Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Travel-журналистика: особенности развития в России. Печатный жанр Travel-журналистики. 5
1.1 Исторические предпосылки возникновения travel-журналистики: путевые очерки, общая характеристика 5
1.2 Развитие путевого очерка в Древней Руси. Жанры путевой прозы при Петре I 6
1.3 Предпосылки формирования трэвел-журналистики в произведениях А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина. Первые печатные журналы-трэвелоги 8
1.4 Печатная travel-журналистика в XX веке 11
Выводы 13
Глава 2 Особенности развития трэвел-журналистики в современной печатной прессе России 15
2.1 Современный «трэвел-текст» 15
2.2 Жанровая специфика современной трэвел-журналистики. Анализ журналов National Geographic, GEO и «Вокруг света» 18
Выводы 23
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Читателю, который стремится изучать и мыслить, всегда интересно то, как живут другие народы и страны. В этом смысле трэвел-журналистика – то, что помогает изучать культуру, специфику быта, достопримечательности, особенности национальной кухни различных народов. Рассматриваемая сфера журналистики всегда была актуальной.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня трэвел-журналистика имеет тенденции трансформироваться, и то, что было несколько лет назад в сфере освещения журналистами стандартно, сейчас может быть уже не актуальным.
Специфика трэвел-журналистики состоит в том, что ей свойственен интегрирующий характер (просветительская функция вкупе с рекреативной функцией). Трэвел-журналистика представляет собой отдельную сферу журналистики с направленностью и передачей интересных читателям темы быта, культуры, искусства разных стран. Сейчас журналистика путешествий развивается не только на страницах печатных изданий и телевидении, но все более приобретает популярность в Интернете. Совершенствование технологи и увеличение методов информирования аудитории стало важным моментом в становлении трэвел-журналистики. Огромная роль здесь принадлежит телевизионным программам и целым каналам, которые посвящены путешествиям. Многие передачи – это масштабные развлекательные шоу, которые при помощи эмоциональной реакции зрителя создают запоминающуюся и иногда шокирующую информацию о различных странах в необычном ракурсе. Немаловажно также то, что трэвел-журналистика сейчас активно развивается в блогосфере, поскольку огромная популярность принадлежит блогам о путешествиях, в которых визуально и аудиально можно погрузиться в атмосферу того или иного города или страны (посмотреть видео, прослушать аудиозаписи). Такая доступность материала и возможность постоянно быть в курсе событий дает возможность большего количества современной аудитории.
Объект исследования – трэвел-журналистика. Предмет исследования – основные черты и развитие жанра трэвел-журналистики в печатной прессе России.
Целью данной работы является рассмотрение travel-журналистики, основных черт и развития жанра в печатной прессе России.
Задачи, поставленные нами:
1) Изучение понятийно-теоретической основы предпосылок возникновения трэвел-журналистики;
2) Рассмотрение основных этапов становления трэвел-журналистики;
3) Характеристика и анализ структуры, жанрового и тематического наполнения журналов «Вокруг света», National Geographic; GEO.
Теоретическая база. Вопросами трэвел-журналистики занимались такие авторы, как Л. М. Гончарова, Т. Ю. Редькина [9], В. А. Шачкова [11].
Методы исследования. В курсовой работе использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ, мониторинг СМИ.
Практическую значимость можно выразить через школьные классные часы, научные студенческие конференции, публикации в сборниках. Также данная проблематика будет интересна для каждого, кто интересуется темой трэвел-журналистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что трэвел-журналистика на сегодняшний момент остается малоизученной сферой в печатной прессе и существует не так много исследований, посвященных вопросам журналистики путешествий. Некоторые исследователи вообще не считают материалы о путешествиях продуктом журналистики. По их мнению, это больше дневники-заметки, а не серьезные статьи.
Работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава I. Travel-журналистика: особенности развития в России. Печатный жанр Travel-журналистики.
1.1 Исторические предпосылки возникновения travel-журналистики: путевые очерки, общая характеристика
Анализируя истоки трэвел-журналистики, можно сказать, что первопроходцем в этой деятельности был путевой очерк. Именно с него начинается становление журналистики путешествий [9].
Жанр путевого очерка дает возможность журналистам безгранично применять художественные образы, литературные приемы и вымышленные элементы в своей работе. То есть можно сформировать материал развлекательного характера даже в случае отсутствия реального путешествия. Такие статьи, в которых читатель видит чужие фотографии или картинки, часто можно встретить в глянцевых изданиях или в блогах. В печатном формате наблюдается крайне малое количество очеркистов, которые бы писали о путешествиях.
Рассмотрим подробно термин «путешествие», которое эквивалентно термину «путевой очерк» и является стержнем всей трэвел-журналистики.
Путешествие представляет собой жанр литературы, основанный на описании достоверных сведений о землях, странах, народах. Путешествие как жанр выражает себя в форме записок, очерков и дневников. Задачи путешествия – эстетические, философские и др. [13]
В основе путевого очерка находится как раз путешествие. Первый представляет собой описание событий, произошедших с различными людьми, отражение различных тематик, которые произошли во время путешествия журналиста.
Специфической особенностью путевого очерка является бесконечное разнообразие целей, которые может преследовать журналист. Основной задачей путевого очерка является отображение перемещение автора в пространстве и времени для формирования динамичности повествования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Аскералиева Ш.С. Влияние travel-журналистики на формирование картины мира. - СПб, 2018
2) Бобров А. А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции. - М, 2019
3) Калинин И. В. Трансформация трэвел-медиатекста в российских СМИ: к проблеме идеологизации контента. Спб, 2019
4) Комарова Е. В. Журнал «Вокруг света» (2001–2011 гг.) в свете типологии периодических изданий. - Нижний Новгород, 2016
5) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2019. — 186 с.
6) Паниковская М. А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере. - Челябинск, 2019
7) Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра / Дис. канд. филол. наук, СПб, 2016
8) Показаньева И. В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера от трэвел-журналиста. - Спб, 2018
9) Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения / Учебное методическое пособие. - Спб, 2019
10) Скибина О. М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века). - Оренбург, 2018
11) Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории//Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. №3, 2018. С. 53-63
Источники
12) Лиханова Т. Журнал «GEO» – инструкция по применению планеты Земля / Информационный портал медиасообщества Северо-Западного Региона// URL: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1067199-0.html
13) Официальный сайт журнала «Вокруг света». http://www.vokrugsveta.ru/
14) Официальный сайт National Geographic. http://www.nat-geo.ru/