Фрагмент для ознакомления
2
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Подготовка детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении является важнейшим направлением деятельности образовательных организаций дошкольного, начального и общего (среднего) образования в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Уровень дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков на протяжении многих лет остается достаточно высоким. В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет уровень теоретической и методической подготовки педагогов, организующих обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте [2, 15].
Задача будущего учителя – не только привить знания и умения по учебному предмету, но и воспитать культуру поведения в обществе. Современный выпускник вуза наряду со специальными знаниями и умениями должен быть компетентным и в области безопасности жизнедеятельности на дорогах, то есть: – осознающим приоритетность соблюдения правил дорожного движения; – понимающим необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; – готовым к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз на дороге; – способным адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию [8, 8].
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребёнка к условиям безопасного дорожного движения.
На практике вопросы детской безопасности на дорогах и в транспорте рассматриваются специалистами ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения» в разработанной «Концепции непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности», практическом пособии «Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге» (г. Москва), специалистами ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей» в пособии «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге» (г. Казань), преподавателями Санкт-Петербургского университета МВД России в учебном пособии «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях» [9, 85].
Сотрудниками региональных ГИБДД разрабатываются различные методические материалы по обеспечению безопасности детей на дорогах. Научное обоснование проблем обучения и воспитания детей и подростков в области безопасного поведения в окружающей среде рассматривается в работах Е. И. Толочко, З. В. Шакировой, В. А. Читалиным, А. А. Изюмского и др. В исследовании Г. В. Чмыховой рассмотрена программа подготовки педагогов дополнительного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дороге. Р. Ш. Ахмадиева в своих научных работах рассматривает безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющую профессиональной компетенции будущего педагога Научное исследование Н. Н. Пискарева (2002) посвящено выявлению дидактических условий непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения.
В зарубежных странах, таких как США, Финляндия, проблему обеспечения детской безопасности в городской среде рассматривают через организацию предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге, которая определяется как совокупность природных и искусственных средовых пространств, их вещного наполнения, и находится в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Реализацию такой предметно-пространственной среды можно увидеть в виде автогородков (стационарных, мобильных, рекреационных, образовательных, специализированных) [12, 25].
Анализ вышеизложенного материала позволяет развивать научно-исследовательскую работу по совершенствованию и созданию организационно-педагогических условий и научно-методического обеспечения для подготовки будущих педагогов к образовательной деятельности по развитию у детей и подростков безопасного поведения на дороге и в транспорте с учётом системного анализа дорожно-транспортных происшествий, профилактики ДТП с участием детей и подростков, действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Главной задачей общеобразовательных организаций является разработка и реализация программ основного общего образования, отвечающих требованиям ФГОС ООО, в частности, касающихся обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в области дорожной безопасности. А именно:
1. Программа должна быть направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Программа должна обеспечить: – осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; – формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять.
3. Программа должна содержать: – критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безо пасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); – планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
4. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий [18, 11].
Приведённые требования ФГОС ООО в области обеспечения образовательными организациями охраны жизни и здоровья обучающихся необходимо рассматривать как основу по созданию организационно-педагогических условий и научно-методического обеспечения для подготовки бакалавров педагогического образования – будущих учителей ОБЖ или преподавателей-организаторов ОБЖ к образовательной деятельности по развитию у детей и подростков безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общественной задачей, поэтому все школьные предметы вносят свой вклад в этот процесс. Однако ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не только интегрирует знания, полученные обучающимися при изучении других предметов, но и формирует качества, способствующие социальному развитию личности школьника, подготовке его к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые при изучении других общеобразовательных предметов решить невозможно.
1.2 Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения
Развитие у школьников современной культуры безопасности жизнедеятельности, становление безопасного поведения в городской среде, приобретение знаний и умений по мерам безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций должно формироваться в процессе изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [22, 60].
Предметные результаты изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания [25, 14].
Однако высокие требования к результатам освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевают высокие требования к организации образовательного процесса и уровню подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности, который будет способен организовать образовательный процесс на основе межпредметных связей и сформировать у обучающихся навыки коммуникативной деятельности и критического мышления, воспитать мотивацию к безопасному образу жизни, в том числе на дороге и в транспорте. Профессиональными задачами учителя основ безопасности жизнедеятельности, освоившего программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», являются «обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов», «обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» [19, 74].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность. Учебное пособие / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 144 c.
2. Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. / А.А. Беженцев. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
3. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребенка. - М.: Улыбка, 2018. - 121 c.
4. Безопасность на дороге. Сложные ситуации (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 198 c.
5. Безопасность ребенка. Информационный стенд. - М.: Ранок, Сфера, 2019. - 238 c.
6. Безопасность ребенка. Информационный стенд. - М.: Сфера, Ранок, 2019. - 724 c.
7. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 740 c.
8. Белугин, М.Г. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников / М.Г. Белугин, Р.Ш. Ахмадиева // Проблемы современного педагогического образования. 2016. – № 52-6. – С. 8-19.
9. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях: учебник для СПО : для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2017. - 354 с.
10. Бочарова, Н. И. Методика обучения безопасности жизнедеятельности. Обучение выживанию : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2019. - 173, 1 с.
11. Как избежать неприятностей? 2. Во дворе и на улице. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности. - М.: ИП Бурдина С. В., 2018. - 434 c.
12. Капустина, Е.Г. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества / Е.Г. Капустина // Транспортное право. 2017. № 1. – С. 25-28.
13. Комплект плакатов "Правила безопасности в общественных местах": 4 плаката с методическим сопровождением. - Москва: Наука, 2018. - 531 c.
14. Кондратьев, В.Д. К вопросу о методологии обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / В.Д. Кондратьев // Дороги и мосты. 2017. № 36. – С. 14.
15. Кузнецова, Н. В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности : учебное пособие. / Н.В. Кузгнецова – М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 250 с.
16. Лыкова, И. А. Социальная безопасность. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2019. - 496 c.
17. Молодан, И. Автономное выживание и медицина в экстремальных условиях : справочник / И. Молодан. – М.: Эксмо : Яуза, 2018. - 700 с.
18. Мухина, С.А. Отношение к проблеме безопасности и противодействию терроризму у будущих учителей / С.А. Мухина, О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Вестник Марийского государственного университета. - Йошкар-Ола, 2016. - №2 (22). - С. 11-16.
19. ОБЖ. Опасные предметы и явления (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2018. - 207 c.
20. Павлова, И. Школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" или путевка в жизнь... / И. Павлова. - (Журнал в журнале) ("Учительский университет": приобщение к мастерству) // Учитель. - 2015. - № 5. - С. 78-79.
21. Полозова, О.В. Формирование умений и навыков учащихся по оказанию первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности / О.В. Полозова, И.С. Зимина, М.Н. Гаврилова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-нрактической конференции. 10 апреля 2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. -С. 500-502.
22. Романова, Л. С. Особенности возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков / Л.С. Романова // Образование в области безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Чита, 28 апр. 2016 г.). Чита: ЗабГУ, 2016. – С. 60–66.
23. Уайзман, Д. Выживание везде и всегда : руководство / Д. Уайзман ; пер. с англ. Ю. Суслова . – М. : АСТ, 2016. - 671, 1 с.
24. Черныш, И. В. Если ты стал заложником. Плакат / И.В. Черныш. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 673 c.
25. Чудная, Е. Выжившие: подборка материалов / Е.Чудная ; коммент. Алексей Лобаков. - (Люди) (Тренд) // Здоровье. - 2016. - № 6 (727). - С. 14-16.
26. Шипунова, В. А. ОБЖ. Опасные предметы и явления / В.А. Шипунова. - М.: Сфера, Карапуз, 2019. - 674 c.
27. Эмерсон, К. Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях по методике спецслужб. 100 ключевых навыков / К. Эмерсон ; ил. Тэда Слампяка ; пер. с англ. В. Егорова . – М. : Альпина нон-фикшн, 2018. - 360 с.