Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В обучении и воспитании детей одной из актуальных проблем является обучение чтению. Поскольку чтение – это речевая деятельность, с помощью которой ребёнок получает знания, развивается и самосовершенствуется. Чтение помогает решить образовательную, воспитательную и коммуникативные задачи. Именно поэтому в процессе обучения урок чтения и развития речи в коррекционной школе является одним из приоритетных. Одна из первостепенных задач начальной школы – это работа над формированием у детей навыка чтения, который является основой всего последующего обучения. Своевременная, целенаправленная работа по формированию навыка чтения помогает развитию мыслительной деятельности, более успешному усвоению школьной программы, повышению уровня социальной адаптации учащихся [33].
Исследования в области современной педагогики и психологии констатируют высокий процент нарушений навыков чтения у детей с умственной отсталостью. Отмечается несформированность всех составляющих полноценного навыка чтения
Термином «умственная отсталость» в современной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы [28].
В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что основным её признаком является нарушение познавательной сферы. Низкий уровень развития мышления объясняется, прежде всего, недоразвитостью одних из основных компонентов мышления – речи и чтения. Это проявляется в процессе овладения навыком чтения в том, что учащиеся на не достаточном уровне усваивают правила и общие нормы чтения.
По мнению учёных, основными причинами нарушения чтения умственно отсталых школьников являются «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». Процесс овладения чтением умственно отсталыми учащимися протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определенными трудностями.
Трудности в формировании навыка чтения у умственно отсталых учащихся, могут быть, вызваны различными причинами:
• недостаточной сформированностью зрительно-моторной координации;
• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
• нарушением моторики, графомоторных навыков;
• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
• нарушением произвольного внимания;
• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря;
• нарушение временных и пространственных представлений.
Проблемой становления навыка чтения у умственно отсталых школьников занимались многие специалисты: А.К. Аксенова, В.П. Вахтеров, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
В литературе по дефектологии авторы А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, А.И. Граборов, Р.И. Лалаева, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Н.М. Барская, Н.К. Сорокина подробно раскрывают вопрос формирования чтения у детей с умственной отсталостью, анализируют проблемы при становлении навыка.
Единогласно высказываются о замедленном процессе формирования навыка правильного чтения, с которого начинается работа по обучению чтению. Чтение детей с умственной отсталостью отличается частыми ошибками и их стойким характером. Наиболее распространены замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов. В итоге ошибки, влияющие на правильность чтения, замедляют процесс становления беглого и выразительного чтения, осознанность читаемого.
Таким образом, исходя из проблем при работе над навыком правильного чтения, проблема поиска действенных методов, положительно влияющих на формирование навыка правильного чтения остаётся актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики в целом.
Целью нашего исследования является изучение формирования навыков чтения у учеников с умственной отсталостью и направления работы по формированию навыка чтения у умственно отсталых школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыка чтения умственно отсталых младших школьников.
3. Разработать систему занятий, включающих игры и упражнения для формирования навыков чтения у умственно отсталых школьников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эффективность обучения чтению школьников третьего класса можно повысить, если сочетать текстовый материал с наглядностью и дидактическими играми.
Объектом исследования является процесс обучения чтению.
Предметом исследования – навыки чтения у умственно отсталых младших школьников.
Теоретико-методологическая база. Теоретико-методологическую основу исследования составили:
-культурно-историческая теория развития психики, философские концепции, положения общей и специальной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
-учение об общих и специфических закономерностях психического развития детей с нормальным и нарушенным онтогенезом, положение о принципе индивидуального и дифференцированного подходов (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин);
-концепции о сложных нарушениях развития, представленные в трудах Т.А. Басиловой, А.П. Бертынь, Т.А. Власовой, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончаровой, М.В. Жигоревой, И.Ю. Левченко, Т.В. Розановой, И.А. Соколянского, В.Н. Чулкова, Ван Дайка Я. и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников с умственной отсталостью
Прежде всего рассмотрим понятие умственной отсталости. В нашей стране приблизительно около 10% детского контингента имеют различные отклонения в развитии, среди них значительное число представляют дети с неврологическими и психиатрическими проявлениями. Если обратиться к показателям Министерства образования Российской Федерации, то среди специальных (коррекционных) образовательных организаций наибольшее количество приходится на школы восьмого вида, где обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости.
Понятие – «умственно отсталый ребенок» было введено Л.С Выготским и имело определение, как не простое слабоумие, а качественнее изменение всей структуры психики и личности в целом, причиной чего служит органическое повреждение ЦНС. При умственной отсталости поврежден не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, вследствие чего и поведение ребенка нарушено. Так же изменениям подвержено гармоническое, полноценное физическое развитие [10].
Под умственной отсталостью многие отечественные специалисты Л.С. Выготский, Г.М. Дульнева, М.И. Кузьмицкая, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, С.Я. Рубенштеин, Г.Е. Сухарева, и многих других, подразумевают стойкое расстройство психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости констатируется нарушение познавательной деятельности, сильно выраженное недоразвитие абстрактного мышления [24].
Умственная отсталость – это, прежде всего, особое состояние при котором подразумевается отклонение от нормального психологического развития, которое проявляется в существенной интеллектуальной недостаточности [18].
Понятие «умственная отсталость», данное американской ассоциацией по вопросам умственной отсталости: «Умственная отсталость представляет собой общее интеллектуальное развитие гораздо ниже среднего уровня сочетается с дефицитом адаптационного поведения, которое проявляется в течение периода развития организма» [15].
Согласно МКБ-10, умственная отсталость – это состояние задержки интеллектуального развития, которое можно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Т.А. Роль внеклассного чтения в формировании читательского навыка у детей с умственной отсталостью // В сборнике: НАУКА И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 69-72.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Владос. 1999. 320 с.
3. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001
4. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для вузов / под ред. Т. В. Волосовец; авт. Т. В. Волосовец и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 58
5. Волошина П.А. Процедура мониторинга навыка чтения слов у детей с умеренной степенью умственной отсталости с использованием сенсорного экрана // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ. материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Ответственный редактор И.Ю. Жуковин ; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 91-92.
6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
7. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для вузов / В. П. Глухов. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.
8. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Педагогика. 1965. 195 с.
9. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М.: Педагогика 1947. 135 с.
10. Гонеев А.Д., Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособиедля студ. Высш.пед.учеб.заведений; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
11. Дворкина Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств школьников с умственной отсталостью [Текст] / Н.И. Дворкина // Физическая культура. – 2002. – № 3. – С. 7–11
12. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – М.: Междунар. пед. акад.,1995. – 416 с.
13. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – СПб.: Издательство КАРО, 2006.
14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 319 с.
15. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1980.
16. Иванова Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики. Тамбов. 2003. 73 с.
17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. – Л.: Союз, 1982. – 206 с.
18. Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2005.
19. Корнев, А. Н Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев – СПб. : Речь, 2003. – 330 с.
20. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983.
21. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности //Проблемы развития психики. – М., 1972
22. Ляхно С.А., Агаева И.Б. Проблема формирования навыка беглого и осознанного чтения у детей с легкой степенью умственной отсталости // E-Scio. 2021. № 2 (53). С. 200-204.
23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997
24. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство – М., 2001
25. МКБ-10 // Электронный ресурс / Режим доступа: http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/9 – Заглавие с экрана
26. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика. 1977. 200 с.
27. Петрова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: Педагогика. 2008. 189 с.
28. Синельникова Д.В. Диагностика навыка чтения слов у обучающихся 2 классов с умеренной умственной отсталостью // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор: О.А. Козырева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2016. С. 80-86.
29. Сорокина Н.В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи. Дефектология. 1990. № 3. 65 с.
30. Строгонова В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Авториф. дис. кан. пед.наук. М.: 1998. 151 с.
31. Токарева О.А. Расстройство чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1969
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронные ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/4803/
33. Шестакова А.А. Практическое руководство по формированию навыков чтения у детей с умеренной умственной отсталостью в условиях коррекционной школы // В сборнике: Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. 2019. С. 301-303.
34. Шумилина Д.С. Книга как источник коррекции и развития навыков чтения у детей с умеренной умственной отсталостью // В сборнике: Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. 2019. С. 306-308.
35. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе/ Н.Н. Щепетова. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.