Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.
Разнообразие правового регулирования семейных отношений в последнее время в мире дало новый толчок для развития теории семейного права и стало причиной возрождения и даже обострения давней научной дискуссии по проблемам относительно понятия и оснований возникновения семьи, правовой сущности брака, возможности заключения однополых браков, фактических брачных отношений, зарегистрированного партнерства и т.п.
В то же время семейное законодательство России не стоит на месте. а динамично развивается, находится на пути реформирования, осуществляется в контексте приведения национального законодательства к общепризнанным стандартам. Данные процессы затронули даже конституционного строительство.
Цель нашего исследования – выявить правовую природу брака и дать его определение. В соответствии с этой целью задачами работы будет:
– выявление природы брака, как общефилософской, научной, междисциплинарной так и специально-юридической;
– определение юридического понятия брака;
– соотношения брака со сходными правовыми понятиями;
– характеристика юридических признаков брака.
В соответствии с указанными целью и задачами построена структура курсовой работы: каждая глава посвящена конкретной цели исследования, параграфы соотнесены с задачами, а в заключении обобщаются сделанные выводы.
Методами исследования являются общие методы диалектики, логики и гуманитарных наук, социологический анализ структуры общественных отношений, общий юридический метод правового регулирования. Помимо этого в работе используются частнонаучные методы отраслевых юридических наук, прежде всего, семейного, а также гражданского права.
Объектом исследования является брак как сложное социальное явление, а также сопутствующие ему проблемы правового регулирования. Предметом исследования являются как соответствующие нормы российского и иностранного права, так и акты толкования соответствующих норм, а также правовая доктрина.
1. Правовая природа брака
1.1. Конституционно-правовая и философская природа брака
Нельзя не отметить, что правовая природа брака в последние годы являлась, да и до сих пор является, полем острых полемических дискуссий в свете общеизвестных правовых и политических решений, инспирированных в международной юридической среде.
Недаром эта тема стала одной из принципиальных при прошлогоднем обсуждении поправок в Конституцию РФ , результатом которого, как мы уже все в курсе, стало принятие п. ж.1 ст. 72 Конституции, провозгласившего брак на конституционном уровне этот институт незыблемым союзом мужчины и женщины.
Тем не менее, гл. 2 Конституции, как мы знаем, имеющая более высокую юридическую силу, осталась без изменений, ст. 38 ее осталась в первоначальной редакции, а в ней понятия брака как именно такого союза не содержится, и не дается определения семьи, что оставляет на наш взгляд. некоторую лазейку для сторонников иной, отличной от официальной точки зрения, что обусловлено тем, что в некоторых современных правовых системах наблюдаются тенденции отступления от традиционной трактовки брака и распространение этого понятия на другие виды семейных отношений. В частности, появляются попытки приравнять к бракам однополые партнерства с признанием их брачными правоотношениями .
Отдельные из этих подходов проиллюстрированы в практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Например, в ряде дел этот орган признал, что статья 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) воплощает традиционную концепцию брака как союза между мужчиной и женщиной, основанную на биологических условиях определения пола (Rees v. the UK (1986), Sheffield and Horsham v. the UK (1998), Hamalainen v Finland (2014). Также эта статья защищает право всех разнополых лиц вступать в такой союз, ведь собственно брак является «институтом, на котором строится семья» (Cossey v. the UK (1990)). Следовательно защита статьи 8 распространяется на отношения, основанные на «законном браке» (Abdulaziz, Cabales et Balkandali v. UK (1985), Berrehab v. the Netherlands (1988)). Так, государственная регистрация брака приобретает определяющее значение в видении ЕСПЧ только в его связи с семейной жизнью. В то же время Суд нередко допускает возможность заключения брака между лицами одного пола (Vallianatos and oth. v. Creece (2013), Oliari and others v. Italy (2015)).
Актуальной в связи с этим стала поправка в Конституцию РФ, закрепившая, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации (ст. 79).
Как нам представляется, поиск истины следует начинать с первоистоков. Философская энциклопедия определяет брак как исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Но вся проблема в том, что брак это сложное культурно-историческое явление, оно используется в различных смыслах. Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений . Но, заметим, не везде. В исламском праве полигамный брак, например, превалирует над моногамным, в силу исторической традиции.
Поэтому первая проблема, возникающая как у ученых, философов, так и у юристов – является ли брак союзом между одним мужчиной и одной женщиной? Конституция РФ, например, не дала однозначного ответа на этот вопрос, поскольку нынешняя формулировка не исключает множественность лиц брачного союза.
Думается, что юрист-ученый в первую очередь должен рассмотреть сущностные, естественные признаки брака, отличающие его от иных явлений, а уже затем пытаться дать им юридическую оценку (в отличие, скажем, от юриста-практика). В чем же сущность брака? По нашему мнению, самое важное – это то, что брак является основанием возникновения семейных отношений, независимо от его содержательного наполнения, поли- или моногамности. Вот почему брак без создания семейных отношений, независимо от конкретного правопорядка, во все времена и у всех народов признавался фиктивным (ч. 1 ст. 27 СК РФ), недействительным с момента его совершения и независимо от официального, и даже религиозного, признания.
Вот то, что объединяет брак, совершенный в любом месте и в любое историческое время на планете Земля, даже несмотря на то, что зачастую брак заканчивается разрывом семейных отношений, что только подтверждает правило. От этого факта и следует, что называется, «плясать», при всех дальнейших научных изысканиях.
Разумеется, этот признак должен главенствовать и в юридическом смысле над всеми остальными. Почему же в Конституции РФ этот признак не был выделен особо, а указано лишь «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины»? Полагаем, это было вызвано недостатками юридической техники, и понятие семьи было намеренно ассоциировано с институтами материнства, отцовства и детства постольку, поскольку именно детство и материнство (отцовство в значительно меньшей степени) на современном этапе развития российского общества нуждаются в планомерной и всеобъемлющей защите, наравне с семьей в целом. Брак же нуждается только в той защите, в которой она и была ему оказана конституционно – как союз мужчины и женщины. В конце концов, Конституция = это не только юридический, но и политический документ. Тем более что брак как основа для возникновения семейных отношений уже давно и прочно зафиксирован в ряде норм Семейного кодекса.
1.2. Юридическая отраслевая природа брака
Как юристы-практики мы можем утверждать теперь, что четкое отграничение юридического аспекта в браке и в любых других отношениях между людьми, является обязательным условием существования справедливого, демократического и правового общества. Как известно в юридической среде, сложилось несколько подходов, согласно которым брак рассматривается как договор, таинство, особый институт, статус, партнерство, союз и т.п.
Мы уже обозначили свою позицию о том, что брак есть юридический факт, влекущий возникновение семейных отношений. Можно называть его как угодно, союзом, институтом, таинством, для настоящего юриста это неважно, юрист должен оперировать понятиями теории права, а с точки зрения теории права – это юридический факт, то есть конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения . К сожалению, заголовок параграфа не позволяет нам развить эту мысль в его рамках, но мы к нему, безусловно, вернёмся впоследствии, при рассмотрении определения брака.