Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации.
Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков, и их не всегда достаточно, чтобы безопасно присоединиться к группе сверстников и начать с ними общаться. Постоянно происходят изменения в запросах общества, что расширяет возможности общения и повышает важность коммуникативных навыков в условиях обучения. Возрастает потребность в использовании в образовательном процессе различных форм обучения, которые способствуют формированию у учащихся способности работать вместе: сотрудничать, обмениваться идеями, принимать критику и понимать тот факт, что существует множество способов решения проблем, которые возникли[4, с. 137].
Ситуация современного школьного образования требует от учеников активного решения сложных коммуникативных задач, таких как 4 организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в процессе изучения нового материала. ФГОС НОО ориентирована на формирование личностных характеристик выпускника.
Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [2].
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения недостаточно развиты, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноким или применять неудачные методы построения дружбы со сверстниками.
Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые впоследствии будут выражаться у ребенка в виде агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки.
Младший ученик будет недоволен своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад в нравственное развитие личности. Это благоприятные межличностные отношения как в классе, так и за пределами школы, которые положительно влияют на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, его успеваемость в школе, стремление к контакту со своим окружением.
Общение у детей во многом определяется педагогом через организацию учебного процесса. Образовательная деятельность способствует созданию и сплочению команды с общими целями и интересами. Процесс включения студента в систему коллективных отношений сложен и неоднозначен.
Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому, каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.
Проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых работы С. Д. Полякова, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, О.А. Веселковой, Г.А. Ковалева, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, И.А. Королева, М.И. Лисиной, И.П. Подласого, К.П. Зайцевой, Э.И. Аюповой, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже.
Развитие навыков межличностного общения происходит как в классе, так и во внеучебной деятельности. Ученые не уделяют достаточного внимания изучению методов, методов, способов формирования коммуникативных навыков учащихся во внешкольной деятельности. Недостаточно используются возможности внеклассной деятельности, а именно включение различных практических способов формирования межличностных отношений.
Развитие коммуникативных навыков происходит в рамках возрастных особенностей учащихся и познавательной сферы ребенка. Особую роль играет их развитие в школьном возрасте. Вот почему этот момент стоит рассмотреть сегодня.
Актуальность проблемы привела к противоречию: между необходимостью развития коммуникативных навыков у младших школьников и недостаточным использованием возможностей групповой работы во внеклассной деятельности.
Гипотеза. Организация внеурочной работы будет являться средством по формированию коммуникативных умений в начальных классах, если:
· будет организовано применение разнообразных форм внеурочной работы по формированию коммуникативных умений;
· будет организована взаимосвязь урочной и внеурочной работы по формированию;
Проблема исследования: каково должно быть содержание внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников? Противоречие и выделенная проблема определили выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности»
Цель исследования: теоретически изучить проблему развития коммуникативных навыков у младших школьников для разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Психологическая азбука», направленной на развитие навыков межличностного общения у младших школьников в процессе групповой работы.
Объект: процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников
Предмет: групповая работа во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные навыки», возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников;
2. Теоретически изучить методы и формы развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Рассмотреть особенности групповой работы во внеурочной деятельности;
4. Изучить уровень развития коммуникативных навыков у младших школьников;
5. Разработать программу внеурочной деятельности по предмету «Психологическая азбука», направленную на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме;
• Эмпирические методы: беседа, наблюдение;
• Методы обработки и интерпретации данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глоссарий:
1.Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
2. Командная работа- это совокупность личностных качеств и профессиональных навыков нескольких человек. При таком арсенале, где выгодными сторонами коллектива получается свободно жонглировать, можно достичь самых высоких результатов.
3. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
4.Воспитательный процесс - это целенаправленные организационно-педагогические мероприятия, главной целью которых является передача знаний о нормах поведения в обществе, формирование эстетических и нравственных качеств учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование и характеристики командной работы в коллективе младших школьников
Формирование командной работы – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий:
- между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своѐм развитии;
- между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями;
- между перспективами коллектива и перспективами его членов;
- между нормами поведения, принятыми в коллективе и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах
Для формирования общешкольного коллектива наряду с преодолением перечисленных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, праздники).
Следует учитывать, что как общие цели, так и действия по их достижению интегрируются. Макаренко также отметил необходимость для команды иметь близкую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Близкая перспектива - это события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это широкий спектр мероприятий: различные увлекательные занятия, спортивные занятия, экскурсии, туры и игры. Это внешние и привлекательные условия, в которых попадает ученик, приходя в школу: светлые и уютные комнаты, цветы, стиль доброжелательного отношения к ученику со стороны коллег, учителей, администрации и технического персонала.
Средняя перспектива содержит крупнейшие события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристические сборы и походы, открытие спортивного сезона. Подобные события могут происходить на уровне класса. Дальняя перспектива включает в себя события, ожидаемые в ближайшие годы. В масштабе не только школы, но и города, района, республики, страны.
Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей: - с аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (например, перспективы что-то сломать, поджечь или украсть) - на полезные; - от исключительно личных - к объединяющим общественные и личные интересы; - с чисто потребительской точки зрения - на те, которые связывают потребление, творчество и труд
Совместная деятельность играет особую роль в развитии команды, поскольку она не порождается разговорами и разговорами о команде. Это объясняет, во-первых, необходимость вовлечения всех студентов в разнообразную и значимую коллективную деятельность в социальном и моральном смысле и, во-вторых, необходимость такой организации и поощрения для объединения и объединения студентов в команду, жизнеспособную и автономную.
Поэтому можно сделать два важных вывода:
1) учебная деятельность и другие виды разнообразной деятельности студентов выступают важнейшими средствами построения коллектива;
2) студенческая деятельность должна строиться в соответствии с рядом условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация стимулирующих перспектив, создание традиций коллективной жизни.
Педагогическая потребность по праву считается важнейшим фактором формирования коллектива. Это быстро помогает навести порядок и дисциплину в школе, привносит организованность в деятельность учеников; выступает в качестве инструмента для руководства и управления студентами,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб.пособие. 2-е изд.перераб. В.А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.89с. 2.Айдарова Л.И. Младшие школьники и родной язык. М., Педагогика 1993.95с.
3.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
4.Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1991. 112 с. 5.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М. Издательский дом «Академия» 1998, 176с.
6. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
7.Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с. 8.Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач дис. кандидата психологических наук: НИИ общ.ипед. психологии. Москва, 1990.21 с.
9.БодалевА.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление.М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж:НПО МОДЭК 1999.-256 страниц.
10.Виноградова М.Д. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников» М., Просвещение 2000.112с.
11.Витковская И.М.. В Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
12.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,АПН 1999.130с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Самара: Бахрах М, 2001.92с. 14.Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? С.Е Гаврина Н.Л. Кутявина И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 80 с. 15.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов М.В. Гамезо Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512с. 16.Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Учеб.пособие к спецкурсу В. В. Горшкова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена 1999. 77 с. 17.ГраницкаяА.С.Научить думать и действовать. М., Просвещение 1991.175с. 18.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.101 с. 19.Дежникова Н.С «Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников»:М.: Педагогика, 1999. 112с. 20.Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий Начальная школа. М.,Просвещение 1990. 192с.
21.Жан Пиаже. Психология интеллекта СПб.:"Питер", 2003.192с. 22.Журавлёв А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с.
23.Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) ООО Дом «Ажур»2017.163с.
24.Занков Л.В. Обучение младшего школьника Д. Б. Эльконин. М.: Знания М.,Просвещение 2004.- 64 с.
25.Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004.384с.
26.Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. 144с.
27.Исаев Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? Д.Н. Исаев. СПб.: Речь, 2012. 187 с.