Фрагмент для ознакомления
2
Институт лоббизма выступает важнейшим политико-правовым явлением, оказывающим значительное влияние на демократические управленческие процессы в обществе. Гарантируя представительство и защиту интересов многочисленных социальных групп и бизнес-сообщества на различных уровнях государственной власти, лоббистская деятельность призвана решать ряд публично-значимых задач.
Использование прогрессивного лоббистского инструментария в государственном управлении позволяет учитывать разнополярные интересы индивидов и их объединений при принятии политических решений, и, в этом смысле, институт лоббизма способствует самоорганизации гражданского общества и поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти.
Успешное взаимодействие с органами государственной власти является в последнее время необходимым условием развития бизнеса и НКО, поскольку реализация крупных коммерческих проектов, ответственных социальных программ, долгосрочных инвестиционных стратегий невозможна без построения эффективных коммуникаций с учетом государственных интересов. Кроме того, все большую актуальность приобретает проблема представления интересов бизнеса и НКО не только в органах государственной власти федерального и регионального уровней, но и в наднациональном пространстве, в частности, в органах ЕАЭС. Механизмы GR и лоббизма способны обеспечить стратегическое взаимопонимание с государствами-членами и предотвратить регуляторные риски на единых рынках.
Технологии GR и лоббизма способны нивелировать негативный эффект работы государственного аппарата, выражающийся в бюрократизации процесса принятия решений, злоупотреблении должностными полномочиями и т.д., а, значит, могут успешно применяться в целях как противодействия коррупции, так и формирования высокого уровня правовой культуры в обществе.
Эффективное решение названных задач с использованием транспарентного правового инструментария в конечном итоге, безусловно, способствует эффективности правового регулирования и нормальному функционированию политической системы, учитывающей различные интересы групп населения в социальной, экономической, духовной сферах общественной жизни.
При этом бенефициаром лоббистских услуг выступает не только клиент: государство также нуждается в диалоге с бизнесом и общественными организациями в целях выработки наиболее эффективных подходов как при решении конкретных задач, так и для развития демократических ценностей в целом.
В чем заключается сущность лоббизма?
Лоббистская деятельность является комплексной и включает в себя множество функций: коммуникационную, аналитическую, юридическую, антикризисную и т.д.
В основе лоббизма лежит два основополагающих принципа – законность отстаиваемого интереса и использование транспарентного правового инструментария.
Прежде всего, речь идет о качественной всесторонней экспертизе, включающей в себя анализ законодательства и регуляторной политики, оценку рисков, грамотное выстраивание стратегии и прогнозирование результатов. Именно такая экспертная оценка, а не возможность неформального кулуарного решения тех или иных общественно-политических вопросов, как это принято считать, обусловливает ценность лоббистских и GR-технологий.
Соотношение компетенций GR и лоббистского инструментария. В чем отличие?
В теории функция GR (Government Relations) подразумевает выстраивание и поддержание взаимодействия с органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, в то время как лоббистская деятельность направлена на оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие тех или иных политических и управленческих решений.
Однако в каждом конкретном случае эти компетенции пересекаются и зачастую реализуются комплексно, поэтому в практической плоскости разделение институтов GR и лоббизма отражено в организационном устройстве рынка соответствующих услуг: он состоит из инхаус-специалистов, работающих в GR-департаментах компаний, и внешних консультантов – лоббистов, имеющих в своем портфеле самые разные проекты. Сегодня СEO-директор любой крупной компании, чаще всего, понимает важность функции GR и формирует отдельное структурное подразделение, отвечающее за выстраивание взаимодействия с органами государственной власти. При этом представители GR & Lobbying консалтинга зачастую обладают более широкой экспертизой и универсальным опытом, поэтому внутренние и внешние специалисты нередко сотрудничают в целях совместной реализации лоббистских проектов в зависимости от актуальных для той или иной отрасли вопросов и стратегических задач.
Сформирован ли в России рынок лоббистских услуг?
На сегодняшний день российский рынок лоббистских услуг находится на начальном этапе формирования. Это связано и с историческими особенностями становления социально-политической системы, и с отсутствием образовательных программ в области лоббизма и взаимодействия с органами государственной власти, и с некоторым общественным недоверием в отношении профессии лоббиста. В результате немногочисленным представителям рынка приходится сталкиваться с заблуждениями относительно сущности лоббистской деятельности, а компании испытывают нехватку профессионалов, способных сочетать важные компетенции и эффективно реализовывать лоббистские проекты. Поэтому, учитывая потенциал и повышающуюся востребованность профессии лоббиста, важнейшей задачей является формирование и развитие как рынка предоставления лоббистских услуг, так и профессионального имиджа лоббиста.
Профессиональный лоббист – кто он?
Лоббистская деятельность интегрирует в себе целый ряд функций, поэтому современный лоббист должен обладать специальными знаниями и компетенциями в области коммуникаций, нормотворчества, экономики, политических процессов и государственного управления. Среди таких компетенций – системный подход к решению поставленных задач, стратегическое и проектное мышление, аналитические способности, навыки межличностной и межкультурной коммуникации, знание законодательства и регуляторных процессов в основных отраслях экономики, понимание логики и механизма принятия решений в исполнительной и законодательной ветвях власти, а также устройства политической системы России и стран ЕАЭС (ЕС и пр.).
Успешная реализация в профессии лоббиста зависит от умения эффективно выстраивать отношения с клиентами и стейкхолдерами, проводить всесторонний анализ рынка и глубокую правовую экспертизу законодательного регулирования, оценивать риски, прогнозировать перспективы развития государственной политики в части ее влияния на конкретную отрасль экономики и формировать на этом основании релевантные лоббистские и GR-стратегии.
Как институт лоббизма способен противодействовать коррупции?
В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года, в качестве одного из возможных инструментов борьбы с коррупцией названо рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Это означает, что развитие
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 4.08.2014. № 31. Ст. 4398.
Научная и учебная литература
2. Авакьян С. Современные проблемы организации публичной власти. М.: Юстицинформ, 2016. 364 с.
3. Агабеков С. Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий. М,: Синергия, 2017. 360 с.
4. Ачкасова В. GR и лоббизм. Теория и практика. М.: Юрайт, 2019. 316 с.
5. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. М.: Теис, 2018. 296 с.
6. Игнатов В.С. Теоретические аспекты лоббизма в России. М.: Диктус паблишинг, 2019. 296 с.
7. Ильичева Л.Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти европейских стран. М.: Альянс, 2016. 320 с.
8. Ионин Д.А. Информационный лоббизм как социально-политический феномен // Известия УрГУ, 2017. №21. 208 с.
9. Коровин В. Узаконить лоббизм // Российская газета. 2017. № 7273. 24 с.
10. Крючков Д. Формирование и развитие института цивилизованного лоббизма в России // Ассоциация предприятий безопасности. 2017. №2. 21 с.
11. Ламбаров П.С. Особенности лоббистской деятельности в Российской Федерации. М.: Академия, 2019. 230 с.
12. Левина Е. Лоббизм в России. М.: Синергия, 2020. 240 с.
13. Магнитов С. Лоббизм. М.: Белые альвы, 2017. 268 с.
14. Масловская Т. Теория и практика лоббирования в России и субъектах Российской Федерации. М.: Спутник+, 2019. 274 с.
15. Минтусов И. Лоббизм на западе и в России. М.: Глобус, 2018. 366 с.
16. Муращенков С.В. Институт лоббизма в условиях трансформации политической системы современной России // Извести тульского государственного университета. 2017. №6. 31 с.
17. Никитин А.В. Юридическая аргументация и лоббирование в праве // Юридическая техника. 2017. №5. 34 с.
18. Павроз А. Лоббизм. Институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. М.: Академия, 2019. 272 с.
19. Сумская В.В. Информационно-политическое лоббирование и институализация лоббирования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2018. № 6. 56 с.
20. Сушинский С. Лоббирование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. М.: Феникс, 2017. 370 с.
21. Филатова О. Западный лоббизм или как развить лоббизм в России. М.: Техника, 2020. 286 с.