Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поступательное развитие мирохозяйственных связей приводит к кардинальным изменениям всех процессов. В современных условиях развивается торговля между странами, это приводит к необходимости совершенствования деятельности участников внешнеэкономической деятельности и поддержки со стороны государства.
Электронная торговля - территория развития международного бизнеса. Развитие инфраструктуры трансграничной электронной коммерции позволяет делать прогноз динамичного развития этого бизнеса в приграничном сотрудничестве между Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать особенности взаимодействия российских и китайских субъектов бизнеса в части продвижения российских товаров на рынок КНР.
Актуальность работы обусловлена тем, что в связи со значительным подъемом цифровой экономики российско-китайская трансграничная электронная коммерция активно развивается, объем сделок постепенно увеличивается, что стало новым двигателем в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. Однако существует ряд проблем, которые нельзя игнорировать. Среди них правовые споры, трудности в таможенном оформлении, проблемы в системе трансграничных платежей, единичные бизнес-модели, низкая эффективность логистики. С дальнейшим расширением российско-китайских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства, непрерывной корректировкой политики электронной торговли и развитием различных бизнес-моделей российско-китайская трансграничная электронная торговля в конечном итоге сможет пройти через все трудности и выйдет на новый уровень своего развития.
Цель курсовой работы – исследование регулирования международной электронной коммерции на современном этапе, анализ теоретических основ и главных направлений становления и развития международной системы обеспечения электронной коммерции в России и Китае.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
- изучены теоретические и правовые основы таможенного регулирования трансграничной электронной торговли;
- проведен анализ состояния и динамики развития трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией;
- рассмотрены направление развития трансграничной электронной торговли в рамках программы «Один пояс - один путь».
Объектом исследования является электронная торговля. Предметом исследования выступают торговые отношения России и Китая. Методологической базой курсовой работы является система общенаучных методов познания, научной индукции и дедукции, метод сравнения, синтеза и абстракции. Кроме того, в статье использованы общенаучные методы исследования. В частности, для характеристики правового регулирования торговли применен метод сравнительного правового исследования.
1. Теоретические и правовые основы таможенного регулирования трансграничной электронной торговли
1.1. Сущность и основные виды трансграничной электронной торговли
Трансграничная торговля представляет собой розничные продажи товаров и услуг по телефону, почте, через Интернет или посредством представителей компании конечным потребителям, которые на постоянной основе проживают в странах, отличных от страны продавца. К трансграничной торговле не относятся покупки, совершенные потребителями в рамках туристических поездок или другого рода заграничных путешествиях. Трансграничная электронная торговля предполагает продажи и покупки товаров и услуг посредством интернет-ресурсов (сайты, приложения, социальные сети).
В развитых странах электронную коммерцию принято считать одним из способов повышения эффективности деятельности корпораций, микробизнеса, государственных органов.
Электронная коммерция позволяет создавать свои каналы продаж, давая преимущества онлайн-покупателям в виде доступности информации, сравнения ценовых категорий и прочего.
В этом видятся для бизнеса неограниченные возможности расширения рынка, в том числе повышение уровня конкурентоспособности при формировании дополнительных направлений в рамках уже существующего бизнеса, гибкость, быстрота реагирования на изменения внешней среды.
Принято выделять следующие характеристики электронной коммерции – это общедоступность, интерактивность, информационность, персонализация – и выделять те, через какие можно влиять на бизнес, например документооборот – замена бумажного носителя электронным. Такой подход позволяет организации ускорить бизнес-процессы и, как следствие, повысить их качество, сокращая издержки времени и обеспечивая сохранность и безопасность документов.
Другими преимуществами электронной коммерции является использование каналов связи, что позволяет обеспечивать режим работы в реальном времени, доступ к требуемой информации, снижение уровня риска подделки документов при заключении сделки, возможности использования банковских систем, электронных денег, электронных чеков, аутсорсинга, расширение торгового пространства, автоматизацию технологических процессов.
Наряду с преимуществами следует указать на существующие недостатки, связанные с техническими особенностями: отсутствие и недостаточная проработка стандартов безопасности, недостаточная пропускная способность сетей, отсутствие специальных типов веб-серверов, проблемы, связанные с программным и аппаратным обеспечением, их совместимостью.
Наиболее распространенные виды электронной коммерции:
I. «Продажа информации», например подписка на базы данных, функционирующие в режиме online. Этот вид услуг уже получил распространение в России (базы данных "Россия-он-лайн", "Гарант-Парк" и др.);
II. «Электронные магазины». Обычно электронный магазин представляет собой Web-site, в котором имеется оперативный каталог товаров, виртуальная "тележка" покупателя, на которую "собираются" товары, а также средства оплаты по предоставлению номера кредитной карточки по сети Internet или по телефону. Оперативные каталоги товаров могут обновляться по мере изменения предложений продукции либо для отражения сезонных мер стимулирования спроса. Отправка товаров покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки, электронных товаров (например программного обеспечения), по каналам электронной почты, или непосредственно через Web-site по сети Internet;
III. «Электронные банки». Такой банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка, проценты, а также больший спектр банковских услуг за более низкую плату. Электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной информации, например специальные карты – генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере (это позволяет создавать уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу).
В настоящее время к моделям электронной коммерции относятся B2B («бизнес – бизнес»), B2C («бизнес – потребитель»), C2C («потребитель – потребитель»), C2B («потребитель – бизнес»), B2G («бизнес – правительство»), E2E («биржа – биржа»). Среди них B2C и C2C ориентированы на конечных потребителей, поэтому они вместе могут называться трансграничной электронной коммерцией в области розничной торговли.
Основным способом трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией является B2B, который имеет следующие особенности: значительный объем реализации и физической прибыли, продолжительные обороты денежных средств, региональную концентрацию производства. Но по мере развития экономики двух стран и увеличения располагаемого дохода жителей потенциал личного потребления раскрывается еще больше, поэтому модели B2B будет трудно удовлетворить индивидуальные, персонифицированные потребности населения. Теперь наблюдается увеличение доли бизнес-модели B2C в объеме трансграничной электронной торговли. Она становится важным звеном в системе сбыта современных компаний, подразумевает прямые и коммерческие отношения частных лиц − конечных потребителей. С наступлением розничной интернет-торговли к нам придет новое качество потребления. Alibaba International Station является представительным предприятием B2B, а такие платформы, как Amazon и AliExpress, являются представителями B2C.
Россия после введения западных санкций
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (ред. от 18.12.2018 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 17.05.2021).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 г. №612 (ред. от 04.10.2012) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения:17.05.2021).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — URL: https:// http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/01-01-2018-1.aspx (дата обращения: 12.05.21)
4. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершено в Брюсселе 14 июня 1983 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/legal-instruments/~/med ia/926F6675CE8A467FBD054782B50D6640.ashx (дата обращения: 12.05.21).
5. Власова, О.В. Современные тенденции развития электронной коммерции в торговле // Плехановский барометр. – 2018. – № 3 (15). – С. 85-88.
6. Гаврюшин, О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 6. – С. 107-117.
7. Гавриленко Д. И. Трансграничная интернет-торговля как один из самых быстрорастущих рынков в мире // Журнал экономических исследований. — 2017. — Т. 3. — № 10. — С. 79–85.
8. Гладков А. Р. Интернет-торговля как перспективное направление таможенного регулирования // Актуальные направления институционального регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов : сборник материалов межвузовской молодежной научно-практической конференции. Российская таможенная академия. — 2018. — С. 13–15
9. Козинец, Н.В. Вопросы правового регулирования электронных подписей в рамках осуществления трансграничной электронной торговли // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. – № 18-3. – С. 70-73.
10. Лю, Ю. Трансграничная электронная торговля Китая на новом «шелковом пути» //Экономика и социум. – 2019. – № 5 (60). – С. 757-763.
11. 5. Митрофанова, Е.А. Понятие, правовая природа, субъекты электронной торговли для целей налогообложения // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 85-89.
12. Мантусов В. Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей //Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 2. — С. 22–29.
13. Пименов, А.О. Электронная торговля: понятие, модели и особенности // Человек и современный мир. – 2019. – № 9 (34). – С. 28-38.
14. Плужникова, А.А. Перспективы правового регулирования смарт-контрактов в условиях развития электронной торговли // Интернаука. – 2019. – № 34 (116). – С. 34-35.
15. Савинов, Ю.А., Гаврюшин, О.Ю., Тарановская, Е.В. О стратегии развития электронной торговли // Международная экономика. – 2019. – № 8. – С. 16-26.
16. Сокольникова О. Б., Волич С. П., Прохорова М. Д. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в рамках международной интернет-торговли //Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях. — Ростов н/Д : Российская таможенная академия. Ростовский филиал, 2016. — С. 242–247.
17. Федотова Г. Ю. Проблемы развития интернет-торговли на единой таможенной территории ЕАЭС // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. — 2018. — С. 93–95
18. Соглашение об упрощении процедур торговли. Протокол о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации //Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/542600777 (дата обращения: 16.05.2021).
19. Cross-Border E-Commerce Framework of Standards. URL: http: // www.wcoomd.org/-media / wco / public / global / pdf / topics / facilitation/activities-and-programmes /ecommerce / wco framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?la=en (дата обращения: 16.05.2021).
20. Агамагомедова С.А.; Трубникова О.Ю. Проблемы правового регулирования трансграничной электронной коммерции // Электронный научный журнал «Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний». URL: http://customs.esrae.ru (дата обращения: 15.05.2021).
21. Нехай А. Ю. Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли – Государственный советник, 2019. № 1 (5). С. 18–21.
22. Страны ЕАЭС готовят правила комплексного регулирования трансграничной интернет-торговли апрель 20 года https://www.alta.ru/ts_news/73761/ (дата обращения: 16.05.2021).
23. Анализ развития электронной коммерции в торговле России и Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F/Downloads/C__Inetpub_ConferenceFiles_30__kovalchuk.pdf (дата обращения: 12.05.2021)
24. Структура российско-китайской торговли постоянно расширяется [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/29/struktura-rossijsko-kitajskoj-torgovli-postoianno-rasshiriaetsia.html (дата обращения: 12.05.2021)
25. Трансграничная электронная коммерция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 12.05.2021)
26. Гуань Сюэлин. Вступление китайско-российских торгово-экономических отношений в новый этап развития [Электронный ресурс]. URL:http://russian.people.com.cn/n3/2018/0930/c95181-9505214.html (дата обращения: 17.05.2021).
27. 艾瑞. 2019年中国社交电商行业发展分析. 12.8.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ebrun.com/20190812/345851.shtml (дата обращения 21.05.2021).