Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития общества характеризуется высокой динамичностью и глубиной социальных изменений, вызывающими повышение уровня напряжения в различных жизненных сферах . Невозможность функционирования личности в соответствии с ранее сформированной системой духовных и материальных ценностей приводит к потере эмоционального равновесия, внутренней нестабильности. Обострение внутренней конфликтности становится результатом сочетания социального фактора и психоэмоциональных особенностей личности. Являясь двумерным понятием, внутриличностный конфликт может символизировать как естественную необходимую форму стремления к развитию и совершенствованию личности, так и принимать деструктивную форму, нарушающую полноценное функционирование .
Глава 1 Сущность внутриличностного конфликта и его виды
1.1 Сущность конфликта
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д.
Анализируя труды Конфуция, уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей.
Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний.
Ф. Бекон же, как результат достаточно детализированного анализа причин возникновения конфликтов, выделяет материальные, политические и психологические условия их возникновения.
1.2 Сущность и особенности внутриличностного конфликта
Многие авторы под внутриличностным конфликтом прежде всего понимают мотивационный конфликт, борьбу мотивов. Так, по мнению В.С. Мерлина, «психологический конфликт представляет собой результат острого недовольства глубинных и актуальных мотивов и отношений личности» .
Если в процессе деятельности возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, которая выражается путем обострения существующих ранее или возникновение новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями личности, то такое состояние определяется как психологический конфликт.
Психологи Т.А. Немчин, С.В. Цицарев, соглашаясь с тем, что внутриличностный конфликт - это, прежде всего, конфликт мотивов, обращают внимание на необходимость различать понятия «конфликт мотивов» и «мотивационный конфликт». Они считают, что «мотивационный конфликт» - это конкуренция, которая возникает в процессе выбора тактики действий при уже существующей деятельности, когда решение принимается в процессе самой деятельности . В свою очередь, конфликт мотивов предшествует деятельности. Собственно, до тех пор, пока существует конфликт мотивов, само действие не начинается. Начало деятельности относится к моменту завершения борьбы мотивов, когда один из них становится ведущим, решающим.
Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов определяют внутриличностный конфликт как столкновение противоположно направленных мотивов. «Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе и значимости, - утверждают исследователи, - но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений одного человека, отражающее противоречивые связи с социальной средой» .
Подобные трактовки внутриличностного конфликта как мотивационного конфликта можно найти в работах М.Д. Левитова, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогоровой, Е.С. Мазур и др.
Ф. Е. Василюк описывает внутриличностный конфликт как патологическое проявление психической жизни, представляющее собой столкновение внутренних побуждений личности, определяемых сознанием как ценности, противоположные по своему смыслу или несовместимые по условиям места и времени осуществления .
Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур, В. М. Бабосов, Г. И. Козырев рассматривали различные интерпретации внутриличостного конфликта как борьбы мотивов, влечений, потребностей, возникающих под влиянием социальной среды.
В контексте деятельностного подхода рассматривает проблему внутриличностных конфликтов А.Н. Леонтьев . По его словам, различные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, объективно противоречивы. Отсюда и мотивы, порожденные этими видами деятельности, они могут также находиться в противоречии друг с другом. Противоречия разным причинам могут порождать конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
Внутриличностный конфликт как фрустрационная реакция представлена в теоретико-методологическом подходе Е.Б. Фанталовой . В данной концепции заложено представление о формировании внутриличностного конфликта как о рассогласованности субъективно значимых ценностей и степени их доступности в жизни человека, вызывающей несоответствие между категориями «хочу» и могу» или «хочу» и «имею».
В основе понимания внутриличностного конфликта должно содержаться такое понятие, как противоречие. Диалектическое противоречие, которое возникает у личности на разных этапах жизни - это необходимый атрибут саморазвития личности как субъекта жизни.
Эпицентром возникновения противоречий выступает самосознание личности. Иллюзии самосознания часто порождаются тем, что у человека под влиянием определенных жизненных обстоятельств возникают значительные противоречия, разногласия между реальным и социальным образом «Я», а также между реальным и идеальным образом самого себя. Само состояние внутриличностного конфликта возникает тогда, когда нарушается соответствие между тремя сферами деятельности личности: операциональной, мотивационно-целевой, содержательной.
1.3 Представление о внутриличностном конфликте у Э. Фромма
Наиболее социально-ориентированный из всех представителей психодинамического направления, Э. Фромм при объяснении природы внутриличностного конфликта использовал концепцию «экзистенциальной дихотомии» . Отрицая биологизаторскую трактовку, он связывает возникновение конфликтов с двойственной природой самого человека стремление к свободе и независимости одновременно со страхом отчуждения, борьба духовного и материального при оценке своих возможностей и необходимости соответствовать требованиям капиталистического устройства общества, неизбежно порождает внутреннюю конфликтность, потерю самоидентичности.
Несмотря на исключительно биопсихическое и биосоциальное описание сути внутренней конфликтности, глубинное направление психологии вносит существенный вклад в понимание механизмов формирования данного феномена.
В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Глава 2 Способы разрешения внутриличностных конфликтов
2.1 Классификация психологических защит. З. Фрейд и его понимание внутриличностных конфликтов
Впервые термин «защита» (defense) ввел 3. Фрейд в конце XIX века.
В дальнейшем данное понятие раскрывалось автором в ряде других работ, в которых психологическая защита описывалась как способ борьбы «Я» против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов.
Затем 3. Фрейд от этого термина отказался, и он был заменен термином «вытеснение» (repression). В приложении к своей работе «Торможение, симптомы и тревога» Фрейд вернулся к старой концепции защиты, при этом обозначил ее как «главное определение для всех способов, которые «Я» использует в конфликте, который может привести к неврозу». Термин «вытеснение» был сохранен для обозначения одного из специальных методов защиты, который обслуживает те же самые цели, что и другие защитные механизмы, а именно охрана «Я» против инстинктивных требований .
Приведем примеры психологических защит. Если человек боится заболеть раком, то можно обнаружить его у кабинета врача, усердно перечитывающего последние анализы, сданные десятый раз в течение года. Если человек уверен, что должен уйти из жизни из-за террористического акта на самолете, то едва ли можно встретить его среди пассажиров авиалайнера. Скрытый уровень тревоги привносит в жизнь человека изматывающую тревогу и беспокойство, целую гамму негативных эмоций, формирующих это самое неадекватное поведение .
В 1979 г. R. Plutchik, H. Kellerman & Н. Conte была описана методика LSI (Life style index), разработанная в качестве диагностического средства, которое измеряет механизмы защиты «Я». В основе лежит теоретическая модель, которая связывает отдельные виды защитных механизмов с разнообразными аффективными состояниями и диагностическими концепциями. Авторы предложили модель из 4 пар биполярных эмоций: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежа-удивление, которые, как они полагают, связаны с некоторыми защитными механизмами, которые в свою очередь зависят от определенных личностных черт. Выраженность последних связана с определенными диагностическими концепциями, заимствованные авторами из классификации DSM-U из раздела «Расстройства личности».
«Механизмы психологической защиты адаптивны и предохраняют сознание от болезненных чувств и воспоминаний. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, порожденной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается сохранить интегративность и адаптивность» .
Романова Е. С., Гребенников Л. Р. пишут, что защита впервые представлена «как общее наименование всех тех механизмов», которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией .
2.2 Компромисс, уход и изоляция, переориентация, интеллектуализация и рационализация и обесценивание
Компромисс – это попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации. Этот способ является самым быстрым среди других, он позволяет снизить психотравмирующее влияние конфликтной ситуации. В то же время, компромисс не связан с анализом причин конфликта, поэтому он позволяет лишь частично реализовать болезненные импульсы.
Уход — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике неприятного воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничении количества такой информации или её искажённом восприятии.
Изоляция представляет собой форму защиты, когда личность уходит в другое состояние сознания. Например, данный способ защиты у ребенка проявляется в том, что, когда ребенок перевозбужден или расстроен, он засыпает. Если же взрослый перевозбужден или расстроен, в изоляции он уходит от социальных и межличностных ситуаций и замещает напряжение, которое происходит от коммуникаций с другими, другими стимулами, которыми являются фантазии внутреннего мира .
Применение химических вешеств с целью изменения состояния сознания также может анализироваться как вид изоляции.
Минусом такого вида психологической защиты яляется то, что индивид становится неактивным в решении межличностных вопросов и тем. Человек, который привык изолироваться и исключают другие пути реагирования на проблему, представлен шизоидным типом.
Плюсом изоляции как вида психологической защиты является то, что, позволяя себе бегство от действительности, изоляция не требует искажения реальности. В изоляции человек находит спокойствие не в том, чтобы понять мир, а в том, чтобы уйти из него. Это может дать плюсы чрезвычайно восприимчивости и креативности.
2.3 Сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция, реверсия и соматизация
Сублимация - в общем смысле, это переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые. Фрейд под сублимацией понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую.
Идеализация
Один из способов, который использует ребенок для того, чтобы уберечь себя от страхов – это вера в том, что какая-то сила будет его защищать. Это же чувство связано, например с верой народа, когда он надеется на руководителя своей страны, что он решит все их вопросы и проблемы.
Ребенок может быть убежден, что его родители могут обладать сверхчеловеческими способностями. Это приносит и радость, и трагедии одновременно. Часто такое отношение вызывает у родителей неконтролируемое раздражение. Например, ребенок может захотеть идти гулять, а на улице идет дождь. Ребенок может попросить родителей, чтобы они «убрали дождь». Но это не представляется возможным, а ребенок начинает по этому поводу переживать и устраивать скандалы.
Так или иначе, все люди склонны идеализировать. Человек склонен приписывать особые плюсы и власть людям, от которых он зависим (финансово, эмоционально).
Идеализация в нормальной степени – это часть зрелой любви. И если существует направленность деидеализировать или обесценивать тех, к кому когда-то человек испытывал привязанность, это является нормальным в процессе сепарации и индивидуации. Подросток не будет уходить из дома сам, поскольку для него дом – это лучше, чем то, куда он пойдет. Но у некоторых личностей нацеленность на идеализацию остается неизменной на протяжении всей жизни. Поведение таких людей находит в себе характеристики древних отчаянных усилий противопоставлять внутренним проблемам и тревоге уверенность в том, что придет кто-то и решит все их проблемы. Такие люди имеют надежду освободиться от своего стыда, поскольку побочным продуктом идеализации и веры в идеализм является то, что свои недостатки и минусы осознаются не так больно. Когда такая личность сливается с объектом идеализации, для нее это становится сильнейшей вторичной выгодой не развиваться.
Заключение
Рассматривая внутриличностный конфликт с различных позиций – как фактор нарушения полноценного функционирования личности или в качестве естественного и необходимого этапа развития и совершенствования, западные концепции имеют ряд общих положений, характеризуя данный феномен как острое негативное переживание, состояние дисбаланса и борьбы структур внутреннего мира личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алекова Г. В., Динамика внутриличностного конфликта у лиц с синдромом алкогольной зависимости // Мир образования - образование в мире. — 2012. — № 4 (48). — С. 178-185.
2) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. 591 с.
3) Баранов Е. Г., Динамика внутриличностного конфликта // Мир образования - образование в мире. — 2017. — № 3 (67). — С. 97-105.
4) Брурсон Х., Мыслевирусы : как не отравлять себе жизнь вредоносными мыслями. — Москва : Альпина паблишер, 2015. — 75, [2] с.
5) Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. –СПб.: Питер, 2008. –544 с.
6) Денисов А. А., Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов // Развитие личности. — 2015. — № 4. — С. 98-112
7) Дмитриева Н. В., Зависть и связанные с ней виды психологических защит // Философия образования. — 2009. — N 2 (27). — С. 234-242.
8) Жуков Б., Зачем человеку лень? // Вокруг света. — 2018. — № 10. — С. 89
9) Ильин А. Н., Парадоксы общества потребления // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2016. — № 1. — С. 23-43.
10) Карвасарский Б. Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998
11) Козырев Г. И., Может ли внутриличностный конфликт быть кентавр-проблемой? // Социологические исследования. — 2006. — N 12. — С. 122-126.
12) Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. Методы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, 129 с.
13) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008
14) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
15) Мерлин В. С., Психология индивидуальности : избранные психологические труды. — Москва. — Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института : МОДЭК, 2005 [т.е. 2004]. — 542, [1] с.
16) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986
17) Немчин Т. А., Состояния нервно-психического напряжения. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. — 166 с.
18) Петровская Л. А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 2007.
19) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. –М.: Прогресс, 1994. –234 с;
20) Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи., 1990
21) Теславская О. И., Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологический журнал. — 2017. — Т. 38, № 6. — С. 52-64
22) Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография / Е.Б. Фанталова. –М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. –141 с.
23) Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Перевод Анистратенко А., Знашева И.В. –М.: Эксмо, 2018. –256 с.
24) Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Алетейя СПб, 1999. –310 с
25) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991
26) Фромм Э. З. Иметь или быть / Перевод Э.М. Телятниковой – Москва: АСТ, Астрель, 2010. –320 с
27) Фромм Э.Человек для себя. Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. –с. 40
28) Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010
29) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2018. 192 с
30) Хорни К. Наши внутренние конфликты. / Пер. с англ. –М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. –560 с.
31) Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003
32) Эллис А., Дрезден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Перевод с англ. Т. Саушкиной. —СПб.: Издательство «Речь», 2002. —352 с.: ил
33) Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.–Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.—592 с.
34) Ядова М. А., Молодежь в мире глобальных угроз: социально-психологические последствия // Россия и современный мир. — 2020. — № 3. — С. 265-274