Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мифов представляет культурологический, исторический, литературоведческий и этнографический интерес. Образы, сюжеты мифов широко используются в искусстве, художественных произведениях, поэтому их всестороннее изучение позволит обогатить знание, к которому обращаются авторы в процессе творчества. Представления, запечатленные в мифах, помогают понять особенности мышления людей древних цивилизаций, мотивы, ими движущие, что важно для осознания их роли в истории древнего мира.
Искусство различных периодов обращалось к древним мифам. Так античные мифы оказались обширным источником для европейского творчества нескольких веков. Величайшие художники, такие как Антонио дель Паллайо, Ботичелли, Тициан, Рубенс, Жан Огюст Доминик Энгр и многие другие, использовали мифологические сюжеты в живописных произведениях. Обращались к мифологическим сюжетам и русские художники и поэты.
Обращение к мифам, их образам и символам, продолжается в современном мире в разных областях знаний. Так для медицины мифы стали источником формирования медицинской терминологии. Астрономические объекты носят названия богов и мифологических героев.
Систематизацией и изучением мифов занимались авторы со времен античности. Мифы дошли до нас в произведениях Гомера, Софокла, Еврипида, Овидия, Вергилия и др. Такие исследователи как Ф. Шеллинг, В. Мюллер, К. Леви-Строс, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, А. А. Потебня, А. Н Афанасьев, В. Н. Топоров, А. Ф. Лосев и другие собирали, записывали, систематизировали и анализировали мифологические сюжеты и образы. Отдельно следует упомянуть работы Н.А. Куна, в изложении которого дошли «Легенды и мифы Древней Греции», многократно переиздававшиеся.
В работе использовались методы анализа и синтеза информации, представленной в монографиях, статьях и электронных источниках; методы сравнения и обобщения результатов исследования.
Цель работы – исследовать образ мира, формируемый в мифах древних цивилизаций.
В соответствие с целью работы определены следующие задачи:
1) Рассмотреть миф в качестве основы познания мира древним человеком;
2) Описать модель «образа мира» в мифологии;
3) Изучить особенности образа мира в индийской мифологии;
4) Проанализировать характеристики образа мира в китайской мифологии;
5) Выявить особенности образа мира в мифах греков и римлян.
Структура работы:
• введение,
• основная часть из 2-х глав, состоящих из трех параграфов и вывода;
• заключение,
• список источников.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИФА И СПОСОБЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
Параграф 1.1 Миф как основа познания мира древнего человека
«Миф, имея рациональную и иррациональную стороны, обеспечивает наибольшую полноту освоения мира.» [6, 91]
Издревле люди пытались осмыслить мир вокруг себя для того, чтобы понять свое место в нем. Наблюдения, пережитый опыт складывались в сложную систему образов – мировоззрение, которое в дальнейшем оказывало существенное влияние на жизнь человека и общества. Мировоззрение выступало «необходимым условием существования человека в окружающем мире: вносит ясность в человеческие знания о мире, определяет отношение к этому миру, выступает средством ориентации в мире и т.д. Мировоззрение человека не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техники, влияния культурной и иной среды.» [6, 91]
Можно говорить о том, что мировоззрение – это образная «карта мира», которую человек формировал для себя и в дальнейшем жил по ней, руководствуясь сложившимися представлениями как ориентирами.
Картина мира не была статичной. Она видоизменялась со временем жизни человечества. Картина мира – неосознанно коллективное творчество. Ее существование и развитие является результатом негласной «договоренности» принимать на веру изустно передаваемые сюжеты и образы.
«Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности» [7]
Исследователи разделяли разные точки зрения на сущность мифа. Так согласно Эвгемеру (IV-IIIвв. до н.э.) миф формируется на основе жизни реальных исторических персонажей, изустные предания о которых передавались веками. А Конфуций, живший в Китае, пропагандировал политику «встраивания» мифа в историческое знание – персонажи бытовавших в то время мифов было «предписано» рассматривать в качестве исторических личностей.
Б.Малиновский (1884-1942гг.) рассматривал миф как «матрицу социального порядка и свод примеров нравственного поведения». И предостерегал от восприятия мифа в качестве прообраза научной картины миры, в которой «схематично» и примитивно представлены основные природные явления. [9]
Клод Леви-Стросс (1908-2009гг.) внес большой вклад в изучении мифа самого по себе. Важным в учении Леви-Стросса была предпосылка, согласно которой явление может быть познано только через узнавание его положения и роли в едином целом. Миф – это отражение общих универсальных принципов через различные сюжеты и представление персонажей.
З.Фрейд (1856-1939гг.) и К.Юнг (1875-1961гг.) рассматривали миф в качестве отражения коллективного бессознательного [17].
Арсений Гулыга (1921-1996гг.), философ и историк, в отношении мифа отмечал, что «разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа. Когда на смену высокому мифу приходит низкий — беда: цивилизация идет вперед, но культура распадается.»[4]
Первым способом передачи мифов была устная традиция. С появлением письменности в VI в. до н. э. мифология появилась в произведениях авторов таких, как Гомер, Софокл, Эсхил, Еврипид, Овидий, Вергилий и др.
Мифология как наука изучалась со времен античности. В разное время такие исследователи как Эвгемер, Ф. Шеллинг, Д. Вико, В. Мюллер, А. А. Потебня, А. Н Афанасьев, К. Леви-Строс, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, В. Н. Топоров, А. Ф. Лосев, Е. М. Мелитинский, М.Элиаде собирали, записывали, систематизировали и анализировали мифологические сюжеты и образы. Историки Ю. В. Андреев, А. Ф. Лосев, Н. К. Бонецкая О. А. Бэла собирали информацию, относящуюся к мифам, из разных источников и на основе этого составляли пересказы мифов.
Одним из самых значимых исследователей стал Н.А. Кун (1877-1940гг.) – историк, писатель, исследователь и педагог. Как педагогу, ему важно было не только собрать материал, но и изложить мифологические сюжеты в доступной легко читаемой форме. Он подготовил обширный материал для популярного сборника мифов «Легенды и мифы Древней Греции» (первым названием книги было «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях»), которая была издана в 1922 году, 1937 и 1940 году и множество раз переиздавалась.
Кун был первым, кто перевел древнегреческие мифы на русский язык. До него был осуществлен перевод только на французский язык философом и языковедом XIX века Шарлем Валантеном Альканом. Большая часть этой работы была утеряна.
В качестве письменных источников, изданных в виде книг и монографий, по которым современные исследователи знакомятся с мифами, можно отметить Миф о Гильгамеше (Шумерская цивилизация), «Веды» (ведийская мифология, ставшая основой для индийской мифологии).
Таким образом, существуют разные точки зрения на сущность мифа и подходы к его изучению. Наибольший интерес в данном исследовании предоставляют тексты и сюжеты мифов, а также культурологический, философский, религоведческий и художественный подходы к их изучению.
Параграф 1.2 Модель структуры мира в мифологии
Несмотря на большое разнообразие сюжетных линий, характеристик и характеров богов и героев мифов, существует общее представление структуры мира в мифах разных народов. Согласно ему мир имеет трехчастную структуру: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир (Рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Ван Шижэнь. Исследование структуры минтана / Ван Шижэнь. Сборник статей по истории архитектуры. – Пекин, 2001. – 516 c.
2. Гомер. Илиада / Гомер; пер. с греч. Н. Гнедича. – М. : Правда, 1985 – 432 с.
3. Гулыга, А. Миф как философская проблема / А. Гулыга ¬– Античная культура и современная наука. — М., 1985. — 290с.
4. Евсюков, В.В. Мифы Вселенной /В.В. Евсюков – Новосибирск: Наука, 1988. Режим доступа: http://ritz-btr.narod.ru/evsukov.html (Дата обращения: 19.05.2021)
5. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.
6. Итигулова, Ж. Мифология как способ освоения мира / Ж Итигулова, Д. Кочкорова. // Вестник Ошского государственного университета. 2018. - №4. С. 91-94
7. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу // Ф.Х.Кессиди – Москва 1972.- С.41
8. Кун, Н. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима// Н.А. Кун. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2016. 384 с.
9. Малиновский, Б. Магия, наука и религия//Б. Малиновский. — М., 1998., с.281
10. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — Т. 1.
11. Морозов, И.В. Основы культурологии: Архетипы культуры / И.В. Морозов. – Минск : Тетра Системс, 2001. – 608 с.
12. Ригведа. Избранные гимны. Антология. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1972. – 418 с.
13. Страбон. География в 17 книгах / Страбон; пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1964. – 941 с.
14. 20 Стратанович, Г. Г. Народные верования населения Индокитая // Г.Г. Стратанович. — М., 1978. — С. 122—123.
15. Элиаде, М. Священное и мирское:[пер. с франц.] / М. Элиаде. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с
16. Шевченко, М.Ю. Структура храма минтан в архитектуре Китая. [Электронный ресурс] / М.Ю. Шевченко // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – №1(46). – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/01_shevchenko/index.php 2 (Дата обращения: 18.05.2021)
17. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов/К.Г.Юнг. – Пер. с англ.-К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.- 384 с.