Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 5
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА 7
2.1. Развитие половых клеток 7
2.2. Развитие человека в эмбриональном периоде 8
2.2.1. Зародышевый период эмбриогенеза 8
2.2.2. Эмбриональный период эмбриогенеза 9
2.2.3. Плодный период эмбриогенеза 12
2.3. Рост и развитие человека в постэмбриональном периоде 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Под онтогенезом в рамках анатомии и физиологии человека понимается индивидуальное развитие организма, т.е. совокупность всех морфологических, физиологических и биохимических преобразований в организме на каждом этапе его развития от оплодотворения до конца жизни. В целом выделяется эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза, т.е. период внутриутробного развития человека от зачатия дол рождения и период развития человека от рождения до смерти. В период онтогенеза происходит реализация генетического материала, который дочерний организм получает от родительского.
Впервые термин «онтогенез» был предложен Э. Геккелем в 1886 году. Онтогенез изучается такой отраслью биологии как «биология развития», а эмбриональное развитие организма в рамках онтогенеза (эмбриогенез) – эмбриология. Отдельно изучается морфогенез, т.е. механизмы и этапы возникновения и развития органов и частей тела отдельного организма в рамках онтогенеза. Все указанные процессы исключительно важны и в полной мере определяют как полноценность и жизнеспособность отдельных индивидов, так и качество нации, континента, планеты. Именно поэтому биологи, медики, генетики и иные специалисты в области охраны здоровья стремятся постичь механизмы онтогенеза [5].
Следует особенно отметить, что в ходе онтогенеза существует ряд периодов, в которые наблюдается особая чувствительность всех процессов к какому-либо негативному воздействию. Такие периоды называются критическими. Суть данного явления заключается в том, что на каждом этапе развития зародыша существует относительно короткий период качественно новых преобразований, сопровождающихся детерминацией, пролиферацией и дифференциацией клеток, что делает данные периоды особенно опасными с точки зрения формирования различных нарушений развития [13; 15].
Важность таких периодов определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состоит в изучении особенностей критических периодов онтогенеза у человека.
Задачи исследования:
1. Определить понятие критических периодов.
2. Охарактеризовать периоды критического развития в эмбриональной стадии онтогенеза.
3. Изучить периоды критического развития в постэмбриональной стадии онтогенеза.
Объект исследования: онтогенез человека.
Предмет исследования: критические периоды онтогенеза у человека.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА
В ходе индивидуального развития организма, особенно в его эмбриональной стадии, отмечаются периоды более высокой чувствительности развивающихся половых клеток или зародыша. Первым на данный факт обратил внимание австралийский врач Норман Грегг, а впоследствии российский эмбриолог П.Г. Светлов смог сформулировать теорию критических периодов и смог ее экспериментально проверить. Сущность теории заключается в утверждение постулата, который говорит о том, что каждый этап развития зародыша в целом и его отдельных органов начинается достаточно коротким периодом качественной перестройки, которая, в свою очередь, сопровождается детерминацией, пролиферацией и дифференцировкой клеток. Данный период является наиболее восприимчивым к различным внешним воздействиям, например лекарственным средствам или рентгеновскому облучению. Подобными периодами в онтогенезе являются спермио- и овогенез, оплодотворение и имплантация в эмбриогенезе с проходящей в данное время гаструляцией, дифференцировка зародышевых листков и начало закладки органов, период плацентации, становление многих функциональных систем и рождение.
В ряде развивающихся органов и систем человеческого организма отдельное место принадлежит головному мозгу, выступающему на ранних стадиях в виде первичного организатора дифференцировки окружающих тканей и органных зачатков, в частности органов чувств. На более поздних стадиях онтогенеза головной мозг отличается интенсивным размножением клеток, что требует оптимальных условий питания и кровоснабжения.
Повреждающими экзогенными факторами, влияющими на развивающийся организм, во время критических периодов могут быть химические вещества, излучения различной длинны волны и направленности, наркотики, лекарства, никотин, вирусы и т.д. [5].
Проникающие через плацентарный барьер химические вещества и лекарственные препараты являются наиболее опасными для зародыша в первые 3 месяца беременности, поскольку не происходит их связывания и выведения из организма а происходит накапливание в тканях и органах. Наркотики и алкоголь могут нарушить развитие головного мозга, а голодание и вирусы могут вызвать пороки развития и возможную внутриутробную гибель [1].
В онтогенезе человека можно выделить несколько критических периодов:
развитие половых клеток;
оплодотворение;
имплантация на 7-9 сутки эмбриогенеза;
развитие зачатков органов и формирование плаценты;
стадия роста головного мозга;
формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата;
рождение;
период новорожденности;
половое созреванием [5].
Таким образом, критическими называют такие периоды развития человека, в рамках которых воздействие на него оказывает губительное влияние на организм, приводит к многочисленным патологиям развития.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Развитие половых клеток
Период созревания половых клеток в онтогенеза называется прогенез. Выделяются такие половые клетки как сперматозоиды и яйцеклетки.
Сперматозоиды – это мужские половые клетки, которые имеют головку, хвостовой отдел. Головка содержит плотное ядро с гаплоидным набором хромосом. У человека это 22 + Х, 22 + Y (1n). Также в головке сперматозоида содержатся акросомы, в которые обнаруживаются такие ферменты как гиалуронидаза и протеаза, необходимые для растворения оболочки яйцеклетки и ее оплодотворения [6; 9].
Этапами сперматогенеза являются:
– митотическое деление сперматогонией;
– мейотческое деление сперматоцитов;
– морфологическое созревание сперматид;
– внеэпителиальное созревание сперматозоидов [11].
Яйцеклетки – это женские половые клетки, имеющие округлую форму. Как и с случае со сперматозоидом, яйцеклетка несет гаплоидный набор хромосом. У человека это 22 + Х, 22 + Х (1n) [3; 7].
Этапами оогенеза являются:
– митотическое деление оогоний;
– период малого роста и начала профазы мейоза ооцитов;
– период покоя ооцитов;
– период большого роста и завершения профазы мейоза ооцитов.
– Постпрофазное деление мейоза ооцитов [11].
Таким образом, развитие половых клеток – это стадийный процесс и на каждой из стадий воздействие на половые клетки может приводить к многочисленным нарушениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.
2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. ГАйворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: Учебник. – М.: Медицина, 2003. – 448 с.
4. Гистология, эмбриология, цитология: учебник/ Н.В. Бойчук [и др.]; под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю.А. Челышева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 928 с.
5. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник/ Ю.И. Афанасьев, Н.А, Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 800 с.
6. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И.Ф. Жимулев; под. ред. Е.С. Беляева, А.П. Акифьева. – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 479 с.
7. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. школа, 1998. – 255 с.
8. Зинчук В.В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие/ В.В. Зинчук, О.А. Емельчнчик; под ред. В.В. Зинчука. – Минск: Выш. шк., 2010. – 431 с.
9. Кащенко С.А. Гистология, цитология и эмбриология. Часть I (учебник для иностранных студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровне аккредитации, обучающихся на русском языке)/ С.А. Кащенко, И.В. Бобрышева. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. – 224 с.
10. Кащенко С.А. Гистология, цитология, эмбриология. Часть 1/ С.А. Кащенко, И.В. Бобоышева. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. – 224 с.
11. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с.
12. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
13. Патофизиология: курс лекций: учебное пособие / под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 688 с.
14. Патофизиология: учебник / Ю.В. Быць, Г.М. Бцтенко, А.И. Гоженко и др.; под ред. Занько, Ю.В. Быця, Н.В. Крышталя. – Киев: ВСИ «Медицина», 2015. – 744 с.
15. Патофизиология: учебник: в 2 т. Т. 1. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с.
16. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 1035 с.
17. Юшканцев С.И., Быков В.Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: учебное пособие. – СПб.: Издательство «П-2», 2006. – 96 с.