Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Интерес немецких и российских исследователей к проблеме федеративных отношений имеет глубокие исторические корни и научные традиции. Современные основы немецкой системы федеративных отношений были разработаны в 50-е годы ХХ века. Немецкие земли были государствами, которые объединились в союз, отказавшись от некоторых государственных прав (в первую очередь в области внешней и валютной политики, обороны и т. д.). согласно ст. 70 Основного закона Федеративной Республики Германия, земли имеют собственное законодательство, которое не распространяется на часть законодательных полномочий, переданных в юрисдикцию федерации.
При этом компетенции делятся на те, которые находятся в исключительной юрисдикции федерации, и те, которые конкурируют. Обе области знаний строго ограничены обширными каталогами, которые часто пересматриваются.
1. Теоретические аспекты территориального устройства государства и его особенности в Германии
1.1. Понятие территориальной организации государства
Территория любого государства состоит из множества "территориальных единиц" - провинций, штатов, муниципалитетов, округов и т. д. Такое разделение вызвано необходимостью организации процессов управления. Однако принципы взаимодействия этих территориальных единиц с высшими органами государственной власти в разных государствах отличаются. Эти особенности территориальной организации государства характеризуются понятием "государственное (территориальное) устройство". В науке принято различать две основные формы территориального устройства государств: унитарную и федеративную [1].
Ключевое различие между этими двумя формами заключается в степени политической независимости территориальных единиц государства. Федеративное государство (федерация) характеризуется наличием у его территориальных единиц (которые в разных федерациях называются по-разному - штаты, республики, кантоны и т.д.) некоторых признаков государственности. Прежде всего, это проявляется в наличии независимых органов власти на региональном уровне, которые отвечают за определенную сферу отношений. В этой сфере региональные власти действуют относительно самостоятельно. Например, наряду с законодательным органом федерального уровня - Федеральным Собранием - в Российской Федерации действуют законодательные органы ее субъектов. Соответственно, в федеративных государствах также существуют две системы нормативных актов — акты федерального и акты регионального уровней.
В большинстве случаев нормативные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Однако принципы разграничения сфер компетенции в федерациях могут существенно отличаться. Так, например, полномочия федеральных органов власти могут быть точно определены, а все остальное становится предметом регулирования региональных властей. Может возникнуть и обратная ситуация.
В состав федераций входят, помимо России, такие государства, как США, Бразилия, Индия и др.
Федерации чаще всего представляют собой государства с довольно разнообразным этническим компонентом, и поэтому некоторые федерации допускают существование нескольких государственных языков. Федеративные государства также характеризуются наличием двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит из представителей населения в целом, а другая представляет субъекты федерации.
В науке принято классифицировать федерации по различным признакам. В зависимости от того, имеют ли все субъекты федерации равный статус, федерации делятся на симметричные и асимметричные. Например, равное представительство от каждого субъекта в верхней палате парламента характеризуют федерацию как симметричную. Возможность установления второго государственного языка, присутствующая только в некоторых субъектах федерации, - признак асимметрии.
Кроме того, само разделение федерации на субъекты может быть произведено по-разному. Разделение может основываться на национальном принципе. Например, в Российской Федерации существуют такие субъекты, как Республика Мордовия, Республика Коми. Альтернативой ему является административно-территориальный принцип деления, когда территория субъекта не привязана к району проживания той или иной этнической группы, например, Красноярский край, Сахалинская область. В некоторых государствах наблюдается смешение этих принципов, когда в федерации сосуществуют различные типы субъектов.
В зависимости от того, насколько субъекты федерации независимы от федеральных органов власти, насколько широк круг вопросов отнесенных к их ведению, особенности механизма контроля центра над регионами федерации характеризуются как централизованные или децентрализованные. Несмотря на то, что в децентрализованных федерациях степень политической независимости территорий может быть очень значительной, но федерация остается целостным суверенным государством. Поэтому в современных федерациях субъекты обычно не признают права на выход из состава государства (отделение).
С точки зрения правовой природы возникновения федерация именуется конституционной или договорной. Первые образуются в результате закрепления федеративного характера территориального устройства в основном законе (в том числе в случае, когда государство было унитарным до принятия новой конституции). Договорные условия федерации создаются путем заключения соглашения между ранее независимыми государствами об объединении в новое единое федеративное государство.
1.2 Главные исторические этапы развития Германии
Дошедшие до нас современные источники свидетельствуют о том, что германские племена жили на территории Центральной Европы уже в I тысячелетии до н. э. и проведенные в науке лингвистические исследования позволяют предположить, что отделение германских народов от балтославян произошло в период с VIII-VI вв. до н. э.
В то время немецкий народ не был однородным и варьировал ареалы распространения, в зависимости от того, где принято выделять несколько групп немцев.
Так, например, между Рейном, Майном и Вазером жили батавы, бруктеры, хамавы и т. д., на побережье Северного моря – англы, Ястребы, Варины, между Одером и Вислой-вандалы, бургунды и готы, в Скандинавии-свионы, гауты и т. д.
Масштабное изменение территории германских народов произошло в конце IV века и было связано с вторжением азиатских кочевых народов в Европу, что побудило немцев переселиться. Прежде всего, они заселили территории, граничащие с землями Римской империи, и вскоре начали осуществлять вооруженные вторжения на соответствующую территорию. В результате в пятом веке германские племена готов, вандалов и других создали свои собственные королевства на территории Западной Римской империи, которая прекратила свое существование. Германия в Средние века, с падением Западной Римской империи, среди различных германских племен наиболее значительную роль играли племена франков, первым королем которых в 487 году был Хлодвиг I. Во время его правления были завоеваны Галлия, Аквитания, Прованс, северная Италия и другие. В результате активной завоевательной политики к 800 году вся Германия стала частью огромного франкского государства. Таким образом, история развития германских народов в Средние века, прежде всего, связана с формированием и развитием франкского государства, в связи с чем можно сформулировать следующее определение рассматриваемого государства.
Франкское государство - условное название государства, которое развивалось в Западной и Центральной Европе в период с V по IX века на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами. В результате частично упомянутых выше и многих других военных кампаний территория Франкской империи к началу IX века достигла наибольших размеров за весь период своего существования. Однако после смерти Карла I в 814 году и его сына Людовика в 840 году существование единого франкского государства было постепенно прекращено. Внуки Карла I после смерти своего отца Людовика в 843 году заключили между собой Верденское соглашение, по условиям которого объединенная Франкская империя фактически была разделена на три части. В то же время историки традиционно считают одну из соответствующих частей – Восточно-Франкское государство-первым германским государством. Имя одного из правителей Восточно – Франкского государства-Оттона I-связано с возрождением Священной Римской империи в 962 году, так как считалось, что именно он возродил власть Карла Великого, которая впоследствии просуществовала почти десять веков до 1806 года.
Однако к концу своего существования Священная Римская империя выступала как государственное образование с крайне низким уровнем политического и социально-экономического развития-сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное право, повсеместно действовали средневековые законы и законодательство и т.д. Во время Наполеоновских войн, в 1806 году, Священная Римская империя была упразднена, а на ее месте был провозглашен Рейнский союз [15].
2. Особенности становления и развития территориального устройства Германии
2.1. Исторические этапы становления и развития территориального устройства Германии
История государственных образований в современной Германии началась с включения части соответствующей территории в состав Римского государства [12].
Как независимое государство Германия была образована на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Его территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию( Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также более поздние французские, итальянские и славянские земли-Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.
Римские войска впервые столкнулись с германцами во втором веке до нашей эры. В конце первого века до нашей эры римляне вторглись в районы расселения германских племен и установили границу своих владений вдоль реки Эльбы (Альбис). Однако они не могли долго продержаться и были вынуждены отступить к Рейну. Около 90 года нашей эры на рейнских территориях были созданы провинции Верхней Германии (включая современный Эльзас, Баден, Рейнланд-Пфальц, Саар, западную Швейцарию, часть Вюртемберга и некоторые другие территории).) со столицей в Майнце и Нижней Германии (в Нижнем Рейне; она включала часть современного Северного Рейна-Вестфалии и большую часть современных Нидерландов и Бельгии) со столицей в колонии Агриппина (Кельн). Южная часть современной Баварии и юго-восточная часть современного государства Баден-Вюртемберг не были включены в эти две провинции и принадлежали к провинции Рейтия. Большая часть современной Германии вообще находилась за пределами Римской империи. Земли на правом берегу Рейна были потеряны римлянами в третьем веке нашей эры. На левом берегу Рейна в результате административно-территориальных реформ императора Диоклетиана в последнем десятилетии III века появились провинции, получившие названия Германия I (ее ядром была территория современного Пфальца) и Германия II (бывшая Нижняя Германия). Южная часть бывшей провинции Верхняя Германия (не вошедшая в Первую провинцию Германии) стала провинцией Максима Секуанова, а юго-западная часть отошла к Первой Лугдунской провинции. Все эти провинции в результате реформ Диоклетиана были включены вместе с провинциями на территории нынешних Франции и Бельгии в наднациональное территориальное образование-Галльскую епархию, управляемую имперским викарием [12]. В 318 году епархии Галлии, Британии и Испании были объединены в префектуру Галлии, возглавляемую претором. После низложения последнего императора Западной Римской империи в 476 году земли ее бывших германских провинций стали территориальной основой государства франков. В конце V – начале VI века. к востоку и юго-востоку от Франкского государства в местах расселения германских племен возникло несколько других государственных объединений: Тюрингия, Алемания и Бавария. Вскоре все они попали под власть франков, сохранив при этом значительную независимость. В результате завоеваний в VI в. Франкское государство фактически стало союзом трех королевств: Австразии (в северо-восточной части Франкского государства), Нейстрии (в западной части) и Бургундии, каждое из которых возглавлял свой монарх. В 613 году. Король Хлотарь II (из династии Меровингов) объединил под своим правлением все части франкского государства. В графствах из последних представителей самых знатных местных семей король назначал управляющих-мэров. К середине седьмого века королевская власть пришла в упадок, и фактическое управление было сосредоточено в руках мажордома, который часто воевал между собой. Так, в 687 году австрийский мажордом Пепин Херистальский подчинил себе остальные графства и стал править всем королевством. Наконец, политическое единство франкского государства было восстановлено в первой половине восьмого века. Империя франков достигла своего максимального расширения в царствование Карла Великого (768-814) с учетом зависимых земель всей Центральной Европы (территория современной Австрии, Бельгии, Нидерландов, Словении, Франции, Германии, Хорватии, Чехии, Швейцарии, западной Венгрии и северо-восточной Испании).
Слегка пострадавшая от римского влияния Германия (особенно восточная часть) сохраняла остатки племенных отношений дольше, чем другие европейские страны. Феодализм победил здесь только в XI веке. Формированию основных классов в Германии способствовала реформа Генриха Фаулера. После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности.
2.2.Анализ территориального устройства современной Германии с 1990 года
Объединение Германии привело к территориальной и демографической экспансии страны, росту ее политического и экономического потенциала, а также привело к качественно новому положению Германии в Европе и мире. Германский вопрос был закрыт политически и юридически. Начался новый период немецкой истории, период развития единой, стабильной, экономически мощной и влиятельной Германии в международных отношениях.
В 1990-е годы в Германии велись многочисленные дискуссии о реформе конституционного устройства страны. В 1992 году была утверждена новая редакция статьи 23 Основного закона Федеративной Республики Германии, которая устанавливала права федеративных государств на участие в процессе европейской интеграции. В свою очередь, статья 24 Основного закона допускает, что часть национального суверенитета может быть передана организациям Европейского союза [6].
Форма правления в Германии-федеративное государство или федерация. Такая система предполагает объединение в рамках государства нескольких субъектов федерации (земель, республик, областей, штатов, частей), обладающих широкими политическими правами и свободами, но не обладающих государственным суверенитетом. Таким образом, федерация является высшим уровнем в иерархии государственного устройства страны.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Территория любого государства состоит из множества "территориальных единиц" - провинций, штатов, муниципалитетов, районов и т. д. Это разделение вызвано необходимостью организации процессов управления.
Немецкая историография проблем федерализма имеет давнюю традицию.
Особый интерес для истории представляют специализированные публикации по немецкому федерализму, в которых наряду с историческими аспектами исследуются фактические проявления этого принципа после объединения страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авакьян С.А., В.В. Алексеев , Г. Д'Алкантара , Ф. Делмартино , Е.А. Демин, Б.Л. Железнов ), Ф. Звенден , Д.Л. Златопольский, К.И. Зубков, Ю.В. Каллистратова, Дж. Канн, Л. Каррафиелло, К. Малфлит, Л.Ф. Насырова, В. Пас, Г. Тюлкенс, Хабибуллина Г.Р. Основы теории и практики федерализма. Лейвейн: Институт Европейской политики, 2006 г
2. Авчухова А.А. Современный опыт и тенденции немецкого федерализма в условиях евроинтеграции. Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.
3. Бусыгина И.М. Регионы Германии. Формирование и развитие федеративных систем на Востоке и Западе // Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). 1994. №11. С. 166-170
4. Вайтц Г. История германского государственного строя. 1844- 1878 гг. [Электрон. ресурс]: Адрес доступа: http://links.jstor.org/sici?sici=0032-3497(197323)6%3A1%3C87%3ATOOFTI%3E2.0.CO%3B2-G 08.08.2005
5. Васильев В.И. Современный германский федерализм. Автореф. дисс. … д-ра. полит. наук. М., 2001.
6. Гвоздкова О.А. Объединение Германии в 1990 г.: проблемы и последствия. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2003
7. Герлиц В. Германский генеральный штаб. История и структура. 1657— 1945. М., 2005.
8. Деметр К. Германский офицерский корпус в обществе и государстве. 1650—1945. М., 2007.
9. Кастель Е.Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование (1849-1990 гг.) Автореф. дисс. … д-ра. юрид. наук. Екатеринбург, 1995
10. Кастель Е.Р. Некоторые специфические черты конституционализма в Германской империи 1871 г. // Государственное управление и право: история и современность. Л., 1984.
11. Конституционная хартия Пруссии // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 2003. Т. 2. С. 292—297.
12. Лексин И.В. Территориальное устройство Германского королевства и священной Римской империи // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009, № 1 (64). - С. 37-51
13. Лексин И.В. Эволюция территориального устройства Германии после Второй мировой войны // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009, № 4 (67). - С. 85-94
14. Максимов И.П. Внутренняя политика канцлера Германской империи Бернгарда фон Бюлова в 1900—1909 гг. : дис. … канд. ист. наук. Калининград, 2008.
15. Прокопьев В.П. Государство и армия в истории Германии X—XX вв. Калининград, 1998.
16. Терехов В.П. Германия - пятьдесят лет спустя. // Международная жизнь. 1999. № 5. С. 29-39.
17. Черников, Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики. М., 2006.
18. Evers Т. Chancen des Foederalismus in Deutschland und Europa. Baden-Baden, 1994. S.49-54.
19. Laufer H., Muench U. Das Foederative System der Bundesrepublik Deutschland. Muenchen, 1997.
20. Deuerlein E. Foederalismus. Die historischen und philosophischen Grundlagen des foederativen Prinzips. [Электрон. ресурс]: Адрес доступа: http://www.digizeitschriften.de/home/services/pdfterms/?ID=319646 08.08.2005