Фрагмент для ознакомления
2
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) является сложным и многогранным процессом. Его успешность зависит от многих факторов: финансовых, материально-технических и, в первую очередь, технологических.
В настоящее время именно ФГОС является основой для разработки образовательных программ дошкольного, начального, среднего (полного) общего образования. Именно на этой базе сегодня разрабатываются программы всех учебных предметов, учебная литература, контрольно-измерительных материалы. Фактически стандарт применяется для непосредственной организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности[5].
Стандарт обобщил опыт, который уже сформировался в принципиально новых условиях цифрового общества, когда образовательный процесс приобрел новые средства и методы, которые только оптимизировали его возможности, сформированные на основе предыдущего масштабного педагогического опыта [1, c. 12].
В основе анализа и разработки стандарта находится педагогический процесс как главный элемент взаимодействия учащегося и педагога, при этом арсенал средств, которые может применить современная педагогическая наука является чрезвычайно широким. Взаимодействие стало эффективным не только в классе, в ходе занятий, но и во внеурочной деятельности, а также в набирающей популярность дистанционной системе. Все эти направления развития педагогического процесса сегодня получили самое разнообразное воплощение [2, c. 29].
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
воспринимать сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (н-р, при обращении к иллюстрациям);
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная песня, басня, рассказ, повесть);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (стихотворение, песня, басня, рассказ, повесть);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно производить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
создавать сочинения-миниатюры.
В качестве метода обучения был использован образный метод. Этот метод представляет собой знакомство с литературой через образы, то есть через ассоциативную связь учащегося с каждым элементом литературы.
При построении урока использовались метод проблемного обучения и метод критического мышления.
Проблемное обучение представляет собой такой тип обучения, при котором происходит активная и самостоятельная поисковая деятельность учащихся, результат которой – творческое овладение знаниями, умениями и навыками.
И.Я. Лернер выделяет три вида проблемного обучения:
- проблемное изложение – создание проблемной ситуации, которая раскрывает логику решения и само решение;
- частично-поисковый метод – создание проблемной ситуации, которую ученик решает с помощью учителя;
- исследовательский метод – формулировка учителем проблемы и проблемных задач и самостоятельное решение их учащимися в процессе творческого поиска [3, с.42].
Основные понятия проблемного обучения:
- задача – требует выполнения определенного порядка действий;
- вопрос – совершается одно действие;
- проблема – своего рода учебно-познавательная задача, однако она может не иметь решения;
- проблемная задача – большая учебно-познавательная задача, которая требует провести специальный поиск для ее решения [4, с.41].
Цель проблемного обучения – повышение уровня мыслительной деятельности учащихся и обучение системе умственных действий для решения любых задач.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение системы знаний умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта, самостоятельности и творческих способностей;
- формирование мышления;
- формирование всесторонне развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- применение навыков творческого усвоения знаний;
- воспитание навыков творческого применения знаний;
- формирование опыта творческой и познавательной деятельности;
- формирование мотивации к обучению.
Главной функцией проблемного обучения является знакомство учеников с методами научного познания, творческим приобретением и применением знаний. Таким образом, овладение опытом творческой деятельности не является целью проблемного обучения, но является средством воспитания всесторонне развитой личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. М.И. Махмутова. – Казань: Издательство КГу, 1970;
2. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 378с.;
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 80с.;
4. Пойя Г., Математика и правдоподобные рассуждения / Г. Пойя. – М.: Наука, 1975;
5. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Ваестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - с.30-37