Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человечеству хорошо знакомы понятия слов «вожак», «лидер» с древнейших времён человеческой расы. Люди развивались, их становилось всё больше и больше, деятельность становилась сложнее, поэтому и возникала необходимость в сильном, мудром, харизматичном «лидере», который смог бы поддерживать внутреннюю иерархию, грамотно распределять ресурсы общности, решать внутренние конфликты и «вести за собой» других, постоянно оправдывая доверие членов своей группы.
В результате эволюции люди развивались и развивали мир вокруг себя. Человеческая организация становилась сложнее и понятие «лидер» становилось более глубоким: усложнились функции «лидера», а также его обязанности права. И уже тогда появляется необходимость в систематизации знаний об «управлении людьми», разработка теорий и законов для действующих и будущих «лидеров-управленцев».
Человечество продолжает совершенствоваться и в настоящее время. Большую роль играют рыночные отношения, поэтому выгода и прибыль, это те понятия, которые знакомы каждому, они красной нитью проходят, через все аспекты жизнедеятельности современного человека. Грамотное управление – это не просто «уметь вести за собой», а достаточно сложная, постоянно модернизирующаяся наука, благодаря которой стало возможно эффективно выстраивать рабочую деятельность людей, а эффективность работы – прямой источник прибыли и выгоды.
Стремительные изменения, сложная взаимозависимость внешней среды и организации, а также резкое увеличение количества «игроков»: всё это провоцирует современная экономическая обстановка в мире и, в частности, в России. Вследствие чего, прослеживаются тенденции в повышении уровня конкуренции и это именно то, что обуславливает необходимость в постоянном развитии.
Залог успешного развития, постоянной эффективности организации и важнейший ресурс организации – это сотрудники. Если компания хочет оставаться эффективной и конкурентноспособной сейчас и в будущем, то необходимо грамотно распоряжаться человеческими ресурсами.
Такая динамика будет прослеживаться ещё долгие годы, поэтому современной российской организации необходимы высококвалифицированные руководители и специалисты в области управления.
Изменениям подвергаются не только стратегии управления, но и психология управляющего, методы руководства, методы построения эффективных коммуникаций, имидж и, даже образ руководителя. Предъявляются новые достаточно высокие требования к современным управленцам, ведь будущее состояние организации во многом зависит от качеств, умений, знаний и способностей руководителя. Именно эти факты являются одними из двигателей объективной необходимости развития теории менеджмента.
Степень научной значимости данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны управленцев коммерческих и некоммерческих организаций, а также менеджеров, которые выполняют управленческие функции.
В связи с этим в научной литературе представлено множество позиций и концепций исследователей по пониманию сущности профессионального портрета руководителя. В данной работе за теоретическую основу исследования положены труда таких ученых как Амельченко М. А., Гелих О.Я., Григорян Э.Д, Доронина Н.Н., Никонова Т.В., Одегов О.Ю., Эскиева М.А.
Также важно представить исследователей, которые особое внимание уделяли анализу роли руководителя в развитии организации (A.B. Карпов, М. Мескон, В.Н. Дружинин, К. Бланшер, Т.С. Кабатченко, Н.В. Клюева, Э. Мак-Кормик, Ю.Т. Ковалев, В.А. Маничев, А.В. Морозов, К. Фидлер, В.М. Снетков, П. Херси, Е. Холландер и др.); подходы к определению эффективного стиля управления (A.B. Карпов), (И.Н. Семенов, Е. Н. Емельянов, С.Ю. Степанов), (Н.И. Гуткина); исследования роли руководителя в организационных трансформациях (А.В. Карпов, Д. Надлер, А. Валтон).
Сущность гипотезы исследования заключается в высказывании: «Некоторые сотрудники, которых оскорбляют их начальники, решают не повторять эту модель со своими подчиненными в будущем и становятся исключительными лидерами команд, ― прокомментировал результаты исследования один из его авторов, профессор Университета Центральной Флориды Шеннон Тейлор. ― Менеджеры, которые сталкиваются с насилием со стороны босса, учитывают свой негативный опыт и могут скорректировать своё поведение так, чтобы избежать этих ошибок».
Объект исследования – управленческая деятельность в организации.
Предметом теоретического исследования является профессиональные качества современного руководителя.
Цель исследования: выявить и проанализировать необходимые качества, которыми должен обладать современный руководитель для эффективной работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• изучить этапы формирования представлений и знаний о понятии «управление»,
• определить современные подходы к сущности и роли руководителя;
• рассмотреть современные подходы к определению компетентности руководителя;
• выявить критерии эффективного руководителя.
Методология исследования представлена общенаучными методами анализа и синтеза, дедукции и индукции, системным и комплексным подходом, сравнительным и историческим анализом, методом моделирования, анализа нормативной и научно-публицистической литературы, статистических данных.
Структура исследования обусловлена его сложностью и необходимостью раскрытия конкретных аспектов заявленной темы. Работа представлена в трех главах, заключении, содержащем основные выводы и списке литературы.
Глава 1.
«Профессиональный менеджмент:
исторические этапы формирования, актуальность и цели подходов»
Исторические знания являются фундаментом для развития науки и научной мысли любого направления. Анализ связей между историческими событиями, личностями и их действиями позволяет выявить закономерности, тенденции и направления развития научной мысли. Знание истории и способность к анализу предостерегают современную и будущую науку от ошибок прошлого, а также служат невероятным по значимости знанием при решении тех или иных задач.
События прошлого и человеческие решения минувших времен оказали большое влияние на развитие профессионального менеджмента. Изучения данной дисциплины напрямую зависят от правильного использования исторических фактов. Именно они являются двигающей силой деятельности и функционирования современных предприятий.
Проблема становления менеджмента, как самостоятельной науки давно интересует деятелей данной науки. Очевидно, что руководящее начало зародилось с самых древних времён у первобытных людей, оно воплощалось в лицах вождей, старейшин племён. Задатком мыли о необходимости «лидера» послужило появление первого, примитивного разделения труда. Люди понимали, что племена становились больше, потребности росли и удовлетворять их становилось сложнее. Выделились: люди, которые обладали тем или иным навыком лучше, чем остальные люди, лучше развитые физически, и определилась роль женщины в племени. Так в каждом племени (роду) появлялись свои охотники, собиратели, те кто заведовал бытом племени, воспитанием детей и охраной территорий от чужаков.
Человеческая деятельность усложнилась и возникла необходимость в грамотной координации всех процессов, происходящих в племени: распределить обязанности, поставить задачи и контролировать их выполнение, чтобы каждый чётко знал зону своей ответственности и племя функционировало стабильно, исключая угрозы для жизни. Таким «координатором» и стал вождь (старейшина) племени, его появление и дало старт для зарождения мысли, лежащей в основе сложной и многогранной науки менеджмента.
Из этого можно сделать вывод, что менеджмент существует там, где есть люди, во всех сферах их деятельности:
• Социальной
• Экономической
• Политической
Именно эти сферы, в книге «Менеджмент», Ричерд Л. Дафт называет «историческими силами» функционирования предприятий.
Основой социального типа таких сил являются люди: их особенности норм поведения, культуры, присущие разным народам, их ценности. Разумеется, всё перечисленное во многом определяется потребностями человека, они бывают разные: врождённые и приобретённые. Человеческое начало, его биология и есть социальная сила, которая определяет взаимоотношение людей, именно эта сила является первым рычагом, с помощью которого можно направлять людей и их деятельность.
Экономические силы отвечают за ресурсы и все процессы с ними связанные: производство или изыскание, и их распределение. Ресурсы необходимы всем и в равном количестве для удовлетворения разного рода своих потребностей. Главная проблема ресурсов – их ограниченное количество. Для грамотного распоряжения ресурсами и необходима экономическая сила. С её помощью определяется кому и в каком количестве необходим тот или иной ресурс, а их дефицит является двигателем человеческого развития.
Последний тип – это политические силы. Выступают в качестве основной контролирующей силы. На любую человеческую организацию влияют политические решения и действия, направленные как внутрь страны, так и за её приделы. Отношение двух или более стран между собой, а также взаимодействие государства с народом так или иначе отражается на деятельности людей, новые законы, акты, политические ходы, также являются рычагами воздействия на деятельность людей.
Под влиянием всех этих сил менеджмент развивался постепенно и постоянно. Появлялось всё больше и больше деятелей развивающих эту науку: правители и их советники, чуть позже ученые и исследователи в данной сфере. Люди продолжали искать новые знания и приобретать новые умения в сфере управления. Весь процесс поиска и совершенствования знания об управлении ученые разделили на четыре периода:
• Древний период (с 9-7 тыс лет до нашей эры по XIII век нашей эры)
• Индустриальный период
• Период систематизации
• Информационный период
Самым длительным этапом в истории менеджмента стал древний период. Как и говорилось ранее, люди зарождали знания об управлении постепенно, усложняя свою детальность, сталкиваясь с новыми трудностями и приобретая новый опыт. Тогда, на стадии первобытного строя руководящее начало олицетворяли в себе старейшины, вожди родов и племён. Именно они организовывали, направляли и систематизировали все процессы в племени, чтобы племя функционировало стабильно.
Примерно в XII – IXвеке до нашей эры произошла Неолитическая революция. Люди перешли на оседлый образ жизни, закрепляясь на тех или иных территориях. На смену охоте и собирательству пришли земледелие и животноводство, то есть от присваивающего хозяйства человек перешёл к производящей экономике, представляющая собой достаточно сложную в организации деятельность, включающая в себя не только сельскохозяйственные подотрасли, но и новую деятельность – ремесло.