздействие на аудиторию не только в эстетическом плане, но и на ее ценностные установки. Такое кино выступает как отражение действительности и фиксация результатов этого отражения. Язык авторского кинематографа рассматривается как средство социальной коммуникации, инструмент, «манипулирующий» сознанием не только отдельного человека, но и общества.
Андрея Звягинцева можно считать одним из немногих российских режиссеров, в чьем творчестве образ жизни типичной российской семьи подвергается подробной детализации, вскрываются глубинные причины острых конфликтных ситуаций. Картины заставляют задуматься о том, что же такое семья.
Очень часто Звягинцева обвиняют, что в его фильме отсутствуют какие-либо семейные, моральные, религиозные ценности. Но ведь режиссер специально делает акцент на этом, чтобы люди увидели реальную жизнь, чтобы у зрителя никогда не возникло мысли совершить что-то подобное.
Проблемы детско-родительских отношений поднимаются в фильме «Нелюбовь» (девиантное материнство), проблема отцовства очень хорошо показана в фильмах «Возвращение» и «Дочь».
Дебютная полнометражная лента «Возвращение» (2003) – яркий пример не только киностилистики Звягинцева, но и авторского взгляда на семью и ее ценности. Прежде всего обращает на себя внимание параллель, которую режиссер проводит с известной притчей, заявляя ее в названии фильма. При этом Звягинцев, вписывая библейский сюжет в канву современности, меняет ее смысловые акценты и прибегает к рокировке: повествование начинается с возвращения Отца. С этого момента и до финальных кадров действие будет подчинено внутреннему напряжению, возникшему между родными людьми.
Для мальчиков отец – чужой человек, поэтому они не понимают, почему должны любить этого сурового неразговорчивого мужчину, которого опознают, сверяясь с фотографией. Абсолютно незнакомый человек начинает беспрерывно их воспитывать, и дети оказываются в ситуации круглосуточного бесправия и насилия. Родственные чувства уступают место боязни, что, в свою очередь, приводит к отторжению и ответной агрессии. Сближения так и не происходит. Мальчики не могут простить отца, и это влечет его гибель.
2. Семейные ценности в кинематографе США
Семейный вопрос занимает центральное место в текущих культурных войнах между консервативной и так называемой «прогрессивной» частями американского общества. Стационарная концепция американской семьи – двое биологических родителей в предместье за белым забором, где мать занимается домашним хозяйством, пока отец обеспечивает пропитание для своих родных отпрысков – испытывает всё большее давление извне. Что заставляет консерваторов бить в набат о перенесенном семьей «ударе» – не имеющем исторического прецедента, но имеющем невероятные последствия для американского общества».
Среди главных угроз традиционной семье называется меняющееся отношение к разводу, воспитанию детей вне брака, сожительству и гомосексуальности.
По мнению консервативного пандита и политика Уильяма Беннета, «большинство социальных патологий – преступность, рост числа заключённых, злоупо требление алкоголем и наркотиками, пособия по безработице, низкая успеваемость в школе, суицид, депрессия, заболевания, передающиеся половым путём – есть манифестации, прямые и косвенные, разрушения современной американской семьи».
Разумеется, гиперболическая атака Беннета на меняющиеся семейные ценности представляет собой крайнюю точку зрения, но сопротивление переменам наблюдается у значительной части американского общества. Именно она привела к власти Дональда Дж. Трампа – олицетворение белой патриархальной власти.
По мнению социолога Деборы Чэмберс, изменчивость и многообразие современных семейных отношений означает, что само понятие «семьи» подвергается проверке, так что более уместным становится термин «семейные практики». Чамберс считает, что была «зачата новая постнуклеарная, постпатриархальная семейная модель».
Действительно, с 1990-х годов наблюдается продолжающаяся диверсификация американских семей. Самым серьёзным сдвигом стал распад модели с двумя родителями: по меньшей мере половина американских детей живут вне семей, где бы наличествовали оба биологических родителя. Однако помимо формального устройства, господствующая модель американской семьи также оспаривается в плане гендерных ролей, расового и классового статуса, а также сексуальной ориентации.
Как отмечает исследовательница Клер Дженкинс, «семейные ценности приобрели мифический статус в культурном дискурсе», подпитываемый в том числе популярными телевизионными и кинематографическими репрезентациями. Многочисленные сериалы и фильмы демонстрируют идеализированные версии семейного уклада.
Будучи патриархальным институтом, Голливуд на протяжении долгого времени поддерживал ценности традиционной семьи. Вызовы нуклеарной семье, таким образом, становились вызовами голливудской идеологии.
Какую бы цель не ставили авторы – вызвать сентиментальные чувства или катарсис, смех или мистификацию, экранная семья неизбежно изображается в роли совершенного образца, к которому зрителям так или иначе стоит стремиться. Экранные семьи, таким образом, несут педагогическую функцию, обучая аудиторию семейным взаимоотношениям в реальной жизни, служа образцом для подражания и имитации. Следовательно, становится необходимым проанализировать ценности и структуры американской семьи в голливудском видении.
В последнее время растущее число фильмов изображает непрочность и фальшивость идеализированной модели семьи, демонстрируя её крушение под воздействием внешних факторов и внутренних противоречий.
В свете этих вызовов мы рассмотрим, каким образом Голливуд обращается с проблемами и конфликтами, касающимися американской семьи, в текущее время – в частности, предпочитает ли он продолжать создавать собственную мифическую институциональную семью, поддерживающую доминантную модель послевоенной Америки, или же отражает многообразный характер реальных «семейных практик». Как мы увидим, голливудские семейные ценности разрываются между более либеральными и разношёрстными идеалами, основанными на фактическом характере меняющихся семей, и традиционной семейной структурой в виде нуклеарной семьи.
Согласно сложившейся в 1950-е годы идеализированной модели, ячейкой американского общества является белая семья из среднего класса, возглавляемая отцом как кормильцем.
Избрание Барака Обамы на пост президента США в 2008 г. также внесло коррективы в представление об американской семье как непременно белой, прочно поместив стабильную чёрную семью в мейнстримный нарратив и подвергнув сомнению «взаимосвязанность между белокожестью, нуклеарностью и среднеклассовостью».
Заключение
В заключении исследования мы можем сформулировать следующие выводы: чем старше мы становимся, тем больше сходств можем обнаружить с поведенческими моделями родителей, видеть, как мы копируем их подход к жизни или, наоборот, стараемся изо всех сил противостоять их опыту. Мы часто напоминаем родителей не только внешностью и голосом, но и невербальными привычками и взглядами на жизнь, которые или продолжают родительские, или сформированы от противного. А большинство родителей, приводящих «трудных детей» на встречу к специалистам, разочарованно выясняют, что многие проблемы детей появились из-за давних и непроговоренных семейных противоречий.