Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире образование - сложное и разнообразное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта.
Образование - один из древнейших социальных институтов, вызванное потребностями общества воспроизводить и передавать знания, умения, навыки, готовить новые поколения для жизни, готовить субъектов социального действия для решения экономических, социальных, культурных проблем, стоящих перед человечеством . В жизни человека обучение занимает длительный период. Социокультурный подход позволяет проследить динамику отрасли образования, характер качественного взаимодействия образования с другими сферами жизни общества, осознать реальный процесс становления и развития субъекта под влиянием образования.
Образование - это понятие философии и культуры, что теоретически фиксирует, выражает и объясняет социокультурное самовоспроизводство конкретно взятой нации и, наконец, всего человечества. Педагогически образование понимается как школа, в которой специально создан в обществе «цех» учителей, который обучает учеников и студентов .
В целом содержание понятия «образование» достаточно сложное. Функционально оно упрочивает в современном измерении общественного бытия созданные в разных местах и в разные времена людьми такие знания, умения, выдумки, знаки и символы, обеспечивающие социокультурное самосохранение, идентичность наций.
Категория «образование», видимо, не одна из самых исследованных, хотя каждый из авторов, который обращается к освещению ее сущности, основной цели и задач, сосредоточивает внимание на различных признаках исследуемого явления, выделяя новые нюансы. В наиболее широком смысле под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, который способствует накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека.
Наибольшее признание приобрели подходы к рассмотрению образования по таким аспектам, как :
1) процесс, то есть целостное единство обучения, воспитания, развития, саморазвития личности, сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала индивида и его становление как интегрированного члена общества, выполняя функцию преемственности поколений;
2) социокультурный институт, который способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества с помощью специально организованной целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов, выраженном в системе, содержащей образовательные учреждения, органы управления ими, образовательные стандарты, которые обеспечивают их функционирование и развитие. Итак, сейчас понятие «образование» понимается широко и очерчивается различными контекстами: образование - ценность; система различных учебных заведений и образовательных учреждений; особый процесс; разноуровневый результат; социокультурный феномен; социальный институт, влияющий на состояние сознания общества.
Образование в узком смысле нами определяется как нечто, связанное с субъективной стороной процесса, в котором задействован индивид с его качествами человека разумного (и в этом узком смысле образование не идентично обучению, воспитанию, так как определенному «обучению» подвергаются и некоторые представители животного мира). Индивид выступает субъектом образования, это определяется родовой сущностью человека, его субъективностью: потребностями, интересами, волей, способностями к мышлению, выработке умозаключений, понятий и т.д.
Образование в узком смысле определяется, как исходящее из мышления, знания, познания и владения языком, в отличие от внешнего, т.е. от тех обнаруживаемых взаимоотношений людей и вещей, которые выражаются как явления, представленные в виде отдельно взятого общественного института.
Следовательно, образование есть формирование индивида при руководствовании определенным «образом», а именно перенесение человека из круга ближайших вещей, с которыми он сталкивается в «пещере», в другую область – «непотаенного». Именно как «непотаенное» А.А. Урсул понимает греческое слово алетейа – истина. Безусловно, философское понятие перехода из «потаенного» в «непотаенное» есть выражение деятельной сущности мышления, которая достигается различными способами, в том числе и образованием .
Он спрашивает, что же смыкает «образование» и «истину»? Ответ приводит к весьма широкому толкованию феномена, так как пайдейя означает обращение человека к другой области, в отличие от того «круга вещей», с которыми он сталкивается с детства.
Таким образом, понятие образование есть обозначение явления личностносоциального, и по отношению к понятиям воспитание и социализация оно первично. Образование – это философская категория, обнаруживающая название сущего, что, в конечном итоге, делает образование хотя и сходным с двумя другими понятиями, но – приоритетным по отношению к ним. В этой связи задача построения оптимальной модели социализации молодежи на основании проведенного анализа может быть решена только при условии целостности сферы образования.
1.2 Цели, ценности и идеалы образования
В условиях глобализационных изменений современного общества происходит актуализация проблем выступающего образования фундаментальным условием осуществления человеком своих экономических, политических, гражданских и культурных прав, становится важнейшим фактором развития и формирования интеллектуального потенциала нации, гарантом ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. В контексте вышесказанного актуальной есть проблема рассмотрения целей, ценностей и идеалов современного образования через призму существующих образовательных парадигм с целью определения приоритетных направлений и путей ее развития и совершенствование .
Образование определяет приоритеты и формирует личность, которая развивает общество, которое, в свою очередь, инвестирует и определяет социальный заказ образования. Задача образования – переплавить этот принцип в конкретную методологию, которая позволит осознать личностное значение обучения и получить средства реализации целей, появились в свете этих замыслов. В процессе образования человек должен усваивать не знания, а собственное мышление, методы мышления, деятельность, способы деятельности, принципы и т. д.
Формирование целостного представления о феномене образования невозможно без определения ее ценностных предпосылок, лежащих в основе философии образования, которая сложилась еще в древности. Пайдейа – понятие, которое ввели в оборот древнегреческие философы (V в. к н.е.), означает образование и воспитание человека через овладение культурой, универсальным знанием, составляют сущность его бытие . Это внутренняя жизнь, духовность, культура как высшее богатство человека. Надо заметить, что до сих пор в научной литературе не существует общепринятого определения образовательных ценностей. В своих трудах ученые предлагают различные толкования этого термина. В частности, это обусловлено тем, что сущность понятий «ценности» и «образование» тоже трактуются неоднозначно .
Образование как система определяется таким группами ценностей:
1. Внутренние ценности функционирования образования (главная ценность – индивидуальность учащихся и запросы общества, профессорско-преподавательские ценности, ценности, лежащие в основе учебной деятельности учащихся и механизмов оценивания). Выделяют четыре типа качественных ценностей в образовании, конкурирующие между собой.
Во-первых, «академические», то есть традиционные ценности, сфокусированные на соответствующей отрасли с качественными критериями, ранжированным в соответствии с параметрами дисциплины. «Управленческие» ценности сосредоточены на политике и процедурах. «Педагогические ценности фокусируются на навыках и компетенции. И, в-четвертых, ценности, «сконцентрированы на занятости» (выпускников) с выделением иерархически структурированных стандартов.
2. Внешние ценности, которые индуцируются (иногда навязываются) образованию обществом, государством, в частности, ими определяются экономические ценности образования, то есть его способность обеспечивать функционирование социально-профессиональной структуры общества.
3. Инструментальные ценности образования (его получение или прохождение), обусловлены степенью получения личностью социального, интеллектуального, символического капитала, в частности, материальная ценность образования (зависимость оплаты труда от уровня и качества образования); социальная ценность (образование как фактор социальной мобильности, выбор видов и сфер профессиональной деятельности); статусно-престижная ценность (образование как способ и инструмент повышения социального статуса).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования / А.Г. Антипьев // Вестн. высш. шк. – 2020. – № 10. – С. 49-52.
2. Андрущенко В.П. Размышления об образовании: Статьи, очерки, интервью / В.П. Андрущенко. – М.: Знания России, 2015. – 804 с.
3. Батракова С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н. Батракова // Педагогика. – 2013. - № 3. - С.11-16.
4. Бех И.Д. Принципы современного образования / И.Д. Бех // Педагогика и психология. – 2019. – № 4. – С. 5-27.
5. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Воронеж, 2010. – 392 с.
6. Бужикова Г. Новые приоритеты развития современного образования / Г. Бужикова // Высшее образование России. – 2016. – № 3. – C. 83-89.
7. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / И А. Вальдман // Оценка качества образования. – 2019. – № 2. – С. 76-79.
8. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей / И.Е. Видт // Педагогика. – 2013. - №3. – С.5-8.
9. Горностаев П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова / П.В. Горностаев // Педагогика. – 2015. – №4. – С.75-81.
10. Гончаренко С.В. Дидактическая концепция содержания образования / С.В. Гончаренко // Современные технологии и инновационные методики в подготовке специалистов. – М.: Вид. дом «Школьный мир», 2012. – 301 с.
11. Карлов Н. Интеллигенция? / Н. Карлов // Вестник высшей школы. – 2016. - №3. – С. 37-41.
12. Кремень В.Г. Философия национальной идеи. Человек. Образование. Социум / В.Г. Кремень. – СПб.: Грамота, 2018. – 576 с.
13. Кремень В.Г. Образование и наука России: пути модернизации (Факты, размышления, перспективы) / В.Г. Кремень – СПб.: Грамота, 2014. – 216 с.
14. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. Колин // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2018. – № 2. – С. 16-23.
15. Лернер И.Я. Логика развития дидактики в истории воспитания: [От средневековья к нач. 20 века] / И.Я. Лернер // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. – М.: Узи-во УРАО, 2012. – №17. – С. 100-130.
16. Научно-образовательный потенциал нации: взгляд в XXI век / Авт.кол.: В. Литвин (рук.), В. Андрущенко, С. Долгое и др. - Кн. 3: Модернизация образования. –СПб.: Учеб. кн., 2012. – 144 с.
17. Сысоева С.А. Очерки по истории развития педагогической мысли: Учебное пособие / С.А. Сысоева, И.В. Соколова. – М.: Центр учебной литературы, 2019. – 308 с.
18. Тоффлер Е. Шок будущего: Пер. с англ. / Е. Тоффлер. – М: ООО «Издательство АСТ», 2011. – 560 с.
19. Урсул А.А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы / А.А. Урсул // Вестник высшей школы. – 2017. - №4. – С. 3-12.