Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность учащегося развивается только при развивающейся лично-сти педагога. Педагоги музыкальных школ и школ искусств – это боль-шой отряд образованных, опытных и высокопрофессиональных специа-листов, которые обучают и воспитывают детей и подростков, открывая перед ними мир «прекрасного и высокого». Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. Они позволяют не только развивать творче-ское воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую рабо-ту. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать уче-ников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа будет всегда успешной.
Глава 1. Обучение игре на фортепиано. Традиции и инновации
1.1 Педагогические технологии на основе активизации и интенсифи-кации деятельности детей
Начало жизни, начало пути – это всегда надежды. Как добиться успеха? Этот вопрос постоянно занимает учителя. Знаменитый пианист Иосиф Гофман в книге «Ответы на вопросы о фортепианной игре» приво-дит остроумный пример, сравнивая начало обучения с фундаментом зда-ния. Если при постройке дома использовать некачественный материал, «всякий мусор» (как пишет Гофман), то дом разрушится. [8]
В настоящее время в педагогике появляется все больше и больше современных инновационных методик преподавания. Создаются педаго-гические технологии на основе активизации и интенсификации деятельно-сти детей, технологии развивающего, личностно-ориентированного обу-чения, активного внедрения игрового начала. Причем, педагогическая иг-ра может быть обучающая, тренировочная, познавательная, творческая, коммуникативная. Ученик становится не объектом, а активным субъектом своего обучения. Компьютер используется в качестве источника библио-графических и энциклопедических сведений, вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, звукозаписывающего, звуковос-производящего). Включая специальную программу на компьютере или на электронном инструменте, ученик может играть, так сказать, в сопровож-дении «оркестра», прослушать в программе You Tube произведение, ко-торое разучивает. Показ видеоряда позволяет увидеть портреты компози-торов разных эпох, различные музыкальные инструменты – орган, клаве-син, современные рояли и пианино, включая электронные инструменты, услышать стихи, посвященные музыке. Дети уже сами могут подбирать материал для представления своих пьес в концертах. А у педагога появи-лась возможность иллюстрировать учебный материал интересной и по-знавательной презентацией. В помощь учителю появляется и современный репертуар, и учебные пособия.
Их названия говорят сами за себя: «Учусь импровизировать и сочи-нять», авторов Булаевой О. П., Геталовой О. Н. «Учимся, играя» автора Кулиной И. Н.
Для них характерны доступность и воспитательная направленность, интерактивное сотрудничество учителя и ученика. Но эффективность внедрения инноваций обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.
Российская фортепианная школа уже многие десятилетия является одной из самых ярких. Наша методика преподавания фортепиано, осо-бенно в школе, и сегодня вызывает неизменный интерес во всем мире. Нам кажется, что, объединив традиции и инновации, мы только приобретем новые возможности. Ведь замечательных педагогов во всем мире многое объединяет: стремление воспитать личность, профессиональные навыки, развить творческие возможности детей, их самостоятельность, образное мышление, сформировать эстетический вкус , привить любовь к родной культуре. Разве не к этому мы стремимся и сегодня? Поэтому мне инте-ресно не только познакомиться с современными публикациями, например, «Некоторые аспекты формирования двигательных навыков на начальном этапе обучения игре на фортепиано», автор Гупало Т.И., «Комплексный подход в обучении игре на фортепиано детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе» автора Юзеевой О.Ю. и многих других.
Вмести с тем, очень важно не забывать о наследии XX века, книги Г. Нейгауза, (Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога), А. Алексеева, (История фортепианного искусства), А.Артоболевской, (Хре-стоматия маленького пианиста), Д. Кабалевского, (Как рассказывать детям о музыке?) и многих других.
На наш взгляд, интересно проследить в современных инновациях истоки, которые лежат в их основе. Система раннего музыкального воспи-тания А.Д.Артоболевской широко известна и в России, и за рубежом. «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребен-ка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке». [2, с. 21]
А.Артоболевская создала целый ряд эффективных двигательных упражнений для детей, широко применяла игровые формы обучения, счи-тала, что музыке следует обучать всех детей, независимо от их способно-стей. Д.Б.Кабалевский, композитор, пианист, дирижер, педагог, Почетный президент международного общества музыкального воспитания. Основ-ным принципом методики Д.Кабалевского тоже являлся принцип доступ-ности музыкально развития для всех детей. Достаточно познакомиться с названиями его научных трудов: «Как рассказать детям о музыке?», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Прекрасное пробуждает доброе». Современник Д.Кабалевского, немецкий композитор и педагог К.Орф уделяет системе раннего музыкального развития детей огромное внимание. «Музыка для детей» тоже предназначена для всех детей без ис-ключения. Суть этой методики заключается в раскрытии таланта детей че-рез импровизацию в музыке и движении. Главным является сам творче-ский процесс. Взаимосвязь музыки, движения и речи побуждает детей фантазировать, сочинять, импровизировать. К.Орф использовал ударные и шумовые, порой игрушечные музыкальные инструменты, активно внед-рял игротренинги, речевые упражнения. Ведь у музыки и речи много об-щего: динамика, темп, тембр, характер, образность. Значение раннего му-зыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки дальней-шего творческого развития личности.
1.2 О некоторых психолого-педагогических аспектах работы с детьми на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Многие известные педагоги-музыканты современной России отме-чают важность начального этапа обучения игре на фортепиано в педагоги-ческом процессе. Именно от первых месяцев занятий в большой степени зависит комплексная подготовка учащегося-пианиста. Начальное обучение является самым важным и сложным процессом в достижении главной цели музыкального образования - воспитании разностороннего музыканта.
В настоящее время обучение детей в российских ДШИ начинается с малого возраста, буквально с четырех лет. Такое раннее обучение благо-творно сказывается на развитии дошкольников. Первостепенную роль здесь играют уроки ритмики, сольфеджио, слушание музыки, музицирова-ние на простейших духовых и ударных инструментах. Обучение учащихся дошкольного и младшего школьного возраста игре на фортепиано, фор-мирование технических навыков и творческие задачи вызывают ряд про-блем, связанных с психологическими и физиологическими возрастными особенностями, природными музыкальными данными. К решению этих задач преподаватель должен подходить серьёзно, тщательно подбирая пе-дагогические методы и средства.
В педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста русские музыканты ставят во главу угла работу над формированием личностных и интеллектуальных качеств ребёнка. Данные качества включают в себя многие психофизиологические процессы: силу воли, внимание, память, слуховую восприимчивость, представления, мыш-ление, эмоции; организацию игровых движений, а также самостоятель-ность и самоконтроль. Для успешного решения проблемы формирования личностных и интеллектуальных качеств ребёнка преподаватель должен иметь определённые знания из области музыкальной психологии, владеть богатым запасом методических средств, которые надо постоянно попол-нять и совершенствовать.
Когда мы говорим об обучении игре на фортепиано, то подразуме-ваем наличие у юных учеников желание воспроизводить музыку легко, не испытывая при этом потребности в напряжённых, длительных занятиях. Задача преподавателя - умело направить это «развлечение», сделать его средством достижения цели. Именно педагог закладывает фундамент в от-ношении ребёнка к музыке, к работе с инструментом. Чтобы обучение де-тей дошкольного и младшего школьного возраста протекало успешно, учитель должен хорошо знать детскую психологию, учитывать особенно-сти возраста. Профессионалы в области фортепианной педагогики совету-ют уделять внимание следующим моментам:
1. Детям дошкольного и младшего школьного возраста сложно сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Отсюда следует, что пе-дагог по классу фортепиано должен разнообразить содержание урока по форме и содержанию.
2. Большая восприимчивость к чувственным впечатлениям окру-жающего мира. Преподаватель должен немедленно удовлетворять любо-знательность ребёнка, ответив на возникающие вопросы.
3. В юном возрасте учащийся легко запоминает «новое» и быстро забывает выученное на уроке, поэтому необходимо систематически воз-вращаться к пройденному материалу.
4. Важно помнить, что у ребёнка иной (медленный) темп мышле-ния. Нельзя его торопить, это может привести к негативным последствиям.
5. Мышление в данном возрасте основано на конкретных обра-зах. Детям сначала надо показать тот или иной предмет, или указать на то или иное явление, а потом давать его словесное обозначение.
В работе с маленьким учеником преподаватель должен заинтересо-вать его, используя разнообразный материал: детские песенки, сказки, картинки, сравнения с простыми знакомыми явлениями из повседневной жизни или природы. В качестве наиболее доступной формы музыкального высказывания может использоваться словесный текст. Дети в возрасте 4-х - 7-ми лет требуют больше времени для усвоения. Поэтому преподавателю необходимо неоднократно повторять задания, применять профессиональ-ную терминологию в соответствии с возрастом и уровнем ребёнка. Специ-алисты в области фортепианной педагогики утверждают: «искусство пре-подавателя в том и состоит, чтобы с величайшим психологическим тактом примешивать к стихийным побуждениям, к произвольной детской игре первые необходимые элементы труда, в начале в малых дозах, чтобы му-зыкальные обязанности не стали “горькими обязанностями”» (Ребёнок за роялем..., 1981: 44).
Игровая деятельность для ребёнка дошкольного возраста является ведущей и этот аспект необходимо учитывать при работе с начинающим пианистом. Игра оказывает влияние на развитие учащегося, ведёт к каче-ственному изменению его психики. Наглядно-образное мышление стано-вится основным видом мышления в дошкольном возрасте, и в конце этого периода переходит к «словесному». Восприятие ребёнка становится осмысленным, анализирующим. Значительное влияние на развитие вос-приятия оказывает речь.
Глава 2. Современные методики обучения игре
на фортепиано начинающих
2.1 Особенности обучения детей игре на фортепиано
В настоящее время к музыкальной педагогике предъявлены новые требования. Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения – ученик и личность ученика гармонично развивается посредством музыки.
Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания твор-ческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельно-сти.
Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой. Занятия с обучающимися должны быть построены так, чтобы у ребенка была возможность не только приобрести определенные навыки и знания, но и развивать свои творческие качества.
Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта. В настоящее время следует сочетать тради-ционные методики и инновационные методы, которые развивают индиви-дуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.
На современных уроках перед преподавателем стоит необходи-мость использовать различные методы, которые обогащают занятия и да-ют обучающимся ощущение радости творчества.
Е.О. Исаева: «Обращение к детскому творчеству как к методу вос-питания - характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обуче-ния, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспи-тательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным».
В настоящее время обучение в ДШИ могут осуществлять все жела-ющие вне зависимости от уровня музыкальных данных по разным видам программ. В связи с этим преподаватели используют разный подход к каждому обучающемуся, ориентируясь на индивидуальные возможности каждого.
Современные методы и приемы в большинстве своем являются лич-ностно ориентированными, они учитывают индивидуальные особенности обучающихся и направлены на всестороннее развитии музыкальных спо-собностей.
В начальном периоде обучения начинающего пианиста большое значение имеет формирование начальных навыков игры на фортепиано. В данный момент перед преподавателем стоит задача обучить базовым уме-ниям и навыкам владения инструментом, уровень освоения которых в бу-дущем будет являться базой дальнейшего музыкального развития обуча-ющегося. В современной музыкально-педагогической практике получили широко применяются методические пособия различных авторов. Препо-давателю важно правильно предусмотреть и выбрать методику и пособие для конкретного ученика, способствующих наиболее эффективному воспи-танию личности начинающего музыканта.
В настоящее время у педагога есть возможность выбора пособий.
Наиболее часто на практике со своими обучающимися мной приме-няется учебное пособие О. Геталовой и И.Визной «В музыку - с радо-стью». В нем последовательно изложен материал для овладения первона-чальными навыками игры на инструменте, предложен разнообразный му-зыкально-исполнительский материал.
Большую художественно-эстетическую ценность представляет собой пособие Т.Б. Юдовиной-Гальпериной «Большая музыка – маленькому му-зыканту», которое пробуждает у детей желание играть и слушать музыку, дает возможность самостоятельно воспроизводить настоящие шедевры классической музыки в переложении для начинающих пианистов.
Пособие А.И. Исаенко «Школа игры на фортепиано» состоит из ин-тенсивного и комплексного обучения начинающих пианистов, которое формирует предрасположенность к сочинительству, развивает творческие способности и музыкальную культуру.
Авторская программа "Класс специального фортепиано. Интенсив-ный курс", утвержденной Министерством культуры РФ и Международной Ассоциацией музыкантов-педагогов, методическое пособие «Интенсивный метод обучения игре на фортепиано» Т.Смирновой ставит перед собой цель максимально быстро освоить свободную игру на фортепиано, воспи-тать успешного музыканта и развитую личность. ⠀Методика включает в себя интенсивную программу обучения игре на фортепиано, рассчитанную на 3-5 лет обучения. Автор методики в настоящее время проводит семина-ры как в России так и в странах Европы, посвященных музыкальному об-разованию и эстетическому воспитанию. Преподаватели имеют возмож-ность присутствовать на семинарах посредством интернета.
2.2 Применение ПК на уроках фортепиано в ДМШ и ДШИ
Применение ПК в музыкальном образовании обеспечивает высокую степень наглядности, поддерживает и развивает знания, умения и навыки, помогает организовать различные формы креативности на уроке. Исполь-зование музыкально-компьютерных технологий в классе фортепиано – один из способов формирования компетентностной личности ребенка.
Чтобы оптимизировать учебный процесс в классе фортепиано полез-но использовать медиаматериалы в работе над характером, образом, со-держанием музыкального произведения, стилем исполнения, в самостоя-тельной работе учащихся, при подготовке к выступлению на конкурсах, концертах. Это: иллюстрации картин, альбомы, книги, архитектура, нот-ные сборники, аудио, видео записи, вопросы в виде викторины, и т.д.. Учащимся дается информация по композиторам, по музыкальным произ-ведениям, которые изучаются в классе, о стиле исполнения этих произве-дений, о исторической эпохе, в которой жили композиторы, наглядный материал: портреты композиторов, различные картины природы, фото-графии и рисунки музыкальных инструментов, дидактические карточки по разным разделам музыкальной грамоты. Если раньше затрачивались большие усилия по сбору информации и наглядных пособий, сейчас, бла-годаря компьютеру, огромные возможности по сбору медиаматериалов, и все это красочно, убедительно и интересно для учащихся.
Эффективность обучения по предмету фортепиано с применением компьютерных технологий повышается. Компьютерные программы акти-визируют развитие воображения, мышления, музыкального восприятия; использование новых информационных технологий способствует созда-нию конкретных образов, делают абстрактные знания учащихся более осмысленными, благодаря чему активизируется творческая активность учащихся. Тем самым, применение новых информационных технологий помогает активизировать познавательную деятельность, повысить эффек-тивность и результативность урока, дает возможность реализации самооб-разования учащихся. Новые информационные технологии повышают мо-тивацию учащихся к занятиям фортепиано, оказывают воздействие на раз-витие личности ребенка, раскрывают творческий потенциал детей.
2.3 Использование интернет-ресурсов в домашнем обучении
Словосочетание “компьютерное обучение” многих просто пугает. Мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу. При этом новые направления и инстру-менты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что все-гда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сего-дняшней школе искусств большой спектр явных преимуществ.
Пользуясь интернет-ресурсами, ученики старших классов, например, могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники.
Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться воз-можностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, про-смотра портретов великих композиторов.
В средних и старших классах можно предложить использование ин-тернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует полу-чению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и де-лать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешколь-ному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и между-народным конкурсам.
2.4 Интернет-конкурсы
Хотелось бы отметить так же заочные интернет-конкурсы, как один из инновационных видов работы с учащимися.
Интернет-конкурсы очень помогут тем участникам кому труд-но выезжать на очные конкурсы (часто конкурсы организовывают в дале-ких от нашего региона городах, финансовые проблемы, не позволяет со-стояние здоровья), кто хочет успешнее подготовиться к важному выступ-лению (участие в интернет-конкурсе позволяет получить индивидуальные рекомендации от членов жюри, на что стоит обратить внимание, что ис-править в первую очередь).
Примеры дистанционных конкурсов.
Международный конкурс «Гордость России»
Всероссийский конкурс «Вокальное и музыкальное творчество»
Всероссийский конкурс «Мои таланты»
Всероссийский конкурс «Гордость России»
Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»
Всероссийский конкурс «Изумрудный город»
Международный конкурс для детей и молодежи «Все талантливы!»
Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Гордость нации»
Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Время талантливых»
Всероссийский конкурс «Ты гений»
Всероссийский конкурс «Надежды России»
Всероссийский конкурс «Я – музыкант»
Всероссийский конкурс «Древо талантов»
Всероссийский дистанционный конкурс для детей и педагогов
«Золотая рыбка»
Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!»
Всероссийский музыкальный конкурс «Инструментальное исполни-тельство»
Заключение
Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место.
Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что ведет к сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность мышления учащегося, воспитывает умение трудиться - таков механизм, по которому формируются основные умения и навыки в классе фортепиано, если рассматривать этот процесс с точки зрения психологических особен-ностей.
Использование интернет ресурсов на уроке и при подготовки до-машнего задания у обучающихся младших и старших классов помогает ученикам быстро найти необходимые материалы для самостоятельной ра-боты дома, а также для работы на уроках.