Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Сущность и модели экономического роста 5
1.1. Понятие и факторы экономического роста 5
1.2. Понятие и сущность российской системы образования 8
1.3. Модели экономического роста 11
2. Влияние уровня образования в РФ на социально-экономическое развитие 17
2.1. Анализ уровня российского образования 17
2.2. Анализ социально-экономического развития РФ 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 33
Фрагмент для ознакомления
2
Запуск процесса цифровизации экономики в ускоренном темпе, в том числе в образовании, предусматривал Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. Целью проводимых реформ в сфере образования была обозначена подготовка высококлассных специалистов для современной экономики. Создание условий для развития цифровой экономики: цифровые данные, от уровня развития, формирования и обработки которых на сегодняшний день зависят конкурентоспособность страны, качество жизни населения, уровень экономического роста, национальная независимость и безопасность, выступают ключевым фактором производства для всех сфер экономической и социальной деятельности, в соответствии с распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1632-р является главнейшей мерой политики государства.
В 2020 г. многие организации образования вынуждены были перейти полностью или частично на дистанционную форму обучения. По состоянию на начало 2020/2021учебного года на «удаленку» было переведено 15,6% обучающихся по общеобразовательным программам общего образования, 43,5% - по программам среднего профессионального образования и 47,4% - по программам высшего образования (бакалариат, специалитет, магистратура) (рисунок 3) .
Рисунок 3 – Удельный вес обучающихся по образовательным программа с применением дистанционных образовательных технологий, %
Для обеспечения санитарных норм и дистанцирования обучающихся некоторые общеобразовательные организации, работающие в офлайн режиме, перешли на обучение в две или три смены, в результате которого увеличилась по сравнению с началом 2019/2020 учебного года на 18,8%, причем в 5-9 классах увеличение составило 35,7% (рисунок 4).
Рисунок 4 – Доля обучающихся по программам общего образования по сменам на начало 2020/2021 учебного года, %
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство смогло обеспечить увеличение числа бюджетных мест в образовательных организациях.
В организации среднего профессионального образования в 2020 году на бюджетные места было принято студентов на 2,0% больше, чем в 2019 году (рисунок 5).
Рисунок 5 – Прием студентов в организации среднего профессионального образования, тыс. человек
Несмотря на высокие темпы инфляции в России, расходы на образование довольно низки по отношению к ВВП. При сильном росте ВВП рост расходов на образование незначителен, что показывает, второстепенность цели повышения уровня государственного образования, которое отражается на качестве образования, которое получают граждане страны (рисунок 6).
Рисунок 6 – Расходы на образование в % к ВВП
Как видно из рисунка 4, по доле расходов на образование в процентах к ВВП Россия находится на одном уровне с промышленно развитыми странами. При этом необходимо учитывать большую численность населения России и низкую величину самого ВВП.
В современном мире люди должны иметь мотивацию к постоянному развитию своих знаний и навыков и при этом беспрепятственно проходить непрерывный процесс обучения. Государство должно предоставить своим гражданам все ресурсы и условия, необходимые для роста человеческого капитала.
Например, большинство инноваций создается в университетах, но никогда не внедряется в промышленности. Основными препятствиями для реализации инновационной деятельности являются недостаточность материально-технического оснащения и отсутствие организационной и материальной поддержки новаторов .
Увеличение доли расходов на образование и улучшение условий труда квалифицированных рабочих поможет предотвратить утечку умов и улучшить общий уровень образования россиян.
Россия находится на одном уровне с промышленно развитыми странами мира по доле государственных расходов на образование в процентах к ВВП. Но количество людей в России больше, чем в других странах. По этой причине качество образования между Россией и Европой имеет значительную разницу.
За счет увеличения доли государственных расходов на образование и улучшения условий непрерывной работы уровень образования граждан повысится и будет способствовать росту экономики страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 20. – Ст. 2817.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 32. – Ст. 5138.
4. Абрамова А.И. Стратегия развития системы образования в России // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 14 (48). – С. 24-26.
5. Аверкина С.Г., Щукина Н.А. Факторы экономического роста России // Проблемы современной науки и образования. – 2020. – № 4-2 (149). – С. 9-11.
6. Акимова А.Н., Завальский Д.В., Лубин А.В., Межин И.А., Новицкая Т.В. Текущее состояние и перспективы развития государственного управления системой образования в России // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 7. – С. 182-186.
7. Бацко У.А., Варшавский В.Р. Теоретические подходы к моделированию экономического роста // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 38-42.
8. Гичиев Н.С. Неоклассическая теория роста: модель Солоу-Свона, оптимальная модель роста, модель перекрывающихся поколений // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Донецк, 2020. – С. 27-34.
9. Евдокимова Т.Р. Экономический рост в России: факторы ускорения и торможения // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 2 (152). – С. 14-21.
10. Казанцева К.К., Казанцева А.К. Динамика экономического роста России, его перспективы // Актуальные вопросы современной науки: сборник трудов по материалам III Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. – Уфа, 2020. – С. 45-51.
11. Камнева В.В., Крылова Е.В. Образование как фактор экономического роста // Первая ступень в науке: сборник трудов по результатам работы VIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 309-312.
12. Мардонов Р. Роль образования в ускорении социально-экономического роста страны // Экономика и социум. – 2020. – № 11 (78). – С. 874-882.
13. Порфирьев Б.Н. Перспективы экономического роста России // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – Т. 221. – № 1. – С. 83-91.
14. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. – 712 с.
15. Чжан В., Елбаев Ю.А. К проблеме определения различий между понятиями «экономический рост» и экономическое развитие» // Московский экономический журнал. – 2020. – № 4. – С. 394-397.
16. Якубович В.И. Качество образования как инструмент экономического роста // Стратегические приоритеты обеспечения качества жизни населения в контексте устойчивого социально-экономического развития региона: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 398-402.
17. Образование (по данным Минпросвещения России,
Минобрнауки России; на начало учебного года) [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13398 (дата обращения: 28.05.2021).
18. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 28.05.2021).
19. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 28.05.2021).