Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что компания должна принять на себя некоторые нормы социальной ответственности за своих сотрудников, осуществляя в этих целях политику справедливого вознаграждения работников по результатам труда. Это помогает добиться больших результатов своей работы.
С учетом актуальности проблематики объект работы – социальная ответственность организации. Предметом выступает социальная ответственность фирмы как важнейшая часть социальной политики.
Целью исследования является раскрытие основных характеристик социальной ответственности компании и разработка программы повышения ее эффективности, как действенного инструмента социальной политики. Цель предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать содержание социальной ответственности бизнеса как важнейшей части социальной политики;
обозначить основные направления деятельности компании ООО «Торговый дом ЗОЛЕ»;
разработать программу повышения социальной ответственности организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы направленной на совершенствование мер социальной ответственности в ООО «Торговый дом ЗОЛЕ».
Для раскрытия темы были использованы исследования авторов в области организации труда и управления персоналом, социальной политики фирмы.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, описание.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Одной из важнейших задач управления персоналом является решение социальных задач на предприятии, т.е. повышения заинтересованности сотрудников в трудовой деятельности, раскрытие их трудового потенциала и т.д. Для решения этой задачи предприятия пользуются одним из таких важнейших инструментов управления предприятия, как реализация социальной политики.
Разработка и реализация социально-экономической политики в организации осуществляются по многим направлениям, важнейшие из которых являются [10, c.111]:
1. политика доходов;
2. политика в отношении сотрудничества с профсоюзами;
3. политика социального обеспечения работников.
В рамках политики социального обеспечения предприятие принимает на себя социальную ответственность за персонал. Например, руководство осуществляет политику справедливого вознаграждения за результаты труда своих работников, предоставляет определенные возможности для социальной защиты и набор социальных льгот, являющихся дополнением к материальному вознаграждению персонала и осуществляющихся в рамках политики социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников.
Как правило, каждая организация через систему организации труда персонала должна заботиться об эффектив¬ности использования своих трудовых ресурсов, максимизировать прибыль, предоставлять обществу необходимые това¬ры и услуги. Это является экономической стороной деятельности компании. Однако, организация объединяет вокруг себя различных потребителей, постав¬щиков, партнеров, средств массовой информации и др. Общество имеет сильное влияние на предприятия, которые должны корректировать цели своей деятельности, уравновешивая чисто экономичес¬кие цели с социальными интереса¬ми окружающей и внутренней среды предприятия.
Следовательно, действия, которые предпринимает организация во благо всего общества, называются соци¬альной ответственностью. Предприятия должны на¬правлять часть своих финансовых ресурсов и действий на развитие социальных каналов ради блага и совер-шенствования общества. Более того, компании обязаны с от¬ветственностью решать проблемы защиты окружающей среды, здравоохранения и безопасности своих сотрудников, должны осуществлять защиту ин¬тересов потребителей своей продукции.
Рис.1. Понятие социальной ответственности фирмы[11]
Концепция социальной ответственности компаний как идея устойчивого общественного развития в стране была сформулирована в 1992 г. на всемирном саммите в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под эгидой Всемирного делового совета по устойчивому развитию, предложили основы программы саморегулирования своей деятельности, основанной на защите общества и окружающей среды. Так, частные предприятия по собственной инициативе стали играть существенную роль в достижении целей всего общества и вести свой бизнес с учетом интересов различных слоев общества для достижения цели «устойчивого развития» [13, c.102].
Для развития международной концепции социальной ответственности компаний в 1999 г. ООН приняла Глобальный пакт (международный моральный кодеке), который определял международные этические принципы в сфере защиты прав человека, трудовых стандартов и защиты окружающей среды, в которой действует фирма.
Идея социальной ответственности компании перед обществом включает две основных концепции [13, c.107]:
1) концепция социально ответственного бизнеса, которая рассматривает свою социальную деятельность с точки зрения интересов общества и государства;
2) концепция корпоративной социальной ответственности, которая характеризуется осознанием бизнесом своего долга перед обществом, трудовым коллективом, индивидами за свои действия и их социальные последствия.
Рис.2. Содержание концепции социальной ответственности бизнеса [9]
Концепция корпоративной социальной ответственности предполагает достижение коммерческого успеха фирмы при соблюдении этических норм и с уважением к людям, окружающей среде. Политика социальной ответственности гармонично интегрируется в процессы деятельности компании, процедуры принятия управленческих решений на всех уровнях деятельности предприятия и подразумевает наличие ответственности за текущую и прошедшую деятельность фирмы, а также ее будущее влияние на внешнюю среду.
Многие социально ответственные предприятия стали создавать внутренние комитеты или комиссии по этике и социальной ответственности. Их задача состоит в обеспечении объединения организации и работающих в ней людей для участия в разработке стратегий устойчивого развития предприятия по вопросам корпоративной этики и социальной политики.
Можно выделить три основных компонента стратегии пред¬приятия по реализации концепции социальной ответственности бизнеса [11, c.193]:
1. Ответственное поведение:
• решение задач удовлетворения определенных потребностей общества;
• решение задач научно-технического развития общества;
• несение ответственности за свою экономическую деятельность и ее по¬следствия для окружающей среды. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.
2. Коммуникативное поведение или обеспечение диалога с обще-ством.
• создание атмосферы доверия между предприя¬тием и обществом через поведение и отношение сотрудников предприятия;
• ориентация на сотрудничество с обществом;
• предоставление предприятием полной информа¬ции о своей деятельности обществу;
• признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличать¬ся от ценностных представлений данного пред¬приятия.
3. Инновационное поведение фирмы предполагает поиск оптималь¬ного решения проблем, связанных с внедрением технологий и отношением общества к ним.
Социальная от¬ветственность в свою очередь обеспечивает предприятию:
занятость и низкую текучесть кадров;
наличие поддержки общества в разных вопросах своей деятельности,
благоприятные для бизнеса долгосрочные перс¬пективы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 688 с.
2. Волгин, В.В. Индивидуальный предприниматель. Предупреждение проблем с персоналом / В.В. Волгин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2019. – 191 с.
3. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А.Волгин. – М.: Экзамен, 2018. – 502 с.
4. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. – М.: Норма, 2018. - 400 с.
5. Гусова, К.Н. Право социального обеспечения / К.Н. Гусова. – СПб.: Питер, 2018. – 283 с.
6. Зудина, Л.А. Организация управленческого труда / Л.А. Зудина. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 546 с.
7. Кибанов, А.Я. Социология труда / А.Я.Кибанов. – М.: ИНФРА, 2016. – 584 с.
8. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФА-М, 2016. – 200 с.
9. Князюк, Н.Ф. Социологическое исследование удовлетворенности персонала / Н.Ф.Князюк. – М.: Омега, 2015. – 77 с.
10. Курбанова, Р.А. Право социального обеспечения / Р.А. Курбанова. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 439 с.
11. Половинко, В.С. Человеческие ресурсы и кадровая политика / В.С. Половинко. – ОмГУ, 2017. – 210 с.
12. Смирнов, С.С. Социальная политика / С.С. Смирнова. – М.: ГУ ВШЭ, 2018. – 399 с.
13. Филлипова, Н.В. Право социального обеспечения / Н.В. Филлипова. – М.: Экзамен, 2017. – 371 с.
14. Холостова, Е.А. Социальная политика / Е.А. Холостова. – М.: Инфра-М, 2017. – 309 с.
15. Информация о компании ООО «Торговый дом ЗОЛЕ». Режим доступа: https://sbis.ru/