Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Российско-Белорусские отношения являются наиболее обсуждаемой проблемой актуальной политики Российской Федерации. Начало отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь как двух суверенных государств официально стартовали после подписания Беловежских соглашений и образования СНГ.
Актуальность данной темы в настоящее время повышается событиями геополитического плана: Санкции Евросоюза в отношении Белоруссии, которые ЕС вводит ещё со времён президентских выборов 1996 г. Конфликт с Украиной, в котором Белоруссия так и не смогла занять определённую позицию, так как Россия выступает против нового правительства на Украине и де-факто поддерживает непризнанные Республики ДНР и ЛНР, а Белоруссия из-за довольно развитых экономических отношений с Украиной не хочет их портить и занимает позицию нейтралитета. Выборы президента Республики Беларусь в 2020 г., на которых оппозиционно настроенная Светлана Тихановская не признала своё поражение и призвала противостоять «режиму Лукашенко», в результате этого в стране начались масштабные митинги, забастовки и беспорядки, которые спустя месяц стали утихать. Также в Белоруссии стала заметно увеличиваться антироссийская пропаганда на уровне местных СМИ, они распространяют идеи «суверенного» и «независимого» белорусского народа и белорусского языка, идею «временной оккупации» Россией Белоруссии.
В силу того, что российско-белорусский союз является одним из наиболее развитых интеграционных союзов, он, безусловно, выступает в качестве своеобразной пробной модели для объединённых процессов на постсоветском пространстве. В связи с чем, объективное изучение истории российско-белорусских союзных отношений, проблем, возникавших в ходе взаимодействия двух стран, анализ истории двустороннего экономического сотрудничества были более чем необходимы и актуальны.
Степень изученности темы. Современные проблемы взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь нашли отражение в ряде монографических работ, в публикациях отечественных ученых и политиков. Среди работ отечественных исследователей можно выделить статьи А. Воронцова , В. Лапидус , О. Пролесковского , Р. Сагиндикова .
Годин Ю.В . в своей статье характеризует отношения России и Белоруссии как развивающиеся не в рамках декларированного Союзного государства, а как обычные партнёрские двухсторонние отношения.
Тема Российско-Белорусских отношений изучена недостаточно, довольно трудно найти актуальную аналитику на эту тему, так как отношения развиваются непредсказуемым образом
Объектом исследования являются отношения России и Белоруссии на постсоветском пространстве
Предмет исследования – формы и механизмы интеграции России и Белоруссии в единое государство.
Цель исследования – оценить современное состояние отношений России и Белоруссии и определить, каковы перспективы интеграционных процессов этих двух стран между собой.
Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Изучить концепцию Союзного Государства, проанализировать его актуальность;
2) Рассмотреть структуру Союзного Государства, и его институциональную основу
3) Выделить основное содержание этапов создания Союзного Государства, оценить эффективность их реализации
4) Рассмотреть основное содержание военного и экономического сотрудничества России и Белоруссии на современном этапе
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы и теории:
– Исторический подход, который позволяет изучить возникновение, формирование и развитие отношений России и Белоруссии в хронологической последовательности и в контексте политических процессов на постсоветском пространстве.
– Системный и структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть отношения России и Белоруссии как систему взаимных интересов, целей и направлений внешнеполитического взаимодействия.
Для выполнения поставленных цели и задач в исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:
– Традиционный анализ документов, при помощи которого была проанализирована литература, затрагивающая тему российско-белорусских отношений. –
– С помощью нормативного анализа правовых актов изучалась документальная база союза России и Белоруссии
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение
В данной работе мы проведи анализ различных аспектов взаимодействия России и Белоруссии в рамках Союзного государства. При этом установлено, что разработка и реализация программ Союзного государства осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденным в новой редакции постановлением Совета Министров от 13 июня 2018 года № 12.В настоящее время из бюджета Союзного государства финансируется около 40 совместных программ, проектов и мероприятий .
Программы Союзного государства, прежде всего, направляются на решение задач, определенных Договором о создании Союзного государства, это включает решение фундаментальных, научно-исследовательских, социально-экономических проблем, создание инфраструктуры Союзного государства, развитие отдельных отраслей промышленности, представляющих взаимный интерес. Проекты Союзного государства направлены на совместное решение определенных проблем, представляющих интерес для государств-членов в сфере образования и культуры.
Установлено, что на современном этапе большое внимание уделяется военному сотрудничеству в рамках ОДКБ. С кажды м годом возрастают масштабы этого взаимодействия. На 2021 год запланирован целый комплекс совместных учений, объединенных общим замыслом, в рамках оперативно-стратегического учения «Боевое братство – 2021».
В ходе анализа выявлено, что бюджет Союзного государства (постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 14 марта 2019 года № 2) утвержден в размере 7 245,0 млн рублей, в том числе за счет взносов государств-участников в размере 4872 млн рубля. Российские рубли (долевые взносы от Российской Федерации -3 167,0 млн. рублей, Республики Беларусь -1 705,0 млн. рублей.).
При этом предусмотрено финансирование 36 программ, проектов и мероприятий общим объемом 5 млрд 626,5 млн рублей.
40% расходов приходится на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленности, энергетике, строительству, транспорту, связи и информатике.
24% расходов идет на военно-техническое сотрудничество, правоохранительные органы и безопасность Союзного государства.
26% бюджетных средств выделяется на сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды, социальную политику, здравоохранение и спорт, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, образование, культуру, СМИ.
Содержание органов Союзного государства обходится в 10% расходов бюджета.
Таким образом, благодаря достаточному превышению доходов бюджета над расходами можно говорить об эффективном планировании и реализации финансовой политики Союзного государства; благодаря масштабному военному сотрудничеству можно говорить о создании устойчивой системы безопасности двух стран, что способствует дальнейшему укреплению Союза России и Белоруссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрамов, Р. А. Анализ эффективности кластерных проектов Союзного государства / Р. А. Абрамов, М. С. Соколов // Финансовое право и управление. 2017. № 1. С. 18-32.
2. Абрамов, Р. А. Менеджмент системы инновационного стратегического развития в рамках Союзного государства до 2030 года // Вектор экономики. 2017. № 10 (16). С. 15.
3. Абрамов, Р. А. Национальные инновационные системы в рамках стратегического развития Союзного государства до 2030 года // ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕЖСТРАНОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2017. С. 23-31.
4. Абрамов, Р. А. Роль региональных СМИ в формировании государственной идеологии продвижения позитивного имиджа Союзного государства // Социодинамика. 2017. № 2. С. 66-74.
5. Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
6. Антонов, В. А. Опыт инновационного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях становления Союзного государства // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 127.
7. Бодрунов, С.Д. Некоторые аспекты формирования общего рынка России, Белоруссии и Казахстана и процессы новой индустриализации России / С.Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. 2013. № 3 (37). С. 4-8.
8. Бородин П.П. Союзное государство Белоруссии и России // Междунар. жизнь. 2006. № 1—2. С. 38—39
9. Военное сотрудничество в рамках ОДКБ [Электронный ресурс] – URL: https://www.mil.by/ru/military_policy/international/cooperation_odkb/
10. Воронцов, А.В. Союз России и Белоруссии – геополитическая реальность / А.В. Воронцов // Вестник Петровской академии наук и искусств. – 2005. – № 2.
11. Годин Ю.Ф. Россия - Белоруссия: дилемма взаимоотношений. / Ю.Ф. Годин // Мир перемен. 2007. № 2. С. 138-152.
12. Дармограй, А.В. Аспекты взаимоотношений России и Белоруссии на постсоветском периоде / А.В. Дармограй // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 11 (45). - С. 48-50.
13. Дашичев В.И. Россия и Беларусь в новых геополитических реалиях // Власть. 2003. № 11. С. 53
14. Деревянко, С. В. Программирование инновационного развития Союзного государства Беларуси и России на современном этапе // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространств. Материалы научной интернет-конференции. Вологодский научный центр Российской академии наук. 2017. С. 87-97.
15. Жданьков, А. И. Союзное государство: бюджетно-финансовый аспект интеграции // Вестник АКСОР. 2015. № 2 (34). С. 66-73.
16. Ковалёва, Э.В. Российско-белорусские отношения: тенденции развития. Автореферат на соискание учёной степени кандидата политических наук. М. – 2010. – 24 с.
17. Котилко, В. В. Предложения по совершенствованию нормативно-правовых и методических документов оценки эффективности программ Союзного государства // Государственный советник. 2017. № 4 (20). С. 34-44.
18. Лапидус, В.М. Россия и Белоруссия в контексте интеграционного развития / В.М. Лапидус // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - № 6 (281). - С. 034-046.
19. Лапидус, В.М. Союзное государство России и Белоруссии в контексте интеграции / В.М. Лапидус // Научно – аналитический журнал Обозреватель – Observer. – 2013. – № 3 (278). – С. 20 – 26.
20. Лютова, А. Д. Перспективы совместного пути Беларуси и России к инновационной экономике // Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). С. 929-931.
21. Межевич, Н. М. Концепция Союзного государства в общей системе евразийских интеграционных проектов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2015. Т. 6. № 1 (18). С. 62-67.
22. О бюджете союзного государства // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018. № 4. С. 16-20.
23. Ожогина, В. В. Бюджетная политика Союзного государства: направления совершенствования // Белорусско-российские отношения на современном этапе: состояние и перспективы развития. Материалы круглых столов. Председатель редсовета В.Г. Шадурский. 2018. С. 102-106.
24. Петрова, И. В. Бюджет Союзного государства: подводные камни его исполнения // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Под редакцией В.Н. Шимова. Минск, 2017. С. 62-71.
25. Поплыко, В. И. Бюджет Союзного государства как инструмент Российско-белорусской интеграции // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. ИНИОН РАН. 2018. С. 238-242.
26. Пролесковский, О.В. В основе Союзного государства – национальные интересы двух стран / О.В. Пролесковский, Л.Е. Криштапович // Рос. Федерация сегодня. – 2011. – № 18. – С.40 – 44.
27. Российско-белорусское военное сотрудничеств как фактор укрепления ОДКБ [Электронный ресурс] – URL: https://maxpark.com/community/7451/content/7352014.
28. Сагиндиков, Р.Е. Некоторые проблемы обеспечения экономической безопасности таможенного союза России, Беларуси и Казахстана / Р.Е. Сагиндиков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2014. – № 5. – С. 82–90.
29. Сергеев, Н.М. Республика Беларусь: от союзничества к системному сотрудничеству / Н.М. Сергеев // Постсоветский материк. - 2016. - № 3 (11). - С. 18-34.
30. Стрелков, А.А. Киев и Минск между Москвой и Брюсселем: уравнение с четырьмя неизвестными / А.А. Стрелков // Актуальные проблемы Европы. 2011. № 2. С. 39-80.
31. Тагильцева, Ю.Р. "Брат ты мне или не брат?", или информационно-психологическая война в контексте российско-белорусских отношений / Ю.Р. Тагильцева // Политическая лингвистика. - 2014. - № 4 (50). - С. 180-186.
32. Тарарышкин, Ю. В. Бюджеты Союзного государства и евразийского экономического союза как инструменты интеграции // Большая Евразия: вызовы и возможности. Материалы международного круглого стола по инновациям в международных исследованиях. Редколлегия: Е.А. Достанко [и др.]. 2019. С. 46-51.
33. Тарарышкина, Л. И. Роль Союзного государства Беларуси и России в развитии евразийской интеграции // Большая Евразия: вызовы и возможности. Материалы международного круглого стола по инновациям в международных исследованиях. Редколлегия: Е.А. Достанко [и др.]. 2019. С. 52-57.
34. Янчук, В. А. Реинтеграция Республики Беларусь и Российской Федерации в Союзное государство: этапы и противоречия политического и экономического взаимодействия // Право. Экономика. Психология. 2019. № 2 (14). С. 60-68.