Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики. Для государства необходимо планировать доходы, которые поступают в распоряжение органов государственной власти и влияют на расходы этого государства. Государственный бюджет является основным компонентом финансовой системы страны.
Именно с помощью финансовой системы государство создает условия для эффективного развития экономики и решения финансовых проблем государства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня бюджет нашего государства крайне нестабилен. Именно из-за отсутствия стабильности и сбалансированности государственного бюджета в государстве в первую очередь начинает страдать производство и, как следствие, экономическая и социальная сферы.
Особое внимание было уделено научным работам экономического характера, посвященным вопросам бюджетного права и процесса, которые выполняли: А. М. Бирман, Е. В. Бушмин, О. В. Врублевская, Л. А. Дробозина, В. А. Парыгина, А. А. Тедеев, а также результатам фундаментальных и прикладных исследований многих экономистов, философов, социологов.
Целью курсовой работы является изучение таких понятий, как: государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть государственный бюджет и его структуру,
Проанализировать сущность, характер и виды бюджетной политики.
Изучить дефицит бюджета и способы его финансирования.
Выявить проблемы сбалансированности государственного бюджета и механизм регулирования государственного бюджета.
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предметом исследования является сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи курсовой работы. Основная часть посвящена изучению данной проблемы. В заключение сформулированы основные выводы курсовой работы.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Государственный бюджет и его структура
Государственный бюджет — это форма формирования и расходования фонда средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 по 31 декабря. Роль государственного бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в разные периоды истории. В то же время четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, активно не вмешивалось в экономическую деятельность. Примечательно, что в ведущих странах от 9% до 18% национального дохода перераспределялось через государственный бюджет.
Во второй половине 20-го века бюджет стал мощным регулятором макроэкономики. От 1/3 до 1/2 ВНП в настоящее время перераспределяется через бюджет западных государств. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников [15, С. 20-23].
Изменяя уровень расходов и налогообложения, правительства могут регулировать объем совокупного спроса (объем потребительских и складских расходов). В этой связи существует различие между экспансионистской (экспансионистской) и сдерживающей (ограничительной) бюджетной политикой. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что облегчает преодоление экономических кризисов и ускорение экономического роста. Второе означает снижение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, сформулировать его основные свойства и функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально - экономического развития общества.
Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы, является одним из важнейших инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс формирования и использования централизованного фонда государственных средств. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением (с другой стороны, в отношении распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода, а также формирования централизованного национального фонда денежных средств.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.
Экономические, правовые и политические аспекты тесно переплетаются в бюджетном процессе Российской Федерации. Бюджетный процесс также является неотъемлемой частью бюджетной политики Российской Федерации, эффективность которой определяется степенью правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Законодательное определение понятия бюджетного процесса нуждается в уточнении и совершенствовании. Автором разработана новая концепция бюджетного процесса: бюджетный процесс-это деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления и других участников процесса составления проектов бюджетов, их рассмотрения и утверждения, исполнения бюджетов и осуществления бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетных отчетов, а также осуществления бюджетного контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Бюджетный процесс характеризуется характеристиками, присущими правовому процессу, а именно: поэтапный характер правового процесса, обязательное наличие субъекта государственной власти, динамический характер процесса, правовая и правовая природа процесса, последовательность, правовое регулирование, целенаправленность правового процесса и ряд других. Особенности этапа бюджетного процесса включают в себя одну задачу для каждого этапа, определенное количество субъектов, ограниченное время этапа и эффективность. Исходя из этого, можно предложить следующее определение стадии бюджетного процесса в Российской Федерации: стадия бюджетного процесса-это самостоятельный и завершенный этап деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, других участников бюджетного процесса, связанный с формированием, распределением и использованием бюджета, как финансово-правового акта, так и финансово-планового акта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 691 - 695.
2. Воронько, М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 7-9.
3. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с.
4. Ильясов, М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации / М. М. Ильясов. // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 250-253.
5. Кириченко, М. В. К вопросу о сущности бюджетного процесса / М. В. Кириченко, С. А. Коробко. // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2017 г.). — Т. 1. — Москва: РИОР, 2017. — С. 143-147.
6. Ковтуненко, Е. Ю. Особенности ведения сводного реестра участников бюджетного процесса Федеральным казначейством РФ и его территориальными управлениями / Е. Ю. Ковтуненко. // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 110-112.
7. Комягин Д.Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. - 2016. - № 7. - С. 15 – 19
8. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2017. - 496 с.
9. Куркина Е. А. Бюджетное законодательство Российской Федерации, оценка его качества / Куркина Е. А.// Журнал российского права. — 2015. — № 2 — С. 37–48.
10. Лагутин В. На службе госзаказа. Система «Электронный бюджет» призвана обеспечить взаимосвязь закупок и бюджетного процесса // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2017. - № 5. - С. 20 - 21.
11. Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17 - 21.
12. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2016. - № 8. - С. 15 - 18.
13. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
14. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
15. Маркина, Н. А. Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета / Н. А. Маркина. // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 20-23.
16. Милова Л.Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4. - С. 72 - 79.
17. Милова Л.Н. Роль Федерального казначейства в управлении ликвидностью единого казначейского счета // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 152 - 155.
18. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2015. - 272 с.
19. Нешитой, А. С. Бюджетная система РФ: Учебник для бакалавров/А. С. Нешитой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. — 312 с.
20. Подхватилина, М. Д. Сравнение практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации / М. Д. Подхватилина, В. А. Мирук. // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 87-89.
21. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 3. - С. 15 - 20.
22. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2017. - № 2. - С. 91 - 95.
23. Строкова, А. А. Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ / А. А. Строкова. // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 28-31.
24. Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2016. - № 1. - С. 71 - 78.
25. Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации. Вестник Томского государственного университета. 2016.- № 383. -С.170–175.
26. Финансовое право / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юрайт, 2015. - 390 с.
27. Царегородцева, Г. Ю. Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ / Г. Ю. Царегородцева. // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53.
28. Цирихова А.Х. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - С. 80-84.