Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Трансформационные изменения и формирование рыночной инфраструктуры государства часто происходят без реальной оценки экономических изменений и обеспечения эффективности предоставления общественных благ. Характерным для последних лет является обострение дискуссий о роли государства, а именно государственного регулирования, в социально-экономическом развитии страны.
В XIX веке была обнародована доктрина, известная как «естественная свобода», согласно которой правительство не должно вмешиваться в дела частного сектора; оно также не должно пытаться регулировать или контролировать частные предприятия. Рынок является самодостаточной и саморегулирующей структурой и не нуждается во внешнем вмешательстве. Любые нарушения механизма саморегулирования влекут нестабильность функционирования и, как результат, экономические кризисы. Свободная рыночная конкуренция наиболее эффективно будет служить интересам общества.
Однако, несмотря на большинство исследований, свидетельствующих об отрицательном влиянии государственных расходов на экономический рост, данные результаты не являются окончательными. Появляется расхождение не только в составе государственных расходов, но и в механизме, согласно которому государственные расходы влияют на конечный результат.
В процессе развития экономики могут наблюдаться я значительные колебания общего объема производства, занятости и уровня цен. Чтобы избежать потерь от спадов производства, безработицы и инфляции, необходимо внедрить макроэкономическую политику регулирования совокупных расходов, а через них — реального объема производства, занятости и уровня цен. Главными инструментами такой политики должны быть государственные расходы и налоги, а ее, учитывая свойственные ей содержание и направленность, следует квалифицировать как антицикличную или стабилизационную фискальную политику.
Если фискальная политика влияет на совокупный спрос и на функционирование экономики в целом, то актуальным остается вопрос о том, в каких формах она должна осуществляться. «Общая теория» Кейнса предусматривает, что экспансивная политика ведет к росту расходов, не рассматривая альтернативу, заключающуюся в сокращении налогов.
Вместе с выбором инструментов осуществления фискальной политики неоклассическая модель также предлагает выбор между фискальными и монетарными мероприятиями влияния на совокупный спрос, тем самым связывая управление совокупным спросом с результатом взаимодействия потребления и инвестирования. Это же в свою очередь означает, что фискальная политика является движущей силой экономического роста.
Однако и в этом подходе имеет место существенное противоречие, которое сводится к тому, насколько ограниченной или наоборот, активной, должна быть роль государства в экономике. Взгляды на эту проблему изменяются в зависимости от серьезности неудач рынка и эффективности возможной работы правительства с целью их преодоления. В странах с рыночной экономикой государство выполняет функцию «преодоления провалов рынка».
Следующим противоречием среди сторонников государственного регулирования экономики следует выделить наличие расхождений во взглядах по поводу методов и рычагов влияния на экономические процессы. Одним из наиболее актуальных предметов дискуссий остается вопрос о способах влияния государства на денежные потоки. Какие из способов регулирования государственных финансов являются наиболее эффективными: через государственные расходы и социальные выплаты или через систему налогообложения?
Бесспорно, фискальная политика имеет значительное влияние на совокупный спрос и предложение методом исключения части денежных потоков через налогообложение и перераспределение бюджетных средств с целью достижения общегосударственных целей институционального, экономического, политического, социального характера.
Первоочередным заданием государства является стабилизация экономики, реализующаяся, как правило, при помощи инструментов фискальной политики, то есть через манипулирование государственными расходами и налогообложением.
Целью данной работы является определение особенностей и инструментов фискальной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и инструменты фискальной политики;
- охарактеризовать направления фискальной политики в Российской Федерации;
- проанализировать проблемы и направления налоговой политики в России.
1 ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Роль налоговой политики в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Предпринимательство – важный и необходимый институт рыночной экономики. Оно способствует формированию среднего как класса, как необходимого элемента социальной структуры. Повышает экономическую, социальную и политическую стабильность. Особое внимание при этом необходимо уделять именно малому и среднему предпринимательству, поскольку именно оно создает основу для устойчивого развития национальной экономики.
Однако МСП не лишено ряда характерных слабых сторон: сильная зависимость от внешней среды, нестабильность, особенно неустойчивость к финансовым изменениям, ограниченность ресурсов и сложность сбыта продукции. Таким образом, на лицо противоречие между значимостью малого и среднего предпринимательства как важного института социальной и экономической сферы жизнедеятельности и уязвимостью этого сектора экономики. Это противоречие может быть смягчено путем поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муниципалитетов.
Поддержка бизнеса осуществляется множеством инструментов, среди которых и эффективная налоговая политика, призванная обеспечить условия для беспрепятственного развития бизнеса и всячески этому способствовать.
Налоговые источники занимают ключевое место в формировании бюджета, поскольку именно они в структуре всех доходов бюджета Российской Федерации составляют, по разным оценкам, от 60 до 70% [3].
Благоприятность налоговой политики для бизнеса заключается в обоснованном, посильном налоговом бремени, предсказуемостью изменений и нововведений, наличием льгот и стимулов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.). Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
2. Письмо Минфина «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Режим доступа: http://minfin.ru/, свободный.
3. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России [Электронный ресурс] URL: http://www.rea.ru/ru/Pages/exspertixareu.aspx (дата обращения 27.11.2017).
4. Бобошко И.В. Проблемы и пути развития налоговых систем // Инновационное развитие экономики. – 2015. – № 6 (30). – С. 48.
5. Гурфова С.А., Темукуева А.Р. К вопросу о налогообложении иностранных инвесторов в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции: «Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовоые, общенаучные аспекты».– 2015. – С. 72.
6. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. - 2017. - № 8 (206). - c. 172-178. - http://www.creativeconomy.ru/articles/23482/.
7. Кулешова Л.В., Лапина Е.Н., Собченко Н.В. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 431-436.
8. Николайчук О. А. Курс экономики. – учеб. пособие для вузов; Федер. Агентство по образованию, ин-т упр. И экономики (г. Санкт- Петербург), Псков. гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова. Псков, 2005.
9. Нураева Р.Х., Сафаралиева Х.Х., Собченко Н.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 711-715.
10. Черник Д. Г., Шмелев Ю. Д. Налоговая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Д. Г. Черника – М.: Юрайт, 2016. – 407 с.
11. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nalog.ru/, свободный.
12. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России [Электронный ресурс] URL:http://vasilievaa.narod.ru/18_2_98.htm (дата обращения 01.12.2017)