Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многие печатные издания в последнее время стали виртуальными. Жанры в журналистике и в интернет-журналистикеимеют много общего, хотя имеются и существенные различия, связанные со спецификой интернет-изданий. А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановаотметили характерную особенность интернет-публикацийв учебном пособии «Интернет–журналистика», где, в частности, говорится, что стараясь понять жанровую типологию в интернет-источниках исследователь встречает проблему «присутствия всего во всем, и в каждом, и везде» [1].
Жанры же традиционной журналистики, которые рассматриваются в данном исследовании, являются более определенными.
При этом существует целый ряд работ, посвященных данной теме как с линвистической. Так и культорологической точки зрения.
В частности, Дускаевой Л.Р. предложен подход, а также анализ гипотез об адресате, учитываемых журналистами при создании публикаций в разных жанрах, что позволяет осуществить дифференциацию газетно-публицистических текстов на едином основании [2]. Кожиной М.Н. освещены основные проблемы стилистики, определены ее понятия и категории, а также направления исследований. В центре внимания вопросы употребления языка и стилевой организации текста, т.е. функциональная стилистика, представлены и стилистические ресурсы языка [3, 4].
Теме жанра посвещено большое количество исследований видного ученого Бахтина М.М. Так, в частности, по словам Бахтина М.М. «Жанры сложного культурного общения в большинстве случаев рассчитаны именно на активно ответное понимание замедленного действия. Все, что мы здесь говорим, относится также с соответствующим изменением и дополнением к письменной и читаемой речи» [5]. Кроме того, по словам Бахтина М.М., «Журналист — прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живет в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности (или, во всяком случае, в близком времени). Он участвует в диалоге, который может быть кончен и даже завершен, может перейти в дело, может стать эмпирической силой. Именно в этой сфере возможно «собственное слово». Вне этой сферы «собственное слово» не есть собственное (личность всегда выше себя); «собственное слово» не может быть последним словом» [5].
С другой стороны, этим же ученым сказано, что «Жанры эти — в особенности высокие, официальные — обладают высокой степенью устойчивости и принудительности. Речевая воля обычно ограничивается здесь избранием определенного жанра, и только легкие оттенки экспрессивной интонации (можно взять более сухой или более почтительный тон, более холодный или более теплый, внести интонацию радости и т. п.) могут отразить индивидуальность говорящего (его эмоционально-речевой замысел). Но и здесь возможна характерная для речевого общения вообще переакцентуация жанров: так, например, жанровую форму приветствия из официальной сферы можно перенести в сферу фамильярного общения, то есть употребить с пародийно-иронической переакцентуацией, с аналогичной целью можно нарочито смешать жанры разных сфер» [5].
Интервью является одним из самых популярных жанров общественно-политических изданий. В свою очередь газета «Известия», одна из самых старых среди российских изданий (первый выпуск вышел в 1917 г.), представляет собой обширный материал по интервью с самыми разными общественно-политическими деятелями, в связи с чем данная работа, цель которой – исследование разновидностей интервью в общественно-политической прессе на примере Известий, является актуальной.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
-Определить особенности общественно-политических изданий;
- Привести характеристики газетных речевых жанров;
- исследовать виды интервью;
- проанализировать виды интервью на примере газеты «Известия».
Объект исследования – разновидности интервью, а предмет – общественно-политическая пресса на примере издания «Известия».
Материалом исследования послужил сайт газеты «Известия».
Источником исследования послужили работы, посвященные жанрам журналистики в целом и интервью, в частности таких исследователей, как: М. М. Бахтин, Л. Р. Дускаева, Е. А. Корнилов, А. А. Грабельников и др.
Методом исследования послужил метод наблюдения и анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в теории жанров журналистики.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике анализа общественно-политических изданий.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Жанры общественно-политической прессы
1.1. Особенности общественно-политических изданий
При характеристике данной группы изданий, опираясь на работы Я. Н. Засурского [6], С. Г. Корконосенко [7], Е. А. Корнилова [8], С. М. Гуревича [9], А. А. Грабельникова [10], различные определения общественно-политической прессы можно свести к следующему понятию — это не специализированные издания, т. е. универсальные — для всех обо всем. Подобные определения не дают полного представления о данном виде изданий, о типоформирующих чертах и характеристиках, согласно которым можно было бы отнести ту или иную газету к общественно-политической прессе.
В разделе 3.2.5 «Виды периодических и продолжающихся изданий» ГОСТа 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды», даются следующие определения: - «газета: Периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. - общеполитическая газета: Газета, систематически освещающая вопросы внутренней и внешней политики страны, а также международную жизнь». [11, c.20] Согласно примечанию к пункту 3.2.5.1.1 общеполитические газеты различают по месту распространения и выпуска: международные, общероссийские, республиканские, в том числе автономных областей, краевые, областные, городские, районные, низовые газеты. В научной же литературе при характеристике общественно-политических (универсально-тематических, универсальных) газет, в основном рассматривают издания, имеющие общероссийский ареал распространения.
1.2. Характеристика газетных речевых жанров
Как и у всякой науки, у теории журналистики есть свои законы и стремление к классификации материала, который она изучает.
Если ботаники, например, классифицируют растения по классам, видам и подвидам, а математики четко разграничивают все составляющие изучаемых разделов науки, то те, кто занимается журналистикой, а именно, специалисты теории журналистики проводят разбор журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Говоря о жанре в принципе, прежде всего, подразумевают литературный жанр.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Коротко отметим, что к жанрам литературы относятся такие жанры, как басня, баллада, былина, видение, детектив, комедия, комедия характеров (или нравов), лирическое стихотворение (в прозе), мелодрама, миф, очерк, песнь, научная фантастика, новелла, повесть, ода, поэма, послание (иначе, эпистолярная литература), рассказ, сказка, роман, трагедия, фольклор, эпопея, элегия, эпиграмма, эпос и, наконец, эссе.
Жанры журналистики чаще всего имеют мало общего с жанрами литературы, хотя само понятие «жанр» и пришло в журналистику из литературы.
Кроме того, жанров в традиционной журналистике – меньше, чем в литературе и хотя они имеют иные названия, они все же очень похожи на жанры литературные.
По определению