Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Сегодня это дети-инвалиды, состояние здоровья которых не позволяет развивать образовательные программы, за исключением особых условий обучения и воспитания. В эту категорию входят дети с более или менее умственной отсталостью. Вы будете зачислены в тюрьму типа 8 по классовой системе. По данным Главного управления службы реабилитации и специального образования Министерства обороны Российской Федерации, 60% из 600 000 учащихся с отклонениями в развитии - это дети с ограниченными интеллектуальными возможностями (далее - УО) [27; 12].
Дети с легкой умственной отсталостью - слабостью - составляют 70-80%. Дети этой категории с самого начала обучения испытывают множество трудностей, проблем, связанных не только с умственным развитием, но и со спецификой физического здоровья. У умственно отсталого ребенка показатели психофизического состояния обычно ниже, чем у сверстников с нормальным интеллектом. Задержка физического развития детей с задержкой умственного развития, степень адаптации к физическим нагрузкам зависит не только от поражения центральной нервной системы, но и является следствием форсированной гипокинезии. Психофизическое состояние определяет здоровье и улучшается пропорционально развитию таких физических свойств, как сила, скорость, выносливость, подвижность, ритм, гибкость и равновесие [9; С.10-18].
В процессе реализации содержания учебной программы и внеклассных форм физических упражнений открывается возможность для полной интеграции детей с легкой умственной отсталостью с остальными учащимися (включая учителей, родителей и технический персонал школы) [12; С. 21].
Организм ребенка-инвалида не нуждается в физических нагрузках в меньшей, а зачастую и в большей степени, чем организм здорового ребенка, но при этом требует качественно иной физической активности. Поэтому теоретическая и практическая разработка методов оптимизации психического и физического состояния детей с легкими умственными отклонениями, повышения социальной адаптации и восстановления восстановленных функций организма, профилактики нарушений здоровья и дальнейшей успешной социализации очень актуальна и своевременна.
Объект исследования: Процесс физического воспитания школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Предмет исследования: коррекция физической подготовленности и социальная адаптация детей школьного возраста с умственной отсталостью с помощью физической культуры.
Цель исследования: улучшить показатели физической подготовленности и социальной адаптации детей с умственной отсталостью в школьном возрасте.
Научно-исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме коррекции физической подготовленности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Изучить особенности содержания коррекционных программ и методов восстановления и коррекции физической подготовленности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что развитие физических качеств и социальная адаптация детей с умственными отклонениями будет наиболее успешно осуществляться на занятиях по физическому воспитанию с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.
ГЛАВА 1. МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Клинические проявления умственной отсталости
Умственно отсталый - ребенок, познавательная деятельность которого постоянно нарушена из-за органического поражения головного мозга [1; 27].
Олигофрения включает разнообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие мозга и всего организма. В англоязычной литературе термин «олигофрения» соответствует «умственной отсталости» - «умственная отсталость», «умственная отсталость», «умственная отсталость», «умственная субнормальность», «умственная отсталость», «умственная отсталость» и т. д. [4; 26]. Для этических соображений в этой категории детей используются следующие определения: «особый», «особенный», «проблемный», «с особыми потребностями» и т. Д. Понятие «умственная отсталость» более общее. Он включает в себя умственную отсталость и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Правильное определение понятия «умственная отсталость» носит не только теоретический, но и практический характер. Теоретический смысл такого определения заключается в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Классификация умственной отсталости. Дети с задержкой умственного развития различаются по степени выраженности дефекта, измеренной с помощью теста IQ Векслера в условных единицах. В 1994 году по предложению Всемирной организации здравоохранения была принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), которая рассматривает несколько проявлений врожденной деменции под уникальным названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (соотношением умственного возраста и возраста по паспорту).
Дети с легкой степенью умственной отсталости (слабости) составляют 75-80%. Уровень их интеллектуального развития 50-70 условных единиц. После обучения в школах или в специальных классах традиционных школ или после обучения и преподавания дома многие из них адаптируются в социальном плане и находят работу.
Дети с умеренной задержкой развития (слабоумие) составляют около 15% случаев. Уровень их интеллектуального развития колеблется от 20 до 50 условных единиц.
Некоторые из них (умеренно умственно отсталые, 35–49 лет) посещают специальную школу для идиотов, или посещают специальные классы в школе для умственно отсталых, или воспитываются и обучаются дома приглашенными родителями или учителями. Обычно они живут семьями. Их использование затруднительно.
Дети со значительной умственной отсталостью (идиотизмом) остаются в основном в интернатах Минсоцзащиты населения пожизненно. Некоторые живут со своими семьями по просьбе родителей. Их общее количество составляет около 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление этих детей почти полностью недоразвито; можно выборочно привязать этих детей к их близким взрослым. Обычно у них нет даже элементарных навыков ухода за собой. Интеллектуальный фактор не является основанием для диагностики, но служит важным звеном в комплексной медицинской, психологической и педагогической диагностике, реабилитации и определении инвалидности [4; С. 45].
Обучение и воспитание детей с легкой и средней степенью умственной отсталости осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или на специальных отделениях общеобразовательных школ, либо в форме домашнего обучения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.
Воспитание и воспитание детей со значительной и глубокой задержкой умственного развития происходит в учреждениях социальной опеки. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и присмотре и с детства считаются инвалидами.
Дети с задержкой умственного развития (умственно отсталые) - самая большая категория аномальных детей. Они составляют около 1-3% от общего числа малышей. В понятие «ребенок с задержкой умственного развития» входит довольно разнородная масса детей, которых объединяет наличие диффузного поражения головного мозга. Подавляющее большинство всех умственно отсталых детей - учащихся специальной школы - дети-олигофрены. При олигофрении органическая церебральная недостаточность носит остаточный характер, а не усугубляется, что дает основания для оптимистичного прогноза [14; С. 19]. Эти дети составляют основной контингент вспомогательной школы. Умственная отсталость, возникшая после того, как ребенок получил полное языковое образование, встречается относительно редко. Это не часть концепции умственной отсталости. Болезненные процессы в головном мозге ребенка-олигофрена купируются уже в детском саду. Ребенок становится практически здоровым и может духовно развиваться. Однако это развитие происходит ненормально, так как его биологическая основа является патологической. Для детей-олигофренов характерны стойкие нарушения всей психической деятельности, которые ярко проявляются, особенно в области познавательных процессов. Более того, есть не только отставание от нормы, но и глубокая уникальность личных проявлений и представлений.
Поэтому детей с умственной отсталостью нельзя приравнивать к маленьким детям с нормальным развитием. Они разные во многих своих проявлениях. Дети-олигофрены способны к развитию, что существенно отличает их от умственно отсталых детей всех прогрессивных форм умственной отсталости, и хотя их развитие идет медленно, нетипично, со многими, иногда резкими отклонениями, тем не менее, это прогрессивный процесс, вносящий качественные изменения. в умственной деятельности детей, в их личной сфере [18; С. 26].
Очень важен только правильный отбор детей во вспомогательные (и другие спецшколы). Самая многочисленная, перспективная и изученная группа умственно отсталых детей - это дети с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести. Наиболее распространенной классификацией детей с общей задержкой умственного развития (олигофреников) в нашей стране является классификация, предложенная М.С. Певзнера, согласно которому существует пять форм [26; С. 45].
В незамысловатом виде для ребенка характерна сбалансированность основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями аналитической аппаратуры. Эмоционально произвольная сфера относительно сохранена. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, но только в том случае, если задача ему понятна и доступна. В знакомой ситуации в его поведении не так много изменений [25; С. 31].
При олигофрении, для которой характерна нестабильность эмоционально-произвольной сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку расстройства ярко проявляются в изменении поведения и снижении трудоспособности. У олигофреников с дисфункцией анализатора диффузное повреждение коры головного мозга связано с более глубоким повреждением системы мозга. У этих детей также есть локальные нарушения речи, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата [24; С. 89]
При олигофрении с психотипным поведением у ребенка наблюдается резкое нарушение эмоционально-произвольной сферы. На первом плане недоразвитие компонентов личности, снижение критики себя и окружающих, расторможенность порывов. Ребенок подвержен неоправданным аффектам. При олигофрении с тяжелой лобной недостаточностью когнитивные нарушения у ребенка с лобными изменениями личности связаны с тяжелыми двигательными нарушениями. Эти дети медлительны, непосвящены и беспомощны. Ваша речь многословна, бессмысленна и подражательна. Дети неспособны к психологическому напряжению, целеустремленности и активности, плохо осведомлены о ситуации [23; 44].
Детям-олигофренам характерны стойкие нарушения всей психической деятельности, которые ярко проявляются снижением активности познавательных процессов, особенно вербального и логического мышления. Причем это не только отставание от нормы, но и глубокая уникальность личных проявлений и всей познавательной сферы. Поэтому умственно отсталых детей нельзя приравнивать к нормально развивающимся маленьким детям. Они различаются по основным проявлениям [15; С. 44].
Причины умственной отсталости. Подавляющее большинство детей с задержкой умственного развития - это те дети, у которых задержка умственного развития возникла в результате нескольких органических травм, в основном более сложных систем мозга и позднего развития, в период, предшествующий развитию речи (до 2 - 3 лет). К основным клиническим проявлениям олигофрении относятся: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогрессирования состояния.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников:
1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб.пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов.спорт, 2004. - 296 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А Ашмарин.. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235 с.
3. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. - М.: Просвещение, 1997. - 564 с.
4. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
5. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 200 с.
6. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М., 1998. - С. 123.
7. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе: метод. пособие. / Под ред. Р.Д. Бабенковой. - М.: Просвещение, 1997. - 67 с.
8. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
9. Бажникова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1995. − №5. - 56 с.
10. Борисова Е.М., Арсланьян В. П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.
11. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 1986. – 255 с.
12. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
13. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 1976. – 112 с. 16
14. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с. 17
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. 18
16. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. «Рядяньска школа», 1987. 19
17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1987. 20
18. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с. 22
19. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №3. 23
20. О проведении игр на уроках физкультуры во вспомогательной школе. В.В. Венгржиповский // Специальная школа. – 1995. - №129. 24
21. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ШколаПресс, 1994. – 416 с. 25
22. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959. 26
23. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детейолигофренов. – М.: Просвещение. – 1968. – 160 с. 27
24. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977. Похлебин В.П. Уроки здоровья: Книга для учителей: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. 28
25. Программы подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с. 29
26. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /Л. В. Шапкова/ Под ред. Проф. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с. 32