Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение культурной проблематики в СМИ является важной и актуальной темой во все времена. Она всегда будет привлекать повышенное внимание государственных деятелей, социологов, политологов и других представителей социально-гуманитарного знания.
В активном процессе информатизации общества проявляются тенденции глобализации, меняющей жизнь человека посредством информационных систем, в результате чего усиливается роль средств массовой информации в трансформации как отдельного индивида, так и социума в целом.
Оформляющаяся новая информационная культура как структурная характеристика развития общества обуславливает значимость воздействия СМИ на формирование общественного мнения. От смысловой наполненности массовых сообщений сегодня начинает зависеть поведение людей, стабильность социокультурной системы.
1 Общая характеристика периодической печати
1.1 Сфера культуры в период пандемии
Сфера культуры в период пандемии рассматривается в качестве одного из источников улучшения эмоционального состояния людей, усиления сплоченности и стойкости. По оценкам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), капитализация сферы культуры составляет 2 250 млрд долл. США, в ней насчитывается почти 30 млн рабочих мест по всему миру. Сегодня страны могут подвести промежуточные итоги в оценках потерь в данном секторе от пандемии COVID-19.
Пандемия COVID-19, распространяясь по планете, вызвала беспрецедентные ответные меры. Социальное дистанцирование, мораторий на скопление людей, закрытие границ остановили значительную часть экономики, в том числе удар пришелся и на сферу культуры, выставочную, развлекательную и просветительскую виды деятельности. В рамках проведения карантинных мероприятий были закрыты театры, арт-центры, клубы, кинотеатры, филармонии, музеи, художественные галереи, образовательные центры. В начале марта 2020 года в Китае были закрыты тысячи кинотеатров и приостановлены съемки многих фильмов. Со второго марта около 40 кинотеатров закрылись во Франции. Коронавирус крайне негативно сказался на посещаемости кинотеатров в Италии: там бокс-офис упал на 94 % по сравнению с тем же периодом прошлого года [23].
8 марта 2020 года итальянское правительство распорядилось закрыть все кинотеатры страны до 3 апреля 2020 года. Прекратили работу музеи. Закрылась почти половина итальянских театров, особенно пострадал регион Ломбардия с театральной столицей страны – Миланом. Деятельность театров мира, работающих по системе stagione, ориентированной на участие в спектаклях международных звезд, была парализована: прилетающим артистам необходимо было проходить длительный карантин, что, естественно, нарушало их графики, жестко расписанные на месяцы вперед. По данным ЮНЕСКО, по состоянию на 15 апреля 2020 года 89% стран уже полностью или частично ограничили доступ общественности к объектам всемирного культурного наследия [23].
К 22 апреля 2020 года 128 стран приостановили деятельность организаций, связанных со сферой культуры. Обзор некоторых ключевых событий в сфере культуры, отмененных или измененных по формату из-за рисков, связанных с COVID-19: Технологический гигант Facebook отменил свой глобальный маркетинговый саммит в Сан-Франциско и ежегодную конференцию разработчиков F8, которая должна была пройти в мае в Калифорнии. Не состоялась крупнейшая в мире выставка мобильной индустрии MobileWorldCongress. Мероприятие проводится ежегодно в Барселоне. Неделя моды в Шанхае была отложена, но организаторы нашли способ адаптироваться. Люди могли участвовать, просматривая прямые трансляции показа на подиуме и делая ставки онлайн [23].
Распространение COVID-19 стало причиной закрытия музеев. В разгар пандемии Международный совет музеев приводил данные о закрытии 95% музеев по всему миру. Минимум 85% музеев не работали в каждом регионе по причине ограничительных мер.
1.2 Особенности освещения пандемии в зарубежных СМИ
Журналисты всего мира прикладывают много сил, чтобы предоставлять читателям исчерпывающую и актуальную информацию о глобальной пандемии, вызванной вирусом COVID-19. Большая часть этого контента посвящена реалиям происходящего – рассказам о том, что происходит во всем мире, чего можно ожидать, а также новым рекомендациям местных и национальных правительств.
В ситуации, когда информация и новости о пандемии постоянно меняются, журналистика решений становится полезным и важным инструментом.
Один из отличных примеров такого подхода – эта публикация CNN, посвященная созданным в Южной Корее центрам тестирования на вирус, в которых людям не нужно выходить из своих автомобилей, – такое решение позволило свести к минимуму риск заражения для медицинских работников. Этот материал, основанный на заслуживающих доверия доказательствах, рассказывает об ответах на социальные проблемы.
Они могут служить задаче подотчетности властных структур – мы узнаем о практических решениях, которые работают в других местах, и задаем себе вопрос: "Почему это не делается и здесь, в нашем сообществе? Почему мы этого не делаем?".
Сеть журналистики решений поддерживает журналистов, использующих методы журналистики решений в освещении пандемии. Чтобы помочь журналистам обмениваться идеями и дать им возможность получать отзывы о применении этого метода при освещении пандемии, сеть запустила канал на платформе Slack. Кроме того, эта организация в апреле провела вебинар по журналистике решений.
1.3. Электронные СМИ и вопросы культуры
По разным данным, от 70 до 95% всех материалов, которые производят СМИ по всему миру с января 2020 года, так или иначе посвящены коронавирусу. Посещаемость онлайн-медиа (вне зависимости от специфики) растет бешеными темпами. Это изменило отрасль. Так, в эпоху коронавирусной постправды неотъемлемой частью медиапотребления стало опровержение фейков.
Мир захлестнула инфодемия: люди в режиме реального времени следят за ростом количества заболевших, выздоровевших, умерших. Ищут информацию о том, как выявить симптомы, как лечиться, когда будет создана вакцина, кто и когда закрыл и откроет границы.
За первые три недели апреля 2020 года 52% новостных материалов, 19% спортивных текстов, 22% материалов про искусство и развлечения и 22% статей про бизнес были выпущены с заголовками, содержащими ключевые слова «коронавирус», «COVID-19», «пандемия», «эпидемия» и так далее. Согласно данным сервиса контекстного таргетинга Peer39, за апрель слово «коронавирус» вовлекло 17% потребителей контента.
Эпидемия обернулась массой новых вопросов, которые требуют немедленного ответа. Авторы экстренно начали погружаться в самые разные темы, а все, кто работал с медицинской тематикой, трудятся особенно тщательно. Количество фейков резко возросло: от страха люди стали активнее распространять любую информацию, в том числе недостоверную, и фактчекеру нужно быть еще внимательнее, чем раньше.
1.4. Освещение вопросов культуры в электронных СМИ в России
Онлайн-СМИ в каком-то смысле объединили в себе черты качественной и бульварной прессы. Лучше всего этот тезис иллюстрирует портал «Медуза» (meduza.io), который сегодня является образцом качественной интернет-журналистики. Соблюдая принцип достоверности, объективности, разделения факта и мнения, «Медуза» вполне может позволить себе игровые, провокационные заголовки, нетривиальный иллюстративный ряд и «нежурналистские» формы презентации контента (игры, тесты и пр.). Онлайн-СМИ формируют «новый язык». Среди языковых особенностей сетевой публицистики Г.Л. Тимофеева [22] отмечает следующие: наличие большого числа англицизмов, особенно из языка Интернета; появление большого количества сокращений от слов, широко употребляемых в интернет-среде, а также производных от этих слов; широкое распространение сетевых жаргонизмов; обилие эрративов – намеренного искажения орфографии, использование слов из так называемых маргинальных языков Интернета; обилие разговорной и просторечной лексики; использование графических элементов, выражающих эмоции автора – смайлики, комбинации скобок или их заменителей [9]. Во-вторых, все СМИ сегодня функционируют в режиме жесточайшей конкуренции с другими «околомедийными» формами массовой коммуникации: развлекательными порталами, социальными сетями, авторскими блогами. И, к сожалению, все чаще проигрывают, поскольку те же социальные сети сегодня являются многофункциональной площадкой, где помимо медиапотребления реализуется возможность развлечения и общения. Таким образом, интернет-СМИ в силу своей технологической специфики являются своеобразной «буферной зоной» между традиционной журналистикой и такими формами массовой коммуникации, как блоги и социальные сети. Поэтому, с одной стороны, проникновение элементов интернет-культуры в публицистический дискурс оценивается нами как процесс естественный и неизбежный; а с другой стороны, несколько искусственно интенсифицированный: в погоне за «ускользающим читателем» интернет-СМИ намеренно перенимают формат общения социальных сетей, чтобы вызывать большую заинтересованность читателей, разговаривать с ними на одном языке. Это происходит при изменении концепции работы интернет-СМИ. Наряду с продуцированием традиционного журналистского контента: новости, аналитические статьи, репортажи, редакции создают специальные «развлекательные» разделы. На упомянутом портале «Медузы» есть специальный раздел «Шапито», где публикуются тексты, не имеющие общественной значимости и актуальности, но сообщающие о каких-то забавных случаях, фактах, событиях.
2. Анализ освещения вопросов влияния пандемии COVID-19 на культуру газетой «Фонтанка»
2.1 Характеристика газеты «Фонтанка»
Фонтанка.ру" - петербургское электронное СМИ, информационно-аналитическое и общественно-политическое издание. Редакция расположена на улице Зодчего Росси, 1/3.
Для города с официальным населением в 5,5 млн крупнейшим изданием является «Фонтанка.ру» с аудиторией 5 млн пользователей ежемесячно (по данным SimilarWeb - 10 млн посещений, среднее время визита - 3,5 минуты). В названии ресурса указано «петербургская интернет-газета», однако уже много лет издание находится в топе онлайн медиа по данным «Медиалогии».
Концепция редакции выражена следующей фразой главного редактора А. Горшкова: "Мы как раз заинтересованы в наличии сильных конкурентов, потому что, когда есть с чем сравнивать и к чему стремиться, это всегда хорошо, не позволяет застаиваться. Мы - "Фонтанка", это река, а не стоячее болото".
В современном обществе коммуникативное действие получает свое инструментальное выражение преимущественно в средствах массовой информации. Они представляют собой особый социальный институт, посредством которого происходит регуляция представления людей об уровне культурной и социальной приемлемости тех или иных действий, интеллектуальных оценок и позиций, норм и ценностей [10]. Фонтанка. Ру как оригинальное Интернет-СМИ структурирует определенным образом организованный набор сообщений, трансляция которых приводит к активизации коммуникативных потоков, формированию общественного мнения и развитию массовой культуры.
При этом сами информационные технологии не производят процессы информационно-коммуникативной семантизации. Речь идет о технологиях социальных - технологиях включения в поле производства массовой информации разных социальных сил и выявлении нормативно-ценностных ориентиров, полей культурного производства. Особое значение при этом приобретает воспроизводство ценностей - ориентиров сознания индивидов или групп людей, связанных с аксиоматическим отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: "хорошее - плохое", "высокое - низменное", "прекрасное - безобразное", "нравственное - безнравственное", "одобряемое - осуждаемое" и т.п. Фонтанка. Ру как оригинальное Интернет-СМИ предоставляет городскому обществу Санкт-Петербурга набор определенных интерпретативных схем: интересы, настроения, цели, политическая доктрина и даже национально-государственная идея неизменно рассматриваются, а затем и интерпретируются обществом через их призму.
Фонтанка. Ру как оригинальное Интернет-СМИ является инструментом информационно-коммуникативной семантизации культуры за счет таких характеристик, как всеобщая доступность и массовость охвата. Роль оригинальных Интернет-СМИ состоит не столько в распределении информации по группам с разными интересами, сколько в формировании общего для горожан языка культуры, способствующего как их взаимодействию, так и взаимному ограничению, связанного с интерпретативными особенностями различных ценностных полей. Выступая основным инструментом информационно-коммуникативной семантизации культуры, средства массовой информации формируют пространство диалогического взаимодействия в городе.
Сетевые оригинальные СМИ в современном коммуникативном пространстве поддерживают особую социокультурную структуру, характеризующуюся рядом черт, отражающих их культурную специфику. Вне зависимости от конкретного вида и специфики интерпретации культурного пространства города, тексты сетевых СМИ представляют собой социально значимые сообщения, превалирующие в современной городской среде над всеми другими видами текстов. Медиа-текст как элемент, конституирующий массовую коммуникацию, структурирует медиа-коммуникативное событие, его специфические признаки детерминируются и социумом, и индивидом. Основными социально-культурными характеристиками сетевых СМИ являются широкая социальная и культурная дифференциация, ведущая к сегментации и изменению социальной стратификации пользователей; интеграция всех видов сообщений в общей когнитивной структуре; использование многообразных видов культурного выражения (организация по принципу ризомы); диалоговый характер коммуникации; особый язык компьютерной коммуникации как нового средства массовой информации (присутствие характеристик гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности). Сетевые средства массовой информации в большей степени, чем традиционные, ориентированы на диалоговую модель воспроизводства культурного пространства.
В то же время противоречие между массовостью распространения сетевых СМИ и низкой степенью доверия к ним является значимой проблемной культурологической характеристикой сетевых средств массовой информации. С одной стороны, возникшая коммуникационная система, которая в противоположность историческому опыту прошлого создает реальную виртуальность, - это система, в которой сама реальность (материальное, символическое существование людей) полностью погружена в виртуальные образы, в "выдуманный" мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом. С другой стороны, новая коммуникационная система и сетевые СМИ как элемент этой системы радикально трансформируют природное, социокультурное пространство, время - фундаментальные измерения человеческой жизни. С развитием сетевых средств массовой информации неимоверно усложняются процессы воспроизводства культурного пространства города, организованного по принципу палимпсеста, множественности "слоев". Для того чтобы это воспроизводство имело не хаотичный, а более или менее упорядоченный характер, необходимы субъекты, ответственные за данные процессы [23].
2.2. Анализ выразительных средств при отражении влияния пандемии COVID-19 на культурную жизнь в обзорах газеты «Фонтанка»
В газете «Фонтанка» авторы используют конкретные факты для выражения описательной информации, полученной журналистом в ходе подготовки материала. Содержание факта определяется вопросы: Кто? Что? Где? Когда?
На первом этапе, который ориентировочно закончился 11 марта (в этот день ВОЗ официально признала коронавирус пандемией), в публикациях Фонтанки было умеренное число новостей, посвященных коронавирусу. В тот момент коронавирус освещался преимущественно как проблема Китая, которая косвенно создает трудности для мировой экономики. По итогам анализа новостей за этот период можно сделать вывод, что в целом дискуссия в Фонтанке была направлена на депроблематизацию ситуации. В этот период можно было услышать следующие идеи.
Эксперты активно обсуждали вероятность того, что ситуацию с коронавирусом могут искусственно раздувать политики, которым это выгодно (О коронавирусе в Петербурге, стране и мире. Онлайн. 31.03.2020г.). В частности, что наCOVID-19 очень удобно списывать мировой финансовый кризис, который, и без эпидемии был неизбежен.
Из сказанного выше хорошо видно, что проблема коронавируса в начале марта еще не воспринимается серьезно и подается в полушутливой манере, допускающей даже конспирологию. В следующих рассматриваемых нами периодах ничего подобного уже нет. (О коронавирусе в Петербурге, стране и мире. Онлайн. 31.03.2020г.). В рассматриваемый период в России еще практически нет заболевших.
То есть говорить о способах представления статистики рано. Но наличие отдельных кейсов позволяло фреймировать работу системы здравоохранения через индивидуальные истории. Аудитории транслировалась информация об отдельных людях в контексте рассматриваемого события, на основании которой могли делаться выводы о ситуации в целом. Подобный способ освещения событий нередко встречается в новостях и называется исследователями фреймом «индивидуальных интересов». Примером попыток описать ситуацию в целом с опорой на опыт отдельных людей служили истории россиян, оказавшихся в изоляции на лайнере Diamond Princess, россиян, эвакуированных из Китая на военном самолете.
Аудитории рассказывают, что продуктов более чем достаточно, и параллельно высмеивают тех, кто устраивает драки из-за туалетной бумаги (Гречкой запаслись онлайн. Коронавирус спровоцировал ажиотажный спрос на доставку продуктов. 16.03.2020г.).
Заключение
В результате рассмотренного и проанализированного материала, были решены следующие задачи исследования:
1) выполнен анализ научных исследований, посвященных вопросам влияния пандемии на СМИ (все СМИ, и в первую очередь, издающиеся в цифровом формате);
2) выявлены особенности освещения пандемии в зарубежных СМИ;
3) рассмотрены электронные СМИ и вопросы культуры;
4) проанализировано освещение вопросов культуры в электронных СМИ в России;
5) выполнен анализ освещения вопросов влияния пандемии COVID-19 на культуру газетой «Фонтанка».
проникновение элементов интернет-культуры в повседневную практику работы интернет-СМИ является повсеместным. Постепенно формы подачи информации, обороты речи, используемые в Интернете, появляются и на страницах (или в эфире) традиционных СМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акопов, А. И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. [Электронный ресурс]. – URL: [https://topuch.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-jurnalistov-2-e-i/index.html] (дата обращения: 12.04.2021)
2. Антонова, С. Г., Соловьев, В. И., Ямчук, К. Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 2014. – 256 с.
3. Былинский, К. И. Литературное редактирование: учеб.пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 400 с.
4. Гордиенко, Т. В. Журналистика и редактирование: учебное пособие / Т. В. Гордиенко. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
5. Евтюгина, А. А., Родионова, И. В. Функциональные стили русского языка (для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей): Учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2014. – 61 с.
6. Как короновирус «заразил» СМИ и соцсети [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/medialogia/112295-kak-koronovirus-zarazil-smi-i-socseti (дата обращения 23.04.21)
7. Кожевников, Г. В., Куприянова, Т. Г. Печатные и электронные средства информации: конспект лекций / Г. В. Кожевников, Т. Г. Куприянова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2016. – 146 с.
8. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 696 с.
9. Колесников, Н. П. Стилистика и литературное редактирование. – М.: Изд-во Март, 2014. – 191 с.
10. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 287 с.
11. Лазутина, Г. В., Распопова, С. В. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2015.
12. Марков, А. А., Молчанова, О. И., Полякова, Н. В. Теория и практика массовой информации. Учебник / под общ.ред. А. А. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 252 с.
13. Мильчин, А. Э. Методика редактирования теста. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2014. – 524 с.
14. Накорякова, К. М. Литературное редактирование. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 432с.
15. Плещенко, Т. П., Федотова, H. B., Чечет, P. Г. Стилистика и культура речи. [Электронный ресурс]. – URL: https://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_37.html- (дата обращения: 20.04.2021)
16. Распространение коронавирусаhttps://ria.ru/category_rasprostranenie-novogo-koronavirusa/ (Дата обращения 23.04.2021)
17. Рябинина, Н. З. Технология редакционно-издательского процесса. –М.: Изд-во Логос, 2014. – 256 c.
18. Сбитнева, А. А. Литературное редактирование. История, теория, практика: учебное пособие / А. А. Сбитнева. – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 208 с.
19. Свитич, Л. Г., Смирнова, О. В., Ширяева, А. А., Шкондин, М. В. Содержательно-тематическая структура городских газет (контентаналитическое исследование). [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/soderzhatelno-tematicheskaya-strukturagorodskikh-gazet-kontent-analiticheskoe-issledovanie-/ (дата обращения 25.05.20)
20. Сметанина, С. И. Редактирование текстов массовой коммуникации: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 154 с.
21. Солганик, Г. Я. Язык СМИ и политика – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 953 с.
22. Тимофеев А.А. Эпидемия коронафейков в медиасфере: причины появления с этико-правовой точки зрения. https://istina.msu.ru/publications/article/353053446/ (дата обращения: 23.04.2021).
23. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. № 3. Высшая школа экономики. 29.05.2020. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/423668354.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
24. Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16589291_36185586.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
25. Мемы в интернете: опыт деконструкции. Доктор филологических наук М. А. Кронгауз. http://gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_701 (дата обращения: 23.04.2021).
26. Перспективы развития сетевых СМИ как интерпретатора культурного пространства современного города. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16920767 (дата обращения: 23.04.2021).
27. HSE Analytical Bulletin on the Economic and Social Consequences of the Coronavirus In Russia And in the World (2020). № 3. Higher School of Economics. 29.05. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/423668354.pdf (accessed: 15.04.2021)