Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения дошкольника в контексте современной образовательной организации детского сада. Принимая во внимание концепцию воспитания в рамках дошкольной образовательной организации, необходимо увязать уже существующую традиционную теорию в этом направлении с современными потребностями общества и государства. Поэтому понятие «воспитание» рассматривается применительно к основному нормативному документу - федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором воспитание трактуется как «создание условий для самоопределения и социализации», что это педагогическая поддержка ребенка в его «самостроение».
Государственные стандарты сегодня фиксируют трансформацию требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда. Это порождает принципиально новые социальные вызовы для системы образования, ориентированные на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию воспитанников с учетом их личностных характеристик и ресурсного потенциала. Сегодня родители хотят видеть своих детей здоровыми, одаренными и успешными. Тем не менее немногие из первых осведомлены об индивидуальных типологических характеристиках вторых.
Важность учета индивидуально-типологических особенностей ребенка в воспитании и обучении очевидна, игнорирование свойств темперамента приведет к развитию отрицательных качеств у дошкольников.
Актуальность и значимость проблемы на современном этапе также повлияла на выбор темы курсовой работы: «Учёт темперамента ребёнка младшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания».
На основе анализа научной литературы целью своего исследования мы определили психолого-педагогические основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Объектом нашего исследования является психология взаимоотношений детей со сверстниками.
Предмет исследования - результат общения общение детей со сверстниками, возрастные аспекты, личностные особенности, мотивы общения, родительское отношение, половая принадлежность.
Нами была сформулирована гипотеза - что сложности общения дошкольников с ровесниками могут быть преодолены с учетом темперамента.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены конкретные задачи:
1. Анализ литературы зарубежных и отечественных авторов на проблему общения.
2. Анализ особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
3. Исследование процесса общения дошкольников со сверстниками.
Заметим, что решение первой задачи была посвящена первая глава «Теоретические основы психологического общения дошкольников со сверстниками». В ней говорится о сходстве и различии теорий происхождения онтогенеза общения у дошкольников.
Решению второй задачи была посвящена вторая глава нашей работы «Исследование психолого-педагогических форм общения детей дошкольного возраста» особенности общения детей со сверстниками, в которой исследуются закономерности общения детей со сверстниками.
Основу нашего эмпирического исследования составили следующие методики: наблюдение, анализ, эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБОУ ДОУ «Крепыш» во второй младшей группе.
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕДАГОГОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста
Детство - это период, в течение которого происходит улучшение развития от новорожденного до полной социальной и психологической зрелости, именно на этом этапе ребенок становится полноправным членом человеческого общества. Традиционно понятие «детство» связывалось не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, правами и обязанностями, присущими данному периоду жизни, а также с видами и формами жизни [30].
Исследователями выявлено, ребенок, развиваясь, проходит определенные стадии. На каждой стадии происходят качественные изменения всей психики ребенка или одной конкретной ее стороны, что обусловлено закономерностями развития личности. Этот путь проходят все дети [53].
Высшие психические функции включают определенные психические функции человека, а именно: внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.
Высшие психические функции начинают развиваться в детстве. Но уже с трехлетнего возраста у ребенка начинается новый этап жизненного развития, который существенно влияет на дальнейший процесс формирования этих функций. Все действия ребенка направлены на подтверждение своего личного смысла, поэтому ему необходимы признание и уважение окружающих людей и соответствующее этому периоду общение. Дети задают взрослым много вопросов, чтобы получить исчерпывающие ответы [12].
Период раннего возраста (1-3 года) считается базисным для всего последующего развития индивида. Педагогикой раннего возраста занимались такие ученые, как Н.М.Аксарина, А.В. Запорожец, Н.М.Щелованов.Выделяя его уникальные особенности, исследователи подчеркивают зависимость развития ребенка от тех социально-педагогических условий, которые способствуют реализации предметной деятельности как необходимой социальной ситуации развития.
В исследованиях по детской психологии и педагогике выделяетсянесколько основных направленийразвитиядетей на данном возрастном этапе [46]:
-развитие основной деятельности;
- налаживание общения со взрослой средой и со сверстниками;
- развитие речи в игровой деятельности;
- знакомство с разными видами художественно-эстетического творчества;
- развитие физической культуры в рамках развития личности ребенка.
Это разделение довольно условно, поскольку процесс разработки представляет собой целостный процесс, в котором пересекаются определенные направления.
Ко второму году жизни у ребенка проявляются следующие основные характеристики: он начинает самостоятельно ходить, говорить и осваивать различные приемы манипулирования предметами. Взрослые учат детей более тонкому восприятию различных свойств предметов, классифицируя их по форме, размеру и цвету. В этот период при наличии необходимых условий быстро развиваются сенсорные навыки, а также формируется речь. Формирование связей между предметом или действием и словом, его обозначающим, происходит в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. Однако понимание чужого языка также предшествует способности говорить. [35]
Дети узнают названия предметов, большинства действий, названия некоторых качеств и состояний. Благодаря этому организуется деятельность и поведение малышей, формируется и улучшается восприятие, в том числе и то, что является основой сенсорного воспитания. Сенсорное развитие детей характеризуется преобладанием восприятия предметов. Младенцы чаще устанавливают взаимосвязь между размером, формой и цветом с конкретным предметом. Переход к объективному восприятию происходит в постепенном овладении элементарными действиями. Знакомство с предметами и их свойствами способствует возникновению образов восприятия. Начало второго года жизни характеризуется наличием невысокой точности и осмысленности процессов восприятия. Дети в объективной деятельности чаще всего ориентируются на отдельные признаки, которые ярко проявляются и сразу бросаются в глаза, игнорируя сочетание разных сенсорных характеристик, например, и пушистый воротник, и меховую шапку они называют «как котенок» и т. д. [22].
Период более старшего возраста является менее чувствительным для умственного развития детей, в отличие от периодов младшего возраста. В этом возрасте на первый план выходит познавательная деятельность, имеющая практический характер: в основном, признается замкнутая среда с основным смыслом подражательной деятельности. Необходимо создавать условия и постоянно поддерживать познавательную активность детей.
Познавательная активность у детей может проявляться:
- в умении предложить или принять познавательную задачу и осуществить ее решение;
- в выборе способов действия; в попытке найти другие способы решения проблемы;
- в умении использовать имеющиеся знания и навыки в новых ситуациях;
-в устойчивости и частоте когнитивных проявлений;
в ярко выраженных когнитивных отношениях (в вопросах) [13].
Важным аспектом формирования эмоциональной сферы в детстве является возникновение эмпатии и других социальных эмоций. Сочувствие - это способность человека эмоционально реагировать на переживания других. В зарубежной и отечественной психологии выделяют следующие этапы развития эмпатии:
- на первом году жизни появление неосознанной реакции на эмоциональное состояние другого;
-на втором году жизни возникновение эмпатии как ситуативного обмена опытом с другими людьми;
-между вторым и третьим годами проявление сочувствия к чувствам другого как неситуационный обмен многолетним опытом с другими;
- через три года возникновение сочувствия к жизненной ситуации другого [7].
К. Саарни, А. Сроуф, Э. Эриксон, и другие ученые связывают возникновение социальных эмоций, таких как гордость, зависть, смущение, симпатия, стыд, чувство вины, с развитием самосознания (представления ребенка о себе) и усвоением правил и стандартов. Чувства детей в этом возрасте определяются формированием эмоциональных стереотипов: любовь ребенка к родителям, эмоциональное влечение к новым людям.
Ряд современных исследований показывают, что дети с трехлетнего возраста уже могут судить, соответствует ли их поведение определенному социальному стандарту.
В детстве ребенок учится описывать свои чувства. Эмоциональные слова появляются в разговорной речи многих детей в возрасте около полутора лет. Постепенно, в возрасте от полутора до трех лет, дети учатся различать выражаемые чувства, свои собственные и чужие.
В раннем возрасте у детей может развиться чувство страха: боязнь новых предметов, закрытых или открытых дверей, «нелепый» страх перед стулом или другим предметом домашнего обихода и т. д. Чаще всего страхи возникают из-за изменения нормальных условий жизни ребенка. Маленький ребенок, не имеющий жизненного опыта, боится неизвестного и неожиданного. Причиной появления страха может быть неправильное воспитание: если малыш пытается заставить повиноваться, он чего-то или кого-то боится. Часто детские страхи вызваны общим невротическим состоянием ребенка. В этом случае родителям необходимо обратиться к специалисту.
В возрасте трех лет ребенок показывает, что нужно для самопознания; утверждают, что взрослые его слишком много узнают. Взрослые, положительно оценивающие те или иные действия, делают их привлекательными в глазах других детей и пробуждают в детях желание получать похвалу и понимание[18].
С позиции Э. Эриксона вторая фаза развития самосознания прослеживается от 1,5 до 3-4 лет. На этом этапе ребенок может реализовать свое личное начало как активную личность. Если деятельность ребенка не соответствует надеждам взрослых, то тогда это встречает их неодобрение.
Главный положительный результат развития ребенка на этом этапе - обретение чувства независимости. Дети в этом возрасте стараются любой ценой освободиться от заботы о взрослых, чтобы обрести определенную независимость. Поэтому они стараются делать все самостоятельно и отказываются от любой помощи, когда одеваются, едят, гуляют и т. д.
Взрослые обычно стараются ограничить активность детей тем, что они считают полной безопасностью для ребенка, руководствуясь собственными соображениями о полезности запретов и необходимом порядке. Когда ребенок игнорирует строгие требования взрослых, возникают межличностные конфликты, которые, по мнению Э. Эриксона, могут дать ребенку видимость чувства незащищенности в собственных силах и автономии. В это время важно найти альтернативу незащищенности и автономии, которая становится ключевой проблемой в детстве. Последствия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М., 1995.
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Нуркова В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б Березанская. – 2-е изд. – М., 2008.
4. Детская психология: вторая часть шпаргалки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bargu.by/4320-detskaya-psihologiya-vtoraya-chastshpargalki.html (дата обращения: 15.03.2018)
5. Аверьянов М.Д. Детская психология.- М., 1998. – 374с.
6. Темперамент и деятельность: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Белоус.- Пятигорск, 2002.- 221с.
7. Богословский В.В. Общая психология. - М., 2003.- 278с.
8. Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М., 2006. -С. 18-19.
9. Гамезо М. В. Атлас по психологии. - М., 2000.- 243с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1996.- 469с.
11. Запорожец А.В. Психология. -М., 2002.- 176с. 8. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М., 2006.- 232с.
12 Ильина М.H. Тесты для детей.-М., 2004.- 71 с.
13. Ковальчук Я.И. Индивидуальной подход в воспитание ребёнка. -М., 2001. – 112с.
14. Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986. - С. 209-214.
15. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников/ Под редакцией Я.П. Коломенского, Е.А. Панько.- Минск, 2003.- 193с.
16. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.- 203с.
17 Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя/Под ред. Н.В. Левшиной.- М., 2002.-181с.
18. Возрастная психология. Учебник/ Сост. Логвинова М.А.- М., 2004.- 320с.
19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 2003.-276с.
20. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1999.- 272с.
21. Немов Р.С. Общие основы психологии.- М., 1999.- 576с.
22 Учимся общаться с ребенком/В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.-М.: Наука, 2003.- 191с.
23. Павлов И.П. Полное собрание сочинений/ Изд.2-е.- М., 2001.-Т.2-3.- 629с. 65
24. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.-М., 2005.- С.236-292.
25. Опросник структуры темперамента: Метод. пособие/Под ред. В.М. Русалова.-М.,2005.-117с.
26 Самарин Ю.Я. Опыт экспериментально-психологического изучения особенностей нервной системы у детей. //Известия академии педагогических наук. - М., 1998. - № 52. - С. 81-141.
27. Спудина M.M. Застенчивые и развязные дети. //Дошкольное воспитание. - 1961. - № 2. - С. 33-38.
28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 2001.-231с.
29. Сухачёв А.Н. Диагностическая психология.- М.: Дрофа, 2005.-268с.
30. Проблемы детской педагогики. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия/Сост. И.Д. Тополев.-М.,2006.-389с.