Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена усилением интереса современных лингвистов к когнитивной и прагматической специфике текстов предвыборных речей.
Несмотря на то, что отличительным особенностям политического дискурса посвящено множество книг и статей, по ряду вопросов, связанных с данным дискурсом, нет единого мнения. Большое количество работ российских и зарубежных лингвистов посвящены структурным, лексико-семантическим, прагматическим, стилистическим и идеологическим особенностям современных политических текстов. За последние годы в мире появилось значительное число работ, исследующих, например, пропагандистскую направленность, политкорректность, терминологическую специфику, имплицитность политического дискурса ХХ-ХХІ века..
Современный политический дискурс воплощает противоречивые тенденции, прибегает к сложной интерпретации политических преобразований, опираясь на образные средства того или иного рода, широкий ассортимент коммуникативных стратегий и тактик, обусловленных намерениями каждого отдельного автора того или иного политического текста.
Лингвистические особенности политического дискурса подавляющее большинство современных исследователей связывают с их прагматикой, когнитивной спецификой и выражением в них различных коммуникативных стратегий и тактик.
Выбор каждым отдельным представителем политического дискурса той или иной формы аргументации, обусловленной опорой на различные коммуникативные стратегии и тактики обусловлен не столько содержанием данного политического текста, сколько коммуникативными стратегиями пропагандистского воздействия на целевую аудиторию, эмоционально-оценочное отношением автора к определенному теме, идее или явлению, затронутым в данном тексте.
Теоретическую основу данной работы составляют статьи, диссертации и монографии широкого ряда лингвистов, исследующих специфику функционирования современного политического дискурса. Среди них следует выделить исследования, прежде всего, А.П. Чудинова, Э.В. Будаева О.С. Иссерс, Е.И. Шейгал, и многих других.
Целью настоящей работы является выявление специфики предвыборных речей Д. Трампа и Дж. Байдена.
Обращая внимание на широкий ассортимент работ, посвященных различным особенностям политического дискурса, мы формулируем задачи работы следующим образом:
охарактеризовать понятие политического дискурса,
описать лингво-стилистические особенности англоязычных предвыборных дебатов,
рассмотреть специфику предвыборных речей на лексическом и фонетическом уровнях,
осуществить лексико-семантический анализ предвыборных речей Д. Трампа и Дж. Байдена,
выяснить специфику их предвыборных речей с точки зрения прагматики.
Материалом данного исследования являются предвыборные речи Д. Трампа и Дж. Байдена 2020 г. Количество проанализированных нами речей – 9.
Структура. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы посвящена предвыборным дебатам как разновидности политического дискурса. Во второй главе мы анализируем предвыборные речи Д. Трампа и Дж. Байдена с точки зрении прагматики, выясняем специфику использования в них лексики, различных стилистических приемов, коммуникативных стратегий и тактик.
Научную новизну работы мы связываем с выявлением лексико-семантических, фонетических, стилистических и прагматических особенностей, лежащих в основе предвыборных речей Д. Трампа и Дж. Байдена 2020г.
Теоретическая значимость выполненной работы заключается в необходимости исследования способов использования англоязычных предвыборных речей Д. Трампа и Дж. Байдена с точки зрения пропаганды ими своих идей, завоевании доверия максимально возможной аудитории избирателей.
Глава 1. Предвыборные дебаты как разновидность политического дискурса
1.1. Понятие политического дискурса
Современный политический дискурс, представленный в текстах СМИ, теле- и радио- передачах, социальных сетях Интернет с одной стороны, нацелен на внушение максимально широкой аудитории необходимость «политически верных» (с точки зрения действующей политической власти и/или контролирующего данное издание органа) мер и оценок, обусловленных тревогой за положение в мире, политической ситуацией в собственной стране, развитием истории и т.п.. Иначе говоря, целью каждого отдельного представленного в нем текста является не столько объективное и максимально детальное описание и критическая оценка конкретного политического события или наиболее влиятельных политических лидеров, а убеждение, побуждение к действию или бездействию, как правило, далеких от политической власти граждан, рейтинг той или иной партии или ее представителей накануне выборов и т.п. [Громыко 2012].
Понятие «политика», связующее вместе различные по своей специфике и характеру изложения материала отчеты, выступления, очерки, интервью, материалы переговоров, съездов, международных политических конференций и дискуссии социальных сетей Интернет, обусловлено «той стороной существования каждого отдельного человека, которая формирует из него «политическую личность», индивида, осознающего своею ответственность за решения политических органов своей страны и всего мира [Fowler 191: 19].
Интерес политической личности к трансляции всего нового, что происходит в мире, обсуждением в политическом дискурсе, прежде всего, на таких понятий, как «власть», «народ», «ответственность», «взаимодействие», «политические интересы» и «благополучие» обусловлен многоликостью политического дискурса, обусловленной определенными политическими ситуациями, реальными или фальсифицируемыми, фейковыми намерениями авторитетных политических деятелей, принимающих, принимающих то или иное решение от имени миллионов обычных граждан, не имеющих во многих случаях достоверных представлениях о мотивах того или иного политического решения правительства своей страны [Черепанова 2007].
Информация о важнейших событиях в мире в политическом дискурсе не сама по себе, а связывается с необходимостью достижения определенной важной для той или иной политической партии или государства цели, а потому внимание участников этого дискурса нередко переключается на самые разные вопросы, лишь косвенно связанные с темой обсуждения, завлекая читателей, радиослушателей и телезрителей в качественно иное, совершенно неожиданное пространство воображения, оторванное от реальности, обусловленное пропагандой определенных мировоззренческих и политических целей или повышением рейтинга политических деятелей, доверчивой, переставшей критически оценивать достоверность излагаемой информации целевой аудитории политического дискурса, получающей представление о политике опираясь не на собственный опыт, а тиражируемые в СМИ клише [Солодовникова 2013: 13].
Поскольку каждый отдельный взгляд на сложившуюся или гипнотизируемую политическую обстановку в мире нужно рассматривать как обусловленный интенцией данной политической личности речевой акт, обусловленный достижением поставленной ею цели то необходимо обратить внимание на важнейшие его особенности, такие как мотивы, цели, способы выражения мнения, используемые средства убеждения, условия, логику и успешность ее политической полемики того или иного рода.
Понятие «политический дискурс» С. А. Минеева определяет как совокупность речей, текстов, статей, комментариев, посвященных политике, открытых для полемики и полемичных по своей сути, открытых для дальнейшего обсуждения и возникающих как результат постоянной дискуссии [Минеева 1990: 13].
Политический дискурс – это интерактивная деятельность участников общения по самым различным вопросам политики, установление и поддержание контакта с политической прессой, эмоциональный обмен мнениями о прочитанных политических текстах, услышанных политических выступлений, увиденных политических мероприятий, оказание влияния на других лиц, занимающихся или интересующихся политикой, переплетение моментально меняющихся практик политического общения, «в единстве их эксплицитного и имплицитного понятийного содержания» [Клюев 2010: 5].
Информационное поле политического дискурса формируется в значительной мере за счёт критического отношения к политической информации.
Политический дискурс обусловлен пересечением интересом к совершенствованию всех существующих форм, задач и содержания политической жизни внутри данного государства и за его пределами [Шейгал 2000: 46].
Современные политические тексты, тесно связаны со СМИ, стремящимися проинформировать население обо всем важном, что происходит в политической жизни всего мира и каждого отдельного региона, обладающего политическим суверенитетом, завоевавшие внимание каждого отдельного читателя, телезрителя и радиослушателя, участвующего в дискуссии не только со своими единомышленниками, по и приверженцами совершенно других политических убеждений [Купцов 2006: 10].
Опираясь в большинстве случаев на предельный схематизм модели и / или вольное использование ассоциативно-образных средств и собственную интуицию, современные участники политической полемики во многих случаях критически относятся к полученной ими политической информации обо всем, что происходило, происходит и может произойти в мире, влияют не только на оценку политической обстановки в своей собственной стране и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Берков В.П. Двуязычная лексикография. – М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. – 236 с.
2. Бушев А. Б. Клишированность политического медийного дискурса // Текст в системе высшего профессионального образования. – Таганрог: ТГПИ, 2003. – С. 46-48.
3. Гашева О. В. Речевой акт обещания в современном французском и английском языках (семантико-прагматический и грамматический аспекты): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол.. – Екатеринбург, 2007. – 24 с.
4. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Финпресс, 2000. – 256 с.
5. Гофман В. А. Слово оратора: Риторика и политика. – М.: Либроком, 2010. – 232с.
6. Громыко С. А. Русский политический дискурс начала XX века. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 75 с.
7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: ЛКИ, 2012. - 288 с.
8. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. – СПб.: СПбГУ, 2010. – 260 с.
9. Кузьменкова Ю. Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 316 с.
10. Масленникова А. А. Лингвистическая интерпретация скрытых смыслов. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 264с.
11. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. – М.: Знание, 1990. – 63 с.
12. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. – 252 с.
13. Морозова О. Н. Политический рекламный дискурс в интернет-пространстве Великобритании: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филол. н. – СПб., 2012. – 41 с.
14. Пирогова Ю.К. Критерии оценки коммуникативной эффективности рекламы // Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М.: ИД Гребенникова, 2000. – С. 225-249.
15. Солодовникова А. Н. Современная социальная реклама: способы воздействия на адресата: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. – Саратов, 2013. – 22 с.
16. Третьякова Т.П. Английские речевые стереотипы. – СПб., 1995. – 128 с.
17. Черепанова Л. Л. Дискурс региональных СМИ: психолингвистический аспект: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. н.– Пермь, 2007. – 19 с.
18. Чудинов А. П. Политическая лингвистика / А. П. Чудинов. – М.: Флинта, Наука, 2006. – 162с.
19. Шапиева Д. З. Лексико-стилистические средства выражения оценки в политическом дискурсе. – М., 2014. – 18 с.
20. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. – М.-Волгоград: Перемена, 2000. – 174с.
21. Шестерина А. М. Полемический текст в современной прессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филол. н. – Воронеж, 2004. – 39 с.
22. Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. – London and New York: Routledge, 1991. – 254 p.
Список использованных лексикографических источников
23. Акопян А. А., Травкина А. Д., Хватова С. С. Англо-русский словарь. – М.: Проспект, 2016. – 637 с.
24. Hornby E.S. Oxford Dictionary of English. – Oxford, New York etc.: Oxford University Press, 2015.
Список использованного эмпирического материала
25. Biden (1) J. Campaign Event Speech, Philadelphia, November 1, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/joe-biden-campaign-event-speech-transcript-philadelphia-november-1
26. Biden (2) J. Campaign Event Speech, Pittsburgh, PA, November 2, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/joe-biden-campaign-event-speech-transcript-pittsburgh-pa-november-2
27. Biden (3) J. Final Presidential Debate, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-joe-biden-final-presidential-debate-transcript-2020
28. Biden (4) J. Miami Campaign Speech, October 5, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/joe-biden-miami-campaign-speech-transcript-october-5
29. Biden (5) J. Speech on economic recovery plan. November 1, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/joe-biden-speech-on-economic-recovery-plan-transcript-november-1
30. Trump (1) D. Election Night Speech. – https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-2020-election-night-speech-transcript
31. Trump (2) D. Election Speech, Macomb County, MI November 1, November 1, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-rally-speech-transcript-opa-locka-florida-november-1
32. Trump (3) D. Election Speech, Opa Locka Florida, November 1, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-rally-speech-transcript-opa-locka-florida-november-1
33. Trump (4) D. Final Presidential Debate, 2020. – https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-joe-biden-final-presidential-debate-transcript-2020
34. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации. 18. 03. 2014. – http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603