Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, её место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности. Станов-ление гражданского общества означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями и, как след-ствие, формирование иных политических основ их взаимодействия, что под-разумевает возникновение новых институтов, правового поля и соответству-ющего им типа личности.
Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.
Глава 1. Понятие и сущность власти
1.1 Социальная власть: понятие, общая характеристика
Слово «власть» в толковом словаре русского языка означает: 1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными административными полномочия-ми .
Необходимо акцентировать внимание, что власть всегда осуществляет-ся в обществе. В.Е. Чиркин отмечает - «.. .вряд ли можно видеть власть (в той трактовке, которая сложилась в обществоведении) в отношениях между жи-вотными, в колониях пчел и муравьев (где существует свое «разделение тру-да»), в командах циркового дрессировщика по отношению к зверю.» . Дей-ствительно, в этих случаях данные взаимоотношения определяются инстинк-тами, привычкой, подражанием, условными рефлексами.
К. Маркс указывал, что нельзя трактовать природные факторы в каче-стве стороны отношений власти в ее социальном смысле, что «предпосылкой отношений господства является присвоение чужой воли» .
Власть включает в себя элемент осознания. Волевой характер отноше-ний, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общ-ностями), характерная черта власти среди людей .
Кроме того, стоит отметить, что и в отношениях людей, когда присут-ствует повиновение, не всегда можно говорить о власти. Например, поклоне-ние красоте, восхищение картиной или отношения в толпе, которая бежит в панике. Эти отношения больше похожи на зависимость, влияние, воздей-ствие, а не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений, субъекты которого наделены еще и сознанием.
Исследуя власть, важно делать акцент не столько на качестве субъекта, от которого исходят те или иные импульсы (иногда бессознательно для не-го), сколько на природе отношений, которые устанавливаются в прямых и обратных связях: субъект - объект. Природные, ценностные качества, явле-ния, особые свойства людей, стихийные чувства самосохранения (толпа в па-нике) и т.д. не определяют осознанным и принудительным путем поведение субъекта воздействия, который к тому же не является зачастую конкретной целью влияния или воздействия. Красота женщины, талантливая игра музы-канта объективно обращены на неопределенный состав лиц и часто действу-ют независимо от воли субъекта. Таким образом, власть всегда носит обще-ственный, осознанный и волевой характер.
Появление или возникновение власти является тем рубежом, который в большинстве случаев показывает огромный скачок человечества от суще-ствования хаотичных, беспорядочных связей к упорядоченности обществен-ных отношений. Власть в любой форме и виде положительно влияет на об-щественные отношения и придает определенную форму социальным струк-турам. Правоустановительная функция власти одновременно считается госу-дарствоустановительной . Это означает, что возникновение власти предпола-гает закрепление правил общежития, правовых норм, которые необходимо было уважать, соблюдать и жить согласно им. Поэтому власть имеет полити-ческую и правовую социальную сущность, несмотря на насилие и подчине-ние одних другим.
Власть - это способность, возможность и право оказывать воздействие на людей с помощью различных средств - права, авторитета, воли, принуж-дения. Его определяют, как лицо, облеченное соответствующими властными полномочиями .
Т.Н. Радько определяет власть, как способность класса, социальной группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие социальные группы, других людей, побуждать их или принуждать действовать в интере-сах властвующих или не препятствовать осуществлению и достижению инте-ресов тех, кто обладает властью .
1.2 Понятие, общая характеристика государственной власти
Вопросы власти традиционно привлекали и привлекают внимание исследователей, что обусловлено значением и ролью власти в функционировании социума. Эта проблематика обостряется на переломных этапах развития общества, когда угроза дестабилизации механизма управления обществом приобретает реальность и от организации и деятельности власти и, прежде всего, государственной власти зависит состояние общества, его институтов, в том числе и государства
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государ-ственной власти. Например, одни в государственной власти видят опреде-ленную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеот-ношение между властвующими и подвластными, третьи – способность власт-вующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. .
Государственная власть способна осуществляться исключительно по-средством специально сформированных органов. Каждая служба государ-ственной власти подразумевает под собой организацию, либо должностное лицо, которое является наделенным государственно-властными полномочи-ями для осуществления функций государства. В комплексе органы государ-ственной власти формируют сложную систему с различным множеством за-кономерно объединенных элементов.
1.3 Свойства государственной власти
От признаков государственной власти можно перейти к ее свойствам, которые в последующем позволят выделить основные специфичные черты государственной власти.
В.Д. Перевалов в своих работах выделяет следующие свойства госу-дарственной власти.
Во-первых, верховенство государственной власти, которое означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотноше-ний.
Во-вторых, единство государственной власти, которое коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти обра-зуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа.
В-третьих, всеобщность и универсальность государственной власти, переплетающиеся свойства которой означают, что на территории определен-ного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и спо-собам воздействия. Иными словами, государственная власть как официаль-ный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, пред-ставляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.
В-четвертых, принудительность и общеобязательность государствен-ной власти говорит о том, что ее акты императивны, обеспечены мощью гос-ударственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к ви-новному применяются меры принуждения .
Теперь, анализируя все вышесказанное, стоит выделить непосредствен-но характерные черты государственной власти. В этом вопросе существен-ную роль играют научные работы Н.И. Матузова, в которых выделены сле-дующие черты государственной власти:
1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2) носит публично-политический характер (призвана выполнять обще-ственные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетво-рения различного рода интересов);
3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых це-лей);
4) осуществляется специальными аппаратом и лицами на постоянной основе (чиновниками, политиками и т.п.);
5) издает нормативные правовые акты;
6) устанавливает систему налогов;
7) организует население по территориальному признаку;
8) характеризуется легитимностью и легальностью .
Отдельно стоит уделить внимание последней черте государственной власти – ее легитимности и легальности.
Легитимность является близким по своему составу словом, однокорен-ным с законностью (legitimus и legalis), из-за этого в большинстве случаев в отечественной науке их отождествляют. Например, В. Ф. Халипов прямо указывает, что легитимность - это законность . В. М. Корельский пишет: «Представительные органы становятся легитимными на основании проведе-ния предусмотренных и регламентированных законом выборов» . В совре-менной науке сопоставление понятий легальности и легитимности нельзя признать обоснованным. Так, Л. С. Мамут писал, что в современном пони-мании легитимации и легитимности не имеется мысли об их обусловленно-сти, преддетерминированности (напрямую или опосредовано) легализацией и легальностью. Могут быть легитимирующая иллегальность и делегитими-рованная законность (легальность)» .
Глава 2. Виды государственной власти в Российской Федерации
2.1 Законодательная власть
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, «Государ-ственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделе-ния её на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законода-тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» .
Частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется: Прези-дентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.
Законодательная власть — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В де-мократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, зако-нодательными органами субъектов федерации), но также и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях и ор-ганами исполнительной власти — в порядке делегированного или чрезвы-чайного законодательствования. Конституции некоторых современных госу-дарств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государ-ства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бру-ней, Саудовская Аравия) законодательная власть принадлежит исключи-тельно монарху.
Термин «законодательная власть» содержит как минимум три состав-ляющие (власть, закон и его «даяние»). Важными являются вопросы, что та-кое закон, кто и в каком порядке его разрабатывает и принимает, как реали-зуется законодательная власть, какое место занимает в системе разделения властей, какие органы и каким образом ее осуществляют.
2.2 Исполнительная власть
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за-конодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис-полнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем, внедряя дан-ный принцип в механизм государства, законодатель, преследовал своей це-лью реализацию такого принципа как «система сдержек и противовесов». Данный принцип означает, что ни одна из ветвей власти не может вмеши-ваться в деятельность другой власти и оказывается сдерживающим фактором по отношению к другой ветви власти. Например, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается с согласия Госу-дарственной Думы Президентом РФ. Однако если кандидатуры Председате-ля Правительства были отклонены три раза Государственной Думой, то Президент сам назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госу-дарственную Думу и назначает ее новые выборы. Следовательно, исполни-тельная власть является относительно самостоятельной ветвью (формой, ви-дом) единой государственной власти в РФ – атрибутом государственно-властного механизма, построенного на принципах разделения властей, осу-ществляется системой специально созданных субъектов – органами исполни-тельной власти разных уровней, наделенных исполнительной компетенцией, не свойственно органам законодательной и судебной власти.
Еще одной особенностью исполнительной власти, которая отличает ее от других ветвей власти, применение таких методов государственного управления как принуждение и убеждение.
На современном этапе в России ключевым вопросам организации цен-тральной власти в государстве является вопрос сбалансированности власти. Прежде всего, это касается взаимоотношений с законодательной властью. Имеющиеся отношения законодательной и исполнительной ветвей власти не всегда можно охарактеризовать, как идеально сбалансированы. В условиях долгого времени действия одной Конституции в отдельные периоды может иметь место преимущество одной ветви власти над другой в определенных сферах их взаимодействия, или в целом. Важно, чтобы такое преимущество не носило постоянный характер. В противном случае нарушения конститу-ционно установленного равновесия ветвей власти неизбежно. Мировой опыт доказывает, что равновесие законодательной и исполнительной ветвей власти может быть обеспечен, если парламент будет иметь право решающего голоса в пяти сферах: осуществление учредительной власти, законодательства, бюджета и финансов, установление основ внешней политики и обороны, кон-троля за исполнительной властью.
2.3 Судебная власть
Судебная власть, по мнению В.А. Лазаревой, это принадлежащее госу-дарственным органам — судам право и возможность осуществлять правосу-дие . Это определение соответствует и содержанию статьи 118 Конституции РФ. Фактически аналогичная позиция у И.С. Масликова, поскольку он счи-тает, что судебная власть - это особая форма деятельности государства, осу-ществляющая свои властные полномочия специально созданными государ-ственными органами - судами, в строго установленной законом процессу-альной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных ин-тересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений .
Реализация концепции разделения властей началась в конце XIX — начале XX века. Именно идея о концепции разделения властей должна при-вести к преобразованию России в правовое государство.
Несмотря на то, что исполнительная, законодательная и судебная ветви власти находятся в различных отношениях между собой тем не менее возни-кает вопрос о границах вмешательства судов в компетенцию органов испол-нительной власти.
Для разграничения сфер деятельности, компетенции каждой из ветвей власти необходимо установить их содержание.
Если к понятию содержания, деятельности и места в системе разделения властей таких ветвей государственной власти, как законодательная и испол-нительная, отечественная правовая наука определила свое отношение, то у ученых и практиков пока еще нет четкого определения понятия содержания судебной власти. Чтобы убедиться в этом, нужно обратиться к анализу, при-нятых Законов, касающихся организации судебной власти. Так, например, из текста статьи 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» о том, что «судьи носители судебной власти» следует, что су-дебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа; судебная власть само-стоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Аналогичную норму содержит и статья 1 Федерального Конститу-ционного Закона «О судебной системе Российской Федерации» , которая, казалась бы, должна содержать определение существа судебной власти. Без-условно, суть деятельности этой специфической ветви власти должна была отразить Конституция РФ в главе 7 - «Судебная власть и прокуратура», в ней должно было быть раскрыто само понятие «Судебная власть», и в об-щем плане показано ее принципиальное отличие от иных ветвей государ-ственной власти, определено место, занимаемое судебными органами в си-стеме разделения властей. Данный пробел Конституции РФ может быть устранен в ходе последующей работы над ее текстом, но лишь в том случае, если конституционно-правовая наука даст четкие ответы на поставленные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного изучения и анализа научной юридической литературы, законодательной базы и нормативно-правовых актов, опреде-ляющих общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществле-ния государственной власти в Российской Федерации, стало возможным сде-лать следующие выводы.
Во-первых, государственная власть является разновидностью социаль-ной власти. Это обусловлено тем, что она не может зародиться вне общества, поскольку не может проявиться иначе как посредством социальных отноше-ний. Общество неспособно удовлетворять свои потребности без отношения власти.
Стоит так же отметить, что посредством государственной власти осу-ществляется управление страной, принимаются законы и другие норматив-ные правовые акты, предназначенные для урегулирования общественных отношений. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Учебная литература
2. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4–е изд., перераб. и доп. / С.А. Авакьян. – М.: Норма; ИНФРА–М, 2013. – 639 с.
3. Авакьян, С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно–методический комплекс . / С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2017. – 562 с.
4. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов. – М.: Норма: Инфра–М, 2011. – 668 с.
5. Альбов, А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Альбов, С.В. Николюкин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. –134 с.
6. Ирхин, Ю.В. Политология : учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. – М. : Юристъ, 2002. – 571 с.
7. Конституционное право: Составитель И.Е. Бочкарев. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 527 с.
8. Коренев, А.П. Административное право России: Учебник для вузов юридического профиля системы МВД России. Ч. 1. / А.П. Коренев, Д.А. Гавриленко. – М., 1996. – 361 с.
9. Макарейко, Н.В. Административное право: Учебное пособие / Н.В. Макарейко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 613 с.
10. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство Юристъ, 2017. – 320 с.
11. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5–е изд., перераб. и доп. / В.Д. Перевалов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
12. Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 487 с.
13. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2017. – 560 с.
14. Рассолов, М.М. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2004. – 580 с.
15. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1997. – 537 с.
Научная литература:
16. Аристотель. Политика / Аристотель. – М., 1984. – 274 с.
17. Безруков, А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2015. – 287 с.
18. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. 764 с.
19. Давыдов, Ю. Н. Современный политологический словарь / / Ю.Н. Давыдов; под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – 524 с.
20. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. – М., 2015. – 651 с.
21. Лазарева, В.А. Судебная власть и ее развитие в уголовном процессе / В.А. Лазарева. – Самара, 2000. – 342 с.
22. Малько, А.В. Основы государства и права / А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2015. – 387 с.
23. Мамут, Л. С. Легитимация государства / Л.С. Мамут // Право и общество в эпоху перемен. – М., 2008. – 321 с.
24. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое чтение / Г.Н. Манов // Политические проблемы теории государства. – М., 1993. – 242 с.
25. Масликов, И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук / И.С. Масликов. - СПб., 1997. – 45 с.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1996. – 883 с.
27. Сапронов, П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность / П.А. Сапронов. – СПб., 2000. – 396 с.
28. Современный политологический словарь / под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – 636 с.
29. Халипов, В. Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – 525 с.
30. Чиркин, В.Е. Государственная власть в развивающихся странах / В.Е. Чиркин. – М.: «Наука», 1990. – 234 с.
31. Чиркин, В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ. 2005. – 239 с.
Материалы периодической печати
32. Алтухов, В. Компромисс – новое слово эпохи? / В. Алтухов // Свободная мысль. – 1993. – № 16. – С.22.
33. Безруков, А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России/ А.В. Безруков // Современное право. – 2015. – № 6. – С. 25 - 29.
34. Белая, Н.П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. – 2015. – № 4. – С. 123-125.
35. Гармоза, П.В. Власть как категория юридической науки / П.В. Гармоза // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 82–84.
36. Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: конституционно–правовой анализ /В. В. Гончаров, С. М. Жилин. //Социология власти . – 2017. – № 1. – С. 149.
37. Дуденкова, А. А. Легитимность как теоретическая категория: политико–правовой анализ / А.А. Дуденкова // Философия права. – 2015. – № 4. – С. 65–67.
38. Ишеков, К.А. Эволюция теории разделения властей / К.А. Ишеков // Федерализм. – 2015. – № 4. – С.99-116.
39. Кашепов, В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти / В.П. Кашепов // Журнал российского права. – 2015. – № 10. – С.25-36.
40. Куликова, А.А. Основы формирования аппарата государственных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / А.А. Куликова // Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского и зарубежного права. Сборник статей магистрантов. – 2017. – № 2. – С. 59–62.
41. Лебедев, В.А. Государственная власть как форма выражения публичной власти / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 25 (206). Право. – Вып. 25. – С. 5–9.
42. Макарейко, Н. В. Государственная власть: понятие и признаки / Н.В. Макарейко // Бизнес в законе. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya–vlast–ponyatie–i–priznaki (дата обращения: 20.04.2021).
43. Матузов, Н.И. О роли убеждения и принуждения в период развернутого строительства коммунизма / Н.И. Матузов // Ученые записки Саратовского юрид. ин–та. – Саратов, 1962. – С. 20–22.
44. Реутов, Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности? / Е.В. Реутов // Социс. – 2006. – № 1 (261). – С. 83.