Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования, на наш взгляд, обусловлена тем, что социалистические идеалы всегда возникают как реакция на трудности и лишения больших масс населения, их стремление создать общество, в котором гарантии благополучия были бы представлены всем одинаково и без исключения.
Утопический социализм-это предшествующие научному коммунизму теории и учения о радикальном преобразовании и справедливой организации общества на социалистических принципах, которые не основаны на знании законов общественного развития и его движущих сил. Хотя идеи великих социалистов-утопистов часто представляли собой фантастическое описание будущей системы, они, тем не менее, были порождены преобладающими условиями материальной жизни общества и отражали естественные стремления определенных слоев. Трудящиеся массы и рабочий класс в первую очередь заинтересованы в коренной реконструкции капиталистического способа производства.
Каковы причины этих идей и их популярности? Я думаю, что это связано с политическими и социально - экономическими условиями. Ведь истоки этих идей можно найти у всех народов, в легендах прошлого "золотого века", который идеализировал общинный строй и всеобщее социальное равенство людей, царившее в нем. На возникновение идей утопического социализма большое влияние оказали учения раннего христианства, социального равенства людей, братства и потребительского коммунизма.
ГЛАВА I. РАСПОСТРАНЕНИЕ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА В РОССИИ
1.1 Корни революционных и утопических социалистических идей
Слово "социализм "впервые было использовано в 1834 году в книге французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". В то время он обозначал набор убеждений и надежд на установление справедливого социального порядка, в котором эгоизм и личные интересы имущих классов будут преодолены на основе устранения неравенства в распределении собственности и прибыли. Этот набор социалистических теорий обычно определяется понятием "утопический", характеризующийся идеями и идеями, реализация которых либо невозможна, либо крайне затруднена.
Русский утопический социализм как модель общественного развития России концептуально сформировался только к 40-м годам XIX века, когда появились признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя, и надолго захватил умы значительной части российской общественности.
Корни революционных и утопических социалистических идей уходят в те явления, которые определяют историю страны, которые можно охватить понятием "кризис крепостного права".
В 1930-е годы крупномасштабное производство уже доминировало в промышленных регионах России, и процесс внедрения машин и сложных механических двигателей нарастал. В 1842 году началось строительство первой крупной железной дороги, и на больших реках, озерах и морях появилось пароходное движение. Развивается внутренний рынок, в том числе рынок наемного труда.
Растут города - центры промышленности, торговли, культуры. Страна все больше и больше вовлекается в глобальный капиталистический процесс. Все это определило рост разнородной интеллигенции, которая страдала от крепостного права и была заинтересована в прогрессе страны. Люди из просвещенного дворянства, сочувствовавшие устранению препятствий крепостничества, иногда сближались с ней. Из этих слоев вышли лидеры освободительного движения.
Тяжелое положение трудящихся, и прежде всего крестьянства, пробудило освободительную мысль передовых кругов общества. Интенсификация экономических, политических и культурных связей с наиболее развитыми странами способствовала усвоению первыми социалистами России опыта исторического развития зарубежных народов и достижений прогрессивной мысли Запада.
1.2 Особенности утопического социализма в России
Первым шагом в распространении идей социализма в России можно считать "Русскую правду" П. И. Пестеля (1793-1826), одного из идеологов декабризма. Размышляя о ходе развития Запада после произошедших там буржуазных революций, Пестель пришел к выводу, что они не решали социальных проблем и что установившаяся там социальная система была ограниченной: феодальная аристократия сменилась аристократией богатства. С последним Пестель связывал еще большее "разложение нравов". В своем проекте он предложил частичное создание общественной собственности в виде общественного земельного фонда, что, по его мнению, создает экономический барьер для безраздельного господства капитализма и гарантирует политическую независимость гражданам.
Утопизм "Русской правды" очевиден. Как проект социальных преобразований, он, во-первых, недостаточно выражал существующее экономическое положение страны, во-вторых, состояние крепостного строя, в-третьих, предлагаемые меры были далеки от реального пути, по которому шла Россия. С большой долей вероятности можно утверждать, что если бы программа, намеченная Пестелем, была реализована, вряд ли были бы созданы благоприятные условия для запланированных социально-политических преобразований.
Подлинное начало русской социалистической мысли связано с более поздним временем, а главное, с другим поколением мыслителей, заявивших о себе в начале 30-х годов xix века и ставших свидетелями июльской революции 1830 года и польского восстания 1830-1831 годов, которые еще раз продемонстрировали реакционный характер российского самодержавия.
Внешне Россия продолжала "стоять на месте", и даже, как бы, вернулась назад, но на самом деле все приняло новый облик. Росло недовольство, заявляли о себе новые молодые силы: пробуждался интерес к немецкой философии, особенно к Шеллингу, Фихте и Гегелю; появлялись многочисленные студенческие кружки, в которых обсуждались не только философские проблемы, но и политическая ситуация в Европе и ситуация в России. Росло убеждение, что, хотя новых способов борьбы не существует, старые вряд ли возможны. Идеи утопического социализма, и прежде всего Оуэна и Сен-Симона, уже получили широкий отклик.
Сентимонизм был одной из самых известных социалистических доктрин в России. Ее отличие от других современных социалистических утопий заключалось, прежде всего, в отказе от "мятежных средств". "Не требуется ни больших усилий ума, ни большого труда, чтобы изобрести мятежное средство, но вопрос представляет гораздо больше трудностей, когда ищется законное средство. Мы упорно работаем над этим вопросом", - написал Сен-Симон. Предлагалось искать законное средство правовой защиты, с одной стороны, путем сочетания социалистического идеала с политической экономией, а с другой стороны, путем аргументации разума. Другой, не менее важной, особенностью сентимонизма было то, что его теоретической основой было учение об объективности исторического процесса, основанное на признании идеи прогресса.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ, ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
2.1 Революционная деятельность и литературно – философское творчество А. И. Герцена
Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и его яркая литературно-философская деятельность стали одной из самых славных страниц в истории русского освободительного движения и русской демократической культуры.
А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, предстал во второй четверти XIX века как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, ярый борец с самодержавно-крепостническим строем.
А. И. Герцен, выходец из помещичьей среды и принадлежавший к поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбы с крепостным правом и царизмом, особенно традиций А. Н.Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей - благородных революционеров и, несмотря на некоторые колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические позиции.
Русский философ А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии 19 века, чьи труды явились высшим достижением до-марксистской общественно-политической и философской мысли, обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа. Русский Учитель русского языка и литературы, студент И. Среди учителей Герцена были Протопопов, прививший Герцену любовь к русской литературе, и учитель французского языка, бывший якобинец Бушо, внушивший Герцену симпатию к революции.
Формирование мировоззрения Герцена в детстве и юности происходило в контексте мощного подъема патриотического сознания русского народа, вызванного Отечественной войной 1812 года.
Восстание декабристов оказало на него решающее влияние. Вскоре, после 14 декабря 1825 года и жестокой расправы царизма с декабристами, А. И. Герцен и его друг Н.П. Огарев на Воробьевых горах под Москвой дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое декабристами. Герцен писал: "14 декабря, действительно, открылся новый этап в нашем политическом воспитании... эти люди пробудили душу нового поколения", - повязка упала с его глаз.
В юности Герцен воспитывался на передовых идеях русской и западноевропейской литературы. Он увлекался произведениями французских просветителей 18 века-Вольтера, Руссо, Дидро. Прежде всего, он рос идеологически и воспитывался на произведениях русских писателей-Пушкина, Грибоедова, Рылеева, антисерфских идеях Радищева, которые были продолжены и развиты декабристами.
В 18 лет Герцен поступил на естественнонаучный факультет Московского университета, и здесь начинается его первое философское увлечение. Еще до этого Герцен любил Шиллера, о котором с восторгом вспоминал во все годы и во все периоды своего творчества. Как от Шиллера, так и позже от Шеллинга Герцен впитал этический идеализм, философский подход к пониманию природы и человека.
А. И. Герцен, вырос религиозным человеком. Он сам свидетельствует об этом в своих мемуарах. "В ранней юности, - пишет он, - я часто увлекался Вольтером и любил насмешки и иронию, но я не помню, чтобы когда-либо относился к Евангелию с холодным чувством." Церковная жизнь, правда, прошла мимо молодого Герцена, не затронув его души, но его религиозность не угасла, а позже, под влиянием невесты Н.А. Захарьиной, расцвела еще ярче.
В студенческую эпоху Герцен познакомился с рядом талантливых студентов. Он образовал круг, параллельный кругу Станкевича, но отличающийся от него общественными и политическими интересами. Герцен в то же время усердно учился в университете. После его завершения он представил эссе о системе Коперника, но не был награжден золотой медалью из-за того, что в эссе было "слишком много философии".
После окончания университета Герцен продолжил свои научные исследования, но был арестован. Когда арестовали его друга Огарева, были найдены письма Герцена к нему, довольно резкие и сильные, и А. И. Герцена тоже арестовали. После длительного пребывания под арестом он был приговорен к ссылке из Москвы, сначала в Пермь, затем в Вятку, а через два года ближе к Москве, во Владимир.
Изгнание окончательно закрепило его оппозицию тогдашнему строю России, но в те же годы происходит и яркое развитие романа с его будущей женой Н.А. Захарьиной. Она была по натуре очень религиозна и даже склонна к мистицизму, в духе романтической религиозности той эпохи. Своей религиозной экзальтацией она пробудила в Герцене родственные чувства, и часть этого периода осталась с ним на всю жизнь. Переписку Герцена в годы его ссылки справедливо называли "одним из самых замечательных памятников русского романтизма". В то же время его литературный талант начал развиваться очень ярко.
2.2 «Вольнодумство» А.И. Герцена
Стремление к свободе мысли, "вольнодумству" было особенно сильно развито у Герцена. Он не принадлежал ни к какой партии. Герцен считал, что развитие человечества идет поэтапно, и каждый этап воплощается в определенном народе.
Вместе со славянофилами Герцен отчаялся в западной культуре. Вера в общину и русский народ спасла Герцена от безнадежного взгляда на судьбу человечества. Однако Герцен не отрицал возможности того, что Россия также пройдет через стадию буржуазного развития. Концепция Герцена подчеркивает активную роль человека в истории.
Герцен не стремится представить отношения между западниками и славянофилами как диалог. Возможно, это связано с тем, что диалогические отношения между представителями обеих противоположных позиций не сложились, а также с тем, что автор увидел важные точки соприкосновения двух концепций, которые принципиально игнорируются идеологами западничества и славянофильства. Славянофилы всячески старались подчеркнуть своеобразие русской философии.
Западники, напротив, были убеждены, что русские должны учиться философии у Запада. После спора Герцена со славянофилами и прочтения его характеристик и высказываний о них и их учениях складывается вполне определенное впечатление, что Герцену не совсем чужда была вера в то, что можно убедить славянофилов в ограниченности и неправильности их взглядов на ряд важнейших философских и политических проблем, а убедившись, найти с ними общий язык. Однако попытка Герцена в этом направлении не дала положительных результатов, и он сложил оружие.
Проблемы государства, права и политики рассматривались им как подчиненные основным социально-экономическим проблемам. У Герцена много мнений по поводу того, что государство вообще не имеет собственного содержания — оно может служить и реакции, и революции, той, на чьей стороне власть.
Взгляд на государство как на нечто вторичное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачей уничтожение государства. "Экономическая революция, - возражал Герцен Бакунину, - имеет огромное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями."
Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к саморазрушению; однако государство "не может быть сброшено, как грязная тряпка, до определенного возраста." "То, что государство есть преходящая форма, - подчеркивал Герцен, - не означает, что это форма, которая уже прошла."
После подавления Французской революции 1848 года Герцен пришел к выводу, что страной, где можно совместить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.
Русский крестьянский мир, утверждал он, содержит три принципа, которые позволяют осуществить экономическую революцию, ведущую к социализму:
1) право каждого на землю
2) общественная собственность на него
3) мирское управление.
Он считал, что у России есть возможность пройти стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России-крестьянин, так же как во Франции-рабочий."
В своих размышлениях Герцен описал разделение общества на западников и славянофилов, высказал свое личное мнение о ситуации, сложившейся в то время.
Герцен не был известен: он навсегда покинул Россию в 1847 году, и его имя, как и зарубежные публикации, находилось в России под запретом до революционного 1905 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так, в 40-е годы 19 века на арену политической борьбы в России вышли революционеры из разночинской интеллигенции, заменившие дворянских революционеров. Я считаю, что это ознаменовало тот огромный исторический факт, что революционная инициатива перешла из рук ведущих представителей дворянства в руки революционных демократов. Они выражали настроение основных масс трудящихся, то есть прежде всего крестьянства, кровно заинтересованных в ликвидации крепостного права и в расчистке пути для свободного развития капиталистических отношений.
Экономической основой этой передачи революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса было развитие производительных сил, развитие капитализма в стране.
Россия переживала тяжелый и острый кризис крепостнической системы. Старые общественные производственные отношения вступили в резкое противоречие с развивающимися производительными силами. В недрах старого общества росли новые производительные силы. В рамках феодализма формировался и развивался капитализм. Это был самый переломный период в истории России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевского//Вопросы истории, 2017, №6, с19 - 28
2. Воейков М. Великая реформа и судьбы капитализма в России (к 155-летию отмены крепостного права)//Вопросы экономики, 2016, №3, с 119 - 132
3. Володина А.И. утопический социализм: Хрестоматия, М: Просвещение, 2018, с 512
4. Герцен А.И. Собрание сочинения в 30-ти т. Т.17 Статьи из «Колокола» и другие произведения, М, 1985, с 541
5. Герцен А.И. Былое и думы: избранные главы, М: Просвещение, 2018, с 352
6. Герцен А.И. Повести. Былое и думы. Статьи : книга для ученика и учителя – М .: Аст; Олимп, 2017, с 579
7. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти т. Т.13//Порядок торжествует! М, 1985, №2 с 541 - 649
8. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов – М.: Норма, 2018, с 912
9. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. – 3-е изд. – М.: Мангрув, 2016, с 560
10. Ляшенко Л. Царь – освободитель: великие реформы и мы.// Наука и жизнь, 2011, №4, с 32 - 41
11. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 2017, с 480
12. Миронов В. Альтернативные пути развития капитализма в России.// Власть, 2018, №4 с 37 - 49
13. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учеб для вузов - 5-е изд., М.: Норма, 2018, с 784
14. Мартышин О.В. История политических и правовых учений: учеб. для вузов – М.: Норма, 2016, с 912
15. Сахаров А.Н. История России с др. времен до наших дней. – М.: Проспект, 2018, с 768
16. Сахаров А.Н. Модернизация XIX веке. // Известия, 2017, №33, с 7
17. Чернышевский и его эпоха. Революционные ситуации в России в 1859-1861 гг. АН.СССР. Ин-т истории СССР. – М.: Наука, 1979, с 264
18. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений: в 5-ти т. т.4 – М.: Норма, 2018, с 416
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чернышевский,_Николай_Гаврилович#
20. http://www.slovarik.net/filosofskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/sotsializm.3489