Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях постоянных социокультурных трансформаций современного общества, проблемы, связанные с подготовкой людей к осознанному участию в жизни общества и с формированием социальной компетентности, выходит на передний план, т.к. современное общество остро нуждается в творческих и инициативных, ответственных, самостоятельных и сформированных личностях, активно принимающих участие в изучении окружающей социальной действительности.
Один из основополагающих факторов развития современного общества – минимизация уровня социальной пассивности граждан, а так же усовершенствование процесса воспитания социально-активных личностей; таким образом, приоритет государственной политики в этой области направлен на воспитание личности, способной выступить творцом своей жизни, проявляя при этом социальную активность; социальная активность граждан может проявляться и в других сферах – общественной, культурной, трудовой, образовательной и т.д. Но, в данном случае, именно в образовательной организации происходит познание и становление социальной активности, т.к. задачи образовательных организаций (в особенности в отношении старшего подросткового возраста) направлены на развитие способностей обучающихся и формирование их гражданской позиции. Дети старшего подросткового возраста в данном случае готовятся к вступлению во взрослую жизнь и стать полноценными членами общества, от которых, впоследствии, будет зависеть будущее страны, в связи с этим, работу по воспитанию социальной активности целесообразно начинать уже в этот период. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Объект исследования – воспитание социальной активности старших подростков.
Предмет исследования – содержание процесса воспитания социальной активности старших подростков во внеклассной работе.
Цель исследования – на основании анализа теоретической и практической литературы разработать программу по воспитанию социальной активности старших подростков во внеклассной работе. В соответствии с елью исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
изучить психолого-педагогические характеристики детей старшего подросткового возраста;
проанализировать процесс воспитания социальной активности, его основные цели и задачи;
рассмотреть эффективность внеклассной работы как одного из основных средств воспитания социальной активности старших подростков;
разработать программу по воспитанию социальной активности старших подростков во внеклассной работе.
Методы исследования, используемые в работе – теоретические (анализ, классификация, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, анализ документов, обработка информации).
Теоретическую базу исследования составляют работы авторов, занимавшихся развитием социальной активности, таких как Т.С. Борисова, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Т.И. Толстых, А.К. Нургалиева, В.Г. Мордкович. Целостная картина исследования развития и формирования социальной активности подростков была представлена в работе Т.Н. Мальковской [11].
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Подростковый период является периодом завершения детства и перехода к взрослой жизни. Мы взяли за основу возрастную периодизацию Д.В. Эльконина, по его мнению, старший подростковый возраст 15-18 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная, в которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, активная деятельность в социальной сфере, самосознание, идеалы и мечты. Подросток сравнивает себя с взрослыми и с детьми и приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый человек. Подросток начинает чувствовать себя взрослым человеком и ждет признания от родителей и сверстников, что он уже самостоятелен и значим в обществе. Основными психологическими потребностями старшего подростка считаются: стремление к самостоятельной жизни, стремление к общению со сверстниками и взрослыми, признание уважения со стороны других людей и эмансипация от взрослых [7, С. 112-115].
Так, например, И.В. Дубровина считает, что в старшем подростковом возрасте появляются проблемы в воспитательном процессе, и она связывает трудности этого возраста с половым созреванием и становлением личности ребенка. Основным изменением в старшем подростковом возрасте становится формирование у ребенка чувства взрослости, он начинает смотреть на вещи с другой стороны, со стороны взрослого человека. Также мы говорили о том, что у подростка появляется физическое возмужание и это тоже дает ему чувство взрослости, но социальный статус в семье и в своем окружении остается неизменным. И тогда он начинает борьбу за свои права, самостоятельность и за признание, что приводит к конфликту между ним и взрослыми людьми. В этом возрасте происходят изменения и в духовной жизни человека, и в воспитательной работе становится труднее находить общего языка с подопечными. Многие факторы становятся труднопонимаемыми такие, как изменения в познании подростка, занятия умственной деятельностью, взаимоотношения с товарищами, эмоциональное поведение, этническое и моральное познания. Даже опытным педагогам не просто работать с подростками. Дети в этом возрасте, не замечают чужих проблем, они сконцентрированы только на собственных переживаниях. Одна из главных особенностей этого возраста является смена авторитетных и значимых лиц, а также меняются отношения между взрослыми и детьми [7, С. 124-125].
Главным фактором в воспитании подростка, является возможность дать ему подумать самостоятельно, как воспитать себя, как стать лучше, как преодолеть трудности. Из-за противоречий присущих подростковому возрасту, дети сталкиваются с трудностями саморазвития и самовоспитания.
В старшем подростковом возрасте наиболее сложными становятся отношения с учителями и родителями. Старшеклассники равняются в знаниях на своих учителей, ведь учителя для них являются авторитетами. Учитель, который хорошо знает свой предмет и может держать аудиторию весь урок во внимании, пользуется уважением. Для старшего подростка важно встретить в лице учителя наставника и друга, ведь учителя готовят старшие классы к поступлению в вузы. В старшем подростковом возрасте часто встречаются противоречия и их невозможно проигнорировать и обойти. У старшего подростка возникают вопросы в ведении здорового образа жизни и правильного понимания действительности, в выборе дальнейшего пути во взрослой жизни. Подросток находит в неопределенном состоянии, так как он уже не маленький ребенок, на него возлагаются ответственные дела, но он еще не взрослый человек не всегда может отвечать за свои поступки в полной мере. Поэтому это самый подходящий возраст для воздействия на социальное самоопределение ребенка. К концу старшего подросткового возраста у ребенка накапливается большой объем информации. Он учится структурировать информацию, относится к ней с критической точки зрения, выделять главное и прослеживать причинно-следственные связи. Накапливается жизненный опыт, возникает высокий уровень самосознания, внешние качества уходят на второй план, а главную роль играет духовный мир и нравственные идеалы. Таким образом, подростковый и старший подростковый возраст наиболее подходит для формирования идеального образа у ребенка [16, С. 74-75].
Для старших подростков очень важно мнение взрослых и сверстников и оценка, а также важно проявлять свою силу воли. Происходит воспитание таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, инициативность, мужество, решительность, смелость, интерес к наукам. Важно не пропустить формирование этих черт и корректировать их, а иначе они могут быть направлены не в положительную сторону, а на разрушение личности. Ребенок начинает сравнивать свой внутренний мир с внутренним миром других людей, происходит нравственно-этическое формирование. Формируется понятийное мышление, ребенок начинает анализировать происхождение поступков людей, которые зависят от качества личности, это подталкивает его к самоусовершенствованию. В процессе накопления жизненного опыта, старшие подростки все чаще обращаются к изучению литературы, просмотрам фильмов, обращают свой взор на смысл жизни, человеческое счастье, справедливость, честь, достоинство. Подростки обращают свое внимание на собственную роль в формировании нравственно-этической среды в его окружении. Нравственно-этические нормы подростка формируются осознанно и самостоятельно, но этот процесс может быть нестабильным и фрагментарным. Значительно больших усилий требуется для занятий учебной деятельностью, трудовой и общественной, требуется больше самостоятельности и ответственности.
Х. Ремшмидт выделил следующие задачи развития в старшем подростковом возрасте [23, С. 57-58]:
Достижение независимости, планирование своего дня и времени, самостоятельное принятие решений, осознание собственной важности, формирование целей, рост доверия, критическая точка зрения, устойчивость к фрустрациям, влияние на других людей.
Составление целей на основе ценностных представлений, самостоятельное приобретение идентичности, повышение требовательности к себе, адекватная самооценка.
Достижение определенного статуса в обществе.
Возрастание способности к действиям.
Оценка общественных ценностей и принятие на себя моральной ответственности.
Подросток осознает, что он – неповторимая личность, у которой есть: свое мнение, свой мир, свои чувства и переживания. Попытки самоутвердиться в обществе, желание выделиться среди сверстников, желание быть не похожим на других, проявление необычных поступков.
Для старшеклассника важно стать достойным и уважаемым человеком, разносторонней личностью, ярким и индивидуальным человеком, саморелизовать свои возможности, оценивать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников / В.В. Абраменкова. – М., 1996. – 156 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1998. – 154 с.
3. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2017. – 45 с.
4. Березин С.В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов / С.В. Березин. – Самара. ИТУ, 2019. – 319 с.
5. Бонкало С.В. Жизненная позиция подростков как основа их саморазвития и самореализации / С.В. Бонкало. – М., 2018. – 280с.
6. Буканова А. А. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни / А.А. Буканова, С.М. Филюков, В.И. Полников. – Молодой ученый. 2016. №10. С. 1181-1184.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 420 с.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – «Логос», М., 2016. – 384 с.
10. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Иванов. – М., 2018. – 113 с.
11. Мальковская Т.Н. Социальная активность / Т.Н. Мальковская. – М., 1988. – 144 с.
12. Мордкович В.Г. Социальная активность: суть, споры / Г.В. Мордкович. – Челябинск, 1976. – 259 с.
13. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. – Центр «Академия», М., 2018. – 304 с.
14. Наркевич Н.Ю. Формирование социальной активности школьников / Н.Ю. Наркевич. – Новгород, 2001. – 140 с.
15. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 4-е изд., стереотип / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 91 с.
16. Нургалиева А.К. Ответственность подростков и ее формирование в воспитательном процессе школы / А.К. Нургалиева. – Павлодар.: ПГПИ, 2019. – 220 с.
17. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский. – М., 1984. – 245 с.
18. Попов В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / В.В. попов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 319 с.
19. Сергеев И.С. Технология развития социальной активности обучающихся разного возраста и технологии меж возрастного взаимодействия / И.С. Сергеев. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 120 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – Просвещение, М., 1997. – 370 с.
21. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева. – СПб., 2014. – 30 с.
22. Спирина В.И. Диагностика социальной активности подростков в условиях школы / В. И. Спирина, М.Л. Спирина // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 сент. 2018 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. № 3 (6). С. 119–123
23. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т.И. Толстых. – М., 2016. – 173 с.
24. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности / Н.Ф. Третьяков. – М., 2018. – 230 с.
25. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – М: Институт практической психологии, 2010. – 304 с.
26. Шувалов Д. В. Особенности организации внеучебной деятельности подростков в современной школе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения / Д.В. Шувалов. – 2010. №11-2. – С. 13-17.