Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В аскетическом идеале эпохи – монашестве концентрировалось религиозное сознание средневекового человека.
Нам известно из сохранившихся литературных источников, что некоторые христиане в первых столетиях, а особенно в четвертом столетии после Рождества Христова почувствовали призвание к дисциплинированной и воздержанной (аскетической) жизни, наполненной молитвами и простым трудом в уединении. Они жили или в одиночестве, или объединялись в общины (так называемые киновиты) в Египте, Палестине и в Сирии. Постепенно и в западной части тогдашней Римской империи распространилось монашество.
Многообразные формы монашеской жизни начали регулироваться при помощи писаных правил (монастырских уставов). Для монашеских сообществ данные правила составлялись с учетом собственного опыта монашеской жизни настоятелями общин и предлагали практические решения вопросов совместного жития монахов. Эти правила были препятствиями к возникновению и развитию нездоровых поступков, особенно соперничеству в аскетизме.
1 Причины возникновения монашества
1.1. Исторические корни монашества
Чтобы полнее понять суть монашеской жизни, а, следовательно, и причины его возникновения, приведем некоторые высказанные по поводу монашества рядом авторов суждения:
Православными авторами отмечаются корни монашеского образа жизни в аскетическом опыте как дохристианских аскетов, так и истинных подвижников веры времен апостольских и времен массовых гонений на христиан . При этом под аскетизмом понимают, как правило, путь к религиозно-нравственному совершенству и соединению с Богом. Так, А.И. Сидоров указывает, что данный путь «предполагает определенное внешнее и внутреннее состояние души и тела человека, способствующее указанной цели (девство, воздержание, пост, молитва и т.д.)» .
По его же мнению, для всех языческих аскетов несвойственна добродетель смирения при соблюдении ими внешней атрибутики аскетического образа жизни, т.к. у них борьба с одной страстью сопровождалась рабством другой – не было у них «силы благодатной, возрождающей человека, благодать же дарована Христом» .
Жизнь ветхозаветных подвижников веры определяли слова Господа народу Своему: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2), а смысл еврейского аскетизма заключался в непорочном служении Богу (Лев. 20, 7). Еврейский религиозный аскетизм выражали следующие формы:
− назорейство (Числ. 6);
− служение при скинии и в обычном священническом, особенно проходимом по обету – пример: Самуил (1 Цар. 1, 2);
− состояние «сынов» или «ликов пророческих» (3 Цар. 18, 4; 22, 6);
− нищета – пример: Ионадав и его потомки (Иер. 35, 6–9);
− отшельничество – пример: Илия, Иоанн Предтеча.
1.2. Факторы, влияющие на возникновение монашества
И.М. Концевич дает нам замечательное образное описание зарождения монашества. «Подобно тому, как кристаллическое вещество, находясь в расплавленном состоянии, не имеет определенных форм, но все в нем в движении, и только охлаждаясь постепенно, оно принимает определенные четкие формы кристалла, так и в Церкви – ее быт, догматы, каноны, ее институты – все вначале не имеет явно выраженных форм, но впоследствии они выльются из духовной сущности Церкви по законам истины, заключенной в недрах ее» .
Последний Ветхозаветный Пророк и Предтеча пришествия Христова – Иоанн Креститель считается первообразом иноческой жизни. Появляется непрерывный ряд подвижников и подвижниц, девственников и девственниц фактически с первых времен Христианства и до конца третьего века .
Этих добровольно отказавшихся от жизненных удовольствий людей определяли греческим словом «аскеты». Однако систематическое языческое преследование не давало возможности образоваться житию девственному в благоустроенные общества. Кроме того, безбрачную жизнь Римское правительство активно преследовало по закону.
Так, Е.И. Смирнов указывает на то, что подвижничество в I и II веках было явлением в явном виде одиночным, подвижники, не составляя из себя особого общества с определенными правилами жизни, жили в обществе других людей и не считали своих обетов неизменными . «Инок еще не знал Великой пустыни», – указывает на слова св. Афанасия Великого И. М. Концевич .
Итак, пока еще Церковь находилась как бы в расплавленном состоянии и была вся целиком пронизана светом и теплотою Духа Святаго, в то время по сущности своей всякое проявление жизни в ней не может быть неистинным, оно все в Духе Святом и по действию Духа Святаго.
Когда же Церковь расширяется и вбирает в себя элементы, которые можно отнести к первичной стадии духовного развития, которые еще в себе не изжили «ветхого человека», тогда уклонения «одесную и ошуюю» становятся неизбежными благодаря этому прившедшему новому элементу. Но Церковь чувствует ложность их. Эти уклонения вынуждают Церковь к ясному выражению исконной истины, оформления ее, символизирования и установки точных граней.
«Так происходит кристаллизация форм и установление Церкви … христианство с самого своего возникновения имеет в себе все свои составные элементы, и история христианства есть развитие этих элементов. Так и монашество должно было существовать с самого начала христианства» .
Подчеркивая, что основой монашеского образа жизни является аскетизм, А.И. Сидоров указывает следующие факторы, оказывающие влияние в первые три века на аскетический образ жизни христиан и естественным образом способствующие возникновению монашества :
2 Восточное монашество
2.1. История возникновения
Родиною монашества является Египет, Нильская долина. Историк восточного монашества Бесс видит в этом как бы награду Египту за то, что он приютил гонимого Иродом Христа-Младенца. Оставляя в стороне легендарное сочинение Иеронима "Vita Pairii", обычно считают св. Антония Великого (251-356 г.) отцом монашества и анахоретства, собственно отшельничества. Родом он был копт, жизнь которого описана архиепископом Александрийским архиепископом Александрийским св. Афанасием.
Он был глубоко захвачен и взволнован евангельским чтением о богатом юноше (Мф. 19), будучи 20-тилетним юношей, находясь однажды в церкви. Он роздал свое имение и под руководством одного опытного аскета начал упражняться в аскетизме. Но вот он внезапно оставляет аскета и скрывается в гробнице, а потом поселяется в оставленной запущенной крепости, где он в глубоком уединении прожил много лет, лишь время от времени снабжаемый хлебом .
После 26-тилетней жизни в пустыне, он с 306 г. начал собирать учеников вокруг себя. Его призыв нашел отклик, особенно после знаменательного факта появления его на улицах Александрии для укрепления братьев-христиан в истинной вере в гонение Максимина.
Люди всех состояний начали стекаться к нему, и он их утверждал и воодушевлял чрез молитву и давал душепопечительные советы. Он постоянно находился в это время в Писпире, который лежал в 30 километрах от Нила. Отсюда для посещения эремитских колоний своих учеников он предпринимал частые путешествия. Слава Преп. Антония была так велика, что его своим письмом почтил даже император Константин.
Антоний еще раз появился на стогнах Александрии во время христианской борьбы, чтобы дать свидетельство верным и обратить язычников. Он нашел себе глубоко-уединенное место пред своею смертью, где и почил в 356 г., в возрасте 105 лет.
Он оставил защитнику веры, св. Афанасию, дружественно к нему расположенному и описавшему потом его жизнь, свою овечью шубку и мантию.
Никакой организации монашеству Антоний не дал. Его колонии эремитов, носившие имя μοναστηρια, объединяли под душепопечительным руководством св. монаха единомышленников в совершенно свободный союз. Св. Антонию не принадлежат правила, приписываемые ему, хотя они очень древни и происходят из Египта.
Сведения о дальнейшем распространении монашества можно найти в "Historia Lausiaca" Палладия, в "Historia monachorum" Руфина, в сочинениях Кассиана, Libr. I-II, особенно в "De institutione coenobiorum", в "Vita Pachomii" и др.
Аммоний или Амун основал в Нижнем Египте еще при жизни св. Антония, и быть может даже независимо от него, колонии эремитов. Он считается отцом Нитрийского монашества. Он в день брака, убедил свою жену к девственному образу жизни, вынужденный жениться. Его жена переменила дом своего мужа на союз девственниц после 18-тилетнего супружества; а Аммоний отправился в лежавшую на 40 римских миль на юг от Александрии Нитрийскую горную страну.
На западном берегу Нильской дельты лежала солончаковая степь с каменными по местам скалами; сюда собирались жившие вместе или поодиночке в жилищах из обожженных кирпичей многочисленные ученики Аммония. По Палладию, в Нитрийских пустынях проживало до 500 эремитов в его время. В субботу и воскресение в просторной церкви собирались монахи на общее богослужение. Каждый монах должен был своим трудом приобретать себе пропитание и одежду. Работали до 9 часов вечера, а потом пели разные гимны и псалмы .
Аммоний умер раньше Антония. Среди его учеников известными являются Кронид, Серапион, Дидим (не слепец); к более позднему поколению принадлежат Вениамин, Памбо, Аполлоний, который раньше был купцом, а среди монахов выполнял функции врача.
Здесь также необходимо упоминание о четырех "длинных братьях" – Диоскоре, Аммонии, Евтимии и Евсевии. Они были почитателями Оригена. Когда в 399 г. архиепископ Феофил объявил Оригена еретиком, то он поднял гонение на них.
В местности, называемой Κελλια, на 10 миль южнее от Нитрийской пустыни образовалась называемая Скитскою пустынею знаменитая колония эремитов. Здесь был еще проще образ жизни, жили иногда в вырубленных в скалах кельях или сложенных из досок.
Макарий Египетский, или Макарий Великий, был первый, основавшийся здесь, как эремит, по Кассиану. По Руфину, он являлся учеником Антония; однако, это точно не доказано (Сократ. IV, 23). Он был аскетом от юности; но против своей воли был посвящен в пресвитеры.
По Палладию, он бежал в Скитскую пустыню в 30 лет. Он владел харизмом (даром) исцеления и пророчества. Он исполнял богослужебные обязанности в скитских монашеских общинах. Об его глубоком мистическом настроении свидетельствуют 50 гомилий, оставшихся от него. Время рождения его предположительно 293 г., или 297 г., бегство в пустыню в 323 или 327 г., год смерти 383 или 387 г.
2.2 Значение восточного монашества
Монашество как феномен возникло в пустыне еще в III веке, но в IV столетии оно получило стремительное развитие. Данный процесс был связан «с окончанием эпохи гонений при Константине Великом и превращением христианской Церкви в благоустроенный институт, пользующийся всеми благами цивилизации. Именно тогда ищущие подвига устремились в монастыри, дабы через аскетические труды стать добровольными мучениками и принести себя в жертву Христу» . В ряду таких первых подвижников были преподобные Антоний Великий – основатель отшельнического жития, Павел Фивейский и Пахомий Великий – основатель общежительного монашества. Конечно, «главная цель, к которой стремились первые подвижники иночества, была, отрешившись от всех забот земных, очищать свою душу и устроить свое спасение... Но несмотря на то, что иноки имели целью только собственное спасение, появление их оказалось благотворным для Церкви и общества» .
Изначально в монашестве проявились пять главных качеств, которые проявляются, характеризируя его миссию в Церкви, в дальнейшем на протяжении всей истории его существования и в настоящее время.
Первое – это истинный пример евангельской жизни и оказание духовной помощи через это всем нуждающимся в ней. «Собрания деяний и изречений святых подвижников становились учебною книгою и руководством нравственности для всех христиан» .
Второе – это помощь испытывающим и материальную нужду. «Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным нуждам. Собственными трудами добывая себе пропитание, они избытки своих трудов делили с неимущими» .
Третье – это распространение веры Христовой. Так, например, «распространение иночества в Египте, способствуя душевному и телесному благу верующих, вместе с тем содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь иноков, приводившая в удивление самых язычников, часто сопровождаемая даром чудес, была великим доказательством святости христианской религии» .
Четвертое – монашествующие для церковного клира становились лучшими кандидатами. «Епископы Александрийские, которые первые увидели благотворное значение иночества, приняли его под свое покровительство и почли полезным для себя открыть более обширное поприще для деятельности иноков, возводя их на степени клира церковного» .
Заключение
Монашество явилось и живет в Христианской Церкви как результат глубокого покаяния христианина в своих грехах и стремление его к высшим подвигам нравственного совершенства. Христианское монашество обязано своим развитием и внешней организацией Египту, который считается его родиной. Историк восточного монашества Бесс видит в этом как бы награду Египту за то, что он приютил Христа-младенца, гонимого Иродом.
Сначала монашество в Египте становится известным в форме уединенного отшельнического подвижничества. Молва о подвигах отшельников привлекала к ним внимание всех ищущих совершеннейшей и святой жизни, желающих последовать их примеру.
Вступающим на трудный путь христианского подвижничества необходимо было руководство. Их руководителями становились те лица, подвиги которых вызывали всеобщее внимание, например, такие знаменитые подвижники, как преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий.
Переданные сверхъестественно и поддерживаемые высоким авторитетом Великого Пахомия правила восточного монашества так или иначе легли в основу уставов всех монастырей Египта и других стран. Так, устав свт. Василия Великого составлен после его путешествия по Востоку и знакомства с правилами восточных монастырей. Устав прп. Кассиана также отражает жизнь восточных подвижников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьева О.А. Монашество в поздней античности: pro et contra // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов – 2010». М., 2010.
2. Ананьева О.А. Монашество и христианизация // Теория и практика общественного развития. 2011. №4. С. 239 – 241.
3. Афанасий (Калинкин), епископ. Небо благословляет новые браки.
4. Афанасий Великий, свт. Жития преподобного отца нашего Антония, описанного святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах // Творения. Часть 3. Изд. 2-е, испр. и доп. ТСЛ., 1903. С. 250.
5. Валентин Свенцицкий, протоиерей. Диалоги (диалог седьмой: о монашестве). http://www.zavet.ru/dialogi07.htm#07
6. Ванькова А. К вопросу о численности монахов в Египте во второй половине IV в. // ВДИ. 1998. № 4. С. 164 – 174;
7. Ванькова А. Некоторые замечания о статусе монахов и монастырей по светскому и церковному законодательству IV в. // ВДИ. 2000. № 1. С. 153 – 1594;
8. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости (опыт изложения православной аскетики). Том I. Нижний Новгород, Братство во имя святого князя Александра Невского, 1997.
9. Владимир Емеличев, священник. Монашеское делание. Москва, СП «Квадрат», 1991.
10. Войтенко А. «Житие преп. Антония Великого» свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества // Византийский Временник. Т. 60 (80). М., 2001. С. 83 – 98;
11. Войтенко А. Египетское монашество в IV в.: Житие преп. Антония Великого. Лавсаик. История монахов. М., 2012;
12. Войтенко А. Этнический и социальный состав египетского монашества (по данным «Лавсаика» еп. Палладия) // Византийский Временник. Т. 64 (89). М., 2005. С. 23 – 33;
13. Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы V – VIII веков. Репринт. Москва, Паломник, 1992.
14. Доклад Патриарха Московского и всея Руси на открытии Архиерейского собора 29 ноября 2017 года // Официальный сайт Московского Патриархата.
15. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя Василия Великого, 2000.
16. Ильин И.А. Основы христианской культуры / Иван Ильин. М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
17. Иоанн (Максимович), святитель, митрополит. Илиотрипион или сообразование человеческой воли с божественною волею. Москва, Скит, 1993.
18. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Москва, Лествица, 2002.
19. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Том I, II. Москва, Паломникъ, 2000.
20. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Ч. 1. М. Изд-во «Паломник», 2000. – 462 с
21. Казанский П.С. История Православного монашества на Востоке. В 2-х частях. Часть 1. М.: Паломник, Воскресение, 2000. С. 222–223
22. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Москва, Изд-во ПСТБИ, Русский путь, 2001.
23. Ключевский В.О. Энциклопедический словарь русской истории. Современная версия / В.О. Ключевский; [сост., примеч. Н. Соломадиной]. М.: Эксмо, 2008. – 768 с.
24. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. http://www.krotov.org/libr_min/k/konzevich
25. Лурье В. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000;
26. Настольная книга для монашествующих и мирян / Сост. архим. Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. С. 14.
27. Опарин А.А., Молчанов С.Б. Краткий очерк по истории монашества. http://www.nauka.bible.com.ua/noah
28. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том I, II. Репринт. Москва, Возрождение, 1992.
29. Порфирий Успенский "Восток Христианский". Афон. История Афона, гл. 2. Афон Христианский. Киев 1897 г.
30. Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс] // URL: azbyka.ru
31. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. Санкт – Петербург, Братство Новомученика Архиепископа Иллариона Верейского, 2000.
32. Сидоров А.И. Древнее монашество в истории и литературных памятниках. http://www.nauka.bible.com.ua
33. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Москва, Православный паломник, 1998.
34. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
35. Тальберг Н. Д. История Церкви. http://www.krotov.org/index.htm
36. Усков Н. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001;
37. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
38. Хосроев А. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., 2004
39. Э. П. Ц. Монашество. 1917–1990 // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр: «Православная энциклопедия», 2017. С. 632.
40. Goehring J. Ascetics, society, and the Desert. Studies in Early Egyptian Monasticism. Harrisburg, 1999
41. Harmless W. Desert Christian. An Introduction to the Literature of Early Monasticism. Oxford, 2004