Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе познания окружающего мира человек использует систему внутренних средств: идеи, образы, концепции, среди которых важную роль играет самооценка («Я-концепция» или «Я-образ») - о своем личностные характеристики и качества, способности, мотивы. является продуктом самосознания, но в то же время способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию переживаний, является источником ожиданий, и, таким образом, представление о себе является одновременно продуктом самосознание и главное условие этого процесса.
Самовосприятие формируется под влиянием различных внешних воздействий, которые человек испытывает в процессе жизни в обществе. Наиболее важными для него являются контакты со значимыми людьми, которые, по сути, определяют его представления о себе. На ранних этапах жизни практически все социальные контакты оказывают на него формирующее действие, они способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего возникновения само понятие Я становится активным принципом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, самооценка формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, являясь также источником ожиданий индивида.
Поэтому исследования в области самосознания имеют большое значение для каждого человека, поскольку позволяют более глубоко изучить особенности собственной психики и, возможно, решить какие-либо существенные проблемы.
Сегодня ведется много исследований происхождения Я-концепции, ее развития и измерения. Различные подходы, некоторые из которых весьма противоречивы, и отсутствие информации об этом явлении оправдывает актуальность заявленной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя таким?».
Объект исследования: Я-концепция личности
Предмет исследования: структурные характеристики Я-концепции личности
Цель исследования: изучить структурные характеристики Я-концепции личности
Задачи исследования:
изучить теоретические подходы к пониманию Я-концепции в психологической науке;
выявить различные представления о структуре Я-концепции;
экспериментальным путем выявить, какие содержательные характеристики Я-концепции выделяет человек и как это связано с его самооценкой.
Гипотеза: Люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы);
эмпирические;
методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Структура работы состоит из двух глав, четырёх параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению Я-концепции в психологической науке
1.1 Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции
Проблема концепции себя привлекала и продолжает привлекать внимание многих авторов, однако в различных работах ее можно определить как «самооценку», «когнитивный компонент самосознания», «восприятие себя», » Личное отношение »и др.
Для начала нужно определиться, что такое - «Я-концепция»? Рассмотрим варианты, представленные в различных психологических словарях. Так, в психологическом словаре, редакторами которого были А.В. Петровский и М. Ярошевского мы находим следующее определение: «Я-концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как уникальная система представлений индивида о себе, на основе которых он выстраивает свое взаимодействие с другими людьми и связывает его. В словаре под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова Само-концепция определяется как динамическая система представлений человека о себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективную восприятие внешних факторов, влияющих на личность. Если вы проанализируете литературу по самооценке, вы найдете два более подробных определения. Первое определение принадлежит К. Роджеру. Он утверждает, что самооценка состоит из представлений о собственных характеристиках и способностях человека, представлений о возможностях их взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, представлений о ценностях, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях. или цели идеи, которые могут быть положительными или отрицательными. Оказывается, самооценка может быть представлена как сложная структурированная картина, существующая в сознании человека, охватывающая как «я», так и отношения, которые оно может формировать, а также связанные с ним положительные и отрицательные ценности. Качества и отношения к себе в прошлом, настоящем и будущем. В другом определении Дж. Стейнса Я-концепция формулируется как система идей, образов и оценок, которые существуют в сознании индивида и относятся к самому индивиду. Сюда входят оценочные идеи, возникающие в результате реакции индивида на самого себя, а также идеи о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последнего также формируются представления о том, кем он хотел бы быть и как должен себя вести. М. Розенберг дает аналогичное определение. Я-концепция - это рефлексивное «я», видимое само по себе. Это совокупность мыслей и чувств человека по отношению к себе как к объекту.
Таким образом, резюмируя эти, казалось бы, разные понимания, можно сказать, что Я-концепция - это устойчивая, но в то же время изменяющаяся система, включающая в себя представления человека о себе и самооценку, на основе которых он строит свое поведение.
Компонент Я-концепции, связанный с самоописанием, самооценкой, часто называется самооценкой или самооценкой. Компонент, связанный с отношением к себе или своим индивидуальным качествам, - это самооценка или самопринятие. Оказывается, концепция «я» определяет не только то, чем является индивид, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на свое активное начало и возможности для развития в будущем .
Р. Бернс, выделяя содержательную и оценочную части в структуре Я-концепции, рассматривает ее как систему человеческих установок, направленных на себя. В отношении самооценки три основных элемента установки можно определить следующим образом:
Когнитивный компонент установки - образ «Я» - это представление индивида о самом себе. Как элементы обобщенного образа личности они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия.
Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - аффективная оценка этой идеи, которая может иметь различную интенсивность, поскольку определенные особенности самооценки могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Возможная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «Я» и самооценкой .
Считается, что образ «Я» определяет поведение. Мы находим эту позицию в работах многих исследователей. Вот что в частности И. С. Кон: «С детства до юности и с юности к зрелости человек более отчетливо осознает свою индивидуальность, свои отличия от других и придает им большее значение, так что образ« Я »становится одним из центральных, наиболее важных. важным становится отношение личности, с которым она соотносит все свое поведение . «Я» - это активно-творческий, интегрирующий принцип, который дает людям возможность не только осознавать себя и свои характеристики, но также сознательно направлять и регулировать свои действия. Автор указывает на наличие двойного «Я» в самосознании:
«Я» как субъект мысли, рефлексивное «Я» - активное, активное, субъективное, экзистенциальное «Я» или «Я»;
«Я» как объект восприятия и внутреннего опыта - это объект «я», рефлексивный, феноменальный, категориальный или образ «я», «концепция себя», «концепция себя» .
Кон рассматривает возможность адекватного восприятия и оценки себя в контексте проблемы соотношения основных функций самосознания - регулирующей организации и защиты эго. Чтобы успешно контролировать свою деятельность и регулировать свое поведение, субъект должен иметь адекватную информацию об окружающей среде и обстоятельствах, а также о состояниях и характеристиках своей личности. Однако иногда защитная функция эго может искажать воспринимаемую информацию, чтобы поддерживать самооценку и стабильность самооценки. В результате такой предвзятости, наряду с соответствующими предубеждениями, у субъекта может развиться ложная самооценка .
Эта идея, наряду с рядом других положений, лежит в основе теории самосознания Р. Бернса. Он отметил, что «Другая функция самосознания в поведении состоит в том, что оно определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшиеся с одним и тем же событием, могут воспринимать его совершенно по-разному. «Однако рецепт, обсуждаемый здесь, распространяется на категорию восприятия. Это означает, что образ «Я»- это то, что мы используем для интерпретации событий нашей жизни. Бернс представляет нам эту идею следующим образом: «Самосознание действует как своего рода внутренний фильтр, определяющий, как человек смотрит на каждую ситуацию. Проходя через этот фильтр, ситуация становится ясной, она приобретает значение, соответствующее представлениям человека о себе » .
Обобщая эти записи, можно сказать, что образ «Я» - это тот образ, с помощью которого человек понимает происходящее и, исходя из результата такого понимания, ведет себя определенным образом, реагирует в соответствии со своим взглядом на ситуацию. . В то же время поведение - это то, что сильно влияет на самосознание. То есть есть круг: образ «Я», сформированный поведением, влияет на это поведение. В частности, на образ «я» влияет не само
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, Т.1) СПб, 2000.
2. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. //Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998, с. 63-67.
3. Башев В.В. Открытое действие взрослого // Журнал практического психолога. №2, 1999. С. 13-24.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
5. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности / Педагогика и психология. №2. 2012. С. 138.
6. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34-53.
7. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1975.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М. - Воронеж, 1995.
10. Первин Л. Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Хамкочьян под ред. В.С. Мигуна. М., 2000.
11. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальтерапии. Спб., 1995.
12. Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога, 1999 №2. с. 80-86.
13. Похилько В.И. Когнитивная дифференцированность // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. с. 238-240.
14. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
15. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990.
16. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
17. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1998.
19. Элкинд Д. Предисловие. // Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.
20. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. М.,1989.
21. Diener E., Diener C. Most people are happy // Psychological Science. 1996. № 7. P. 181-185
22. King L. A., Napa C. K. What makes a life good? // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 75. P. 156-165.
23. Ryff C. D., Keyes C. L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719.