Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема исследования электронной торговли в России и в мире на самом деле раскрыта плохо. По-иск по этой теме показал, что в интернете опубликована масса коротких анонимных отчетов, содержащих цифры и диаграммы за определенный период, есть и достаточно объемные иссле-дования, но доступные только за немалые деньги. Есть и достаточно полезные отчеты, опубли-кованные на специализированных сайтах, но авторы этих отчетов – энтузиасты, не имеющие особой научной репутации. Есть также несколько публикаций в вузовских и межвузовских изда-ниях.
В настоящей работе использованы следующие публикации:
• «Анализ рынка электронной коммерции в России» (Холодкова, 2013) – автор – ассистент кафедры государственного муниципального управления и коммерческой деятельности Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения;
• «E-commerce: Россия vs. Китай. Часть 1» (Стрелов & Павлецова, 2016) – статья опублико-вана на сайте IT-тематики Хабрахабр, автор – исследователь, разработчик, предприниматель;
• «Электронная коммерция в России: Взгляд с Запада» (Макаров, 2014) – статья опублико-вана на Хабрахабр, автор – сотрудник фирмы Centrobit;
• «Электронная коммерция» (Дик, et al., 2005) – учебник, выпущенный Московской финан-сово-промышленной академией;
• «Правовые основы электронной коммерции в России» (Куба, 2013) – статья в межвузов-ском сборнике.
Кроме этого, использован ряд публикаций информационного и практического характера.
Будут рассмотрены следующие аспекты электронной торговли:
• Особенности использования электронных магазинов;
• «Подводные камни» электронной торговли;
• Динамика торговли онлайн и офлайн в России и в мире.
1. История зарождения электронной торговли
1.1. Электронная торговля до интернета
К первым упоминаниям об электронной торговле можно отнести банковские операции, выпол-няемые по распоряжениям, передаваемым по телеграфу. Передача телеграфных распоряжений банку стала применяться, когда появился Телекс – телеграфный аппарат в коммутируемой сети, с номеронабирателем и присвоенным аппарату номером телефона, что позволяло идентифи-цировать отправителя распоряжения. После передачи распоряжения банку банк посылал на те-лекс запрос на подтверждение, и оператор телекса высылал подтверждение телеграммой.
Такая система применялась и в СССР, и в России начала 90-х годов. И оказалось, что она никак не защищена от криминала, что показала история с фальшивыми чеченскими авизо 1992 года . Тогда пришлось в экстренном порядке разрабатывать способ, позволивший, добавив к тексту доку-мента несколько контрольных символов, сделать невозможным его изменение.
Первоначально банковская система разных стран не была приспособлена к электронной торгов-ле, и появились системы электронных денег – на Западе PayPal, в России Webmoney и Яндекс-Деньги. Позднее стало доступно использование кредитных (а затем и дебетовых) карт Visa и MasterCard.
Еще один из предшественников интернет-торговли – торговля по печатным каталогам. Так, например, каталог одежды и аксессуаров Отто был основан еще в 1949 году. Первоначально пе-чатная версия каталога рассылалась по почте, покупатель мог письмом заказать товар, который затем доставлялся почтой посылкой с наложенным платежом. Позднее появились каталоги кос-метики Avon и MaryKay, посуды Zepter и т.д.
1.2. Электронная торговля в интернете
С распространением интернета появилась возможность принимать заказы на сайте электронно-го магазина. Возникли два типа электронных магазинов – на базе офлайновых торговых фирм и сетей и сайты – площадки, связывающие между собой продавцов товара и покупателей.
К первому типу электронных магазинов относятся Citilink, Ulmart, Key, DNS, ЦиFры, MediaMarkt, M-Video, возникшие на базе офлайновых магазинов компьютерной и бытовой техники. Впо-следствии некоторые из них (в частности, ЦиFры, Ulmart) из офлайна полностью ушли.
Ко второму типу электронных магазинов у нас относятся Авито, Яндекс-маркет. При этом Авито является сайтом – торговой площадкой, он принимает и публикует заявки от людей и фирм, же-лающих продать свой товар.
Яндекс-маркет же является сайтом-агрегатором, он не принимает частных объявлений, но на нем регистрируются небольшие интернет магазины, и он обеспечивает поиск товара по всем интернет-магазинам, сравнение цен, отслеживание отзывов покупателей.
Одним из наиболее известных в мире сайтов – торговых площадок является eBay . Эта интернет-площадка была запущена в 1994 году, причем ее разработчик рассматривал ее как место, где каждый продавец может найти своего покупателя, и не рассчитывал что-либо на этом зарабо-тать. Однако через 3 года интернет-площадка получила свое нынешнее название eBay, ее акции были размещены на бирже, разработчик Пьер Омидьяр стал миллионером. eBay не помогала клиентам, она их только соединяла, нечестные продавцы «вылавливались» самими пользовате-лями – через рейтинги и отзывы. eBay всегда была лидером в так называемом «целевом шоп-пинге», когда покупателю требуется что-то вполне конкретное – запасная часть к устройству бог знает какой фирмы и бог знает какого года выпуска.
Однако большим недостатком eBay всегда была его неорганизованность – отсутствие секций с конкретными категориями товаров. Только в последние годы сайт стал фильтровать товары по брендам, цветам, материалу. Летом 2017 года на eBay появился новый инструмент – пользова-тель (потенциальный покупатель) может сфотографировать вещь, которую он видел на улице или в супермаркете, загрузить фото на сайт и найти максимально похожую вещь.
Разумеется, eBay – основная площадка для продажи товаров б/у, а также восстановленных това-ров и устройств. И еще стоит отметить, что со временем на eBay становится все меньше товаров, продающихся с аукциона – большинство товаров продается по фиксированной цене – “Buy it now”.
Еще один известный сайт электронной торговли – Amazon. В отличие от eBay Amazon торгует товарами с собственных складов, и поэтому пользуется репутацией более стабильного и без-опасного места для покупок. В ноябре 2000 года Amazon основала Amazon Marketplace – пло-щадку, где сторонние фирмы могут выставлять на продажу новые или использованные товары (и тем самым вступила на территорию, ранее занятую eBay). В настоящее время половина всех продаж на Amazon идет через Amazon Marketplace (и это на порядок больше, чем у eBay).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Anon., б.д. Электронная торговля. [В Интернете]
Available at: http://www.grandars.ru/college/biznes/etnicheskie-obshchnosti.html
2. eCommerceLaw, 2015. Электронная коммерция в интернете. [В Интернете]
Available at: http://ecommercelaw.ru/jelektronnaja-kommercija-v-internete.html
3. Pochtoy.com, 2017. Все забыли о eBay. Как главный интернет-аукцион пытается открыть второе дыхание. [В Интернете]
Available at: https://geektimes.ru/company/pochtoy/blog/294759/
4. Википедия, 2017. iTunes Store. [В Интернете]
Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ITunes_Store
5. Дик, В. В., Лужецкий, М. Г. & Родионов, А. Э., 2005. Электронная коммерция. Москва: Московская финансово-промышленная академия.
6. Куба, М. В., 2013. Правовые основы электронной коммерции в России. [В Интернете]
Available at: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf
[Дата обращения: 28 11 2017].
7. Кузнецов, С., 2015. Как покупать на AliExpress. [В Интернете]
Available at: https://www.ferra.ru/ru/techlife/review/how-to-buy-on-aliexpress/
8. Кузнецов, С., б.д. Как покупать товары на eBay. [В Интернете]
Available at: https://www.ferra.ru/ru/techlife/review/how-to-buy-on-ebay/
9. Ливенцева, А., 2016. 9 фактов про Aliexpress. [В Интернете]
Available at: https://www.iphones.ru/iNotes/544221
10. Макаров, В., 2014. Электронная коммерция в России: Взгляд с Запада. [В Интернете]
Available at: https://habrahabr.ru/company/Centrobit/blog/212481/
11. Масленников, М., б.д. Криптография и свобода. [В Интернете]
Available at: http://broadband-77-37-134-143.moscow.rt.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf
12. Портал трейдеров, 2014. Финансовый словарь трейдера. [В Интернете]
Available at: https://utmagazine.ru/posts/4257-elektronnaya-torgovlya.html
13. Реадкция "Коммерсант", 2008. Пузырь NASDAQ. [В Интернете]
Available at: https://www.kommersant.ru/doc/855711
14. Редакция GSconto, 2017. ALIEXPRESS.COM - КИТАЙСКАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА С ОГРОМ-НЫМ АССОРТИМЕНТОМ. [В Интернете]
Available at: http://www.gsconto.com/ru/wiki/show/aliexpress.com
15. Редакция сайта Alicashback, 2017. Gearbest. [В Интернете]
Available at: https://alicashback.net/gearbest/
16. Солтыс, А., 2007. eBay: все о самом известном интернет-аукционе. [В Интернете]
Available at: http://www.mobimag.ru/Articles/1822/eBay_vse_o_samom_izvestnom_internet-aukcione.htm
17. Стрелов, А. & Павлецова, Е., 2016. E-commerce: Россия vs. Китай. Часть 1. [В Интернете]
Available at: https://habrahabr.ru/post/300530/
18. Теплова, 2016. Фондовый рынок США для начинающих. [В Интернете]
Available at: https://www.e-reading.club/chapter.php/1049254/9/Teplova_-_Fondovyy_rynok_USA_dlya_nachinayuschih_investorov.html
19. Холодкова, К., 2013. Анализ рынка электронной коммерции в России. [В Интернете]
Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26760
20. Шоппинг в интернет, 2015. Обзор магазина Gearbest.com. [В Интернете]
Available at: http://hvastik.com/hitman/2015-09/gearbest-com-chto-za-magazin.html
21. Энциклопедия брендов, 2011. Каталог Отто. [В Интернете]
Available at: http://www.brandreport.ru/otto/