Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В начале прошлого века искусство хореографии на Западе переживало кризис. Классический балет как жанр практически перестал существовать.
В России, к примеру, настоящим реформатором балетного искусства является Михаил Фокин, который восстал против традиционного построения балетного спектакля. Михаил Фокин является выдающимся русским балетмейстером, который создал так называемый «новый балет» - в нем создавалось новое поведение человека в пантомиме и танце. Причем они не противопоставлялись друг другу, как это демонстрировал М. Петипа. М. Фокин убирал из балета условную пантомиму, которая, по его мнению, была неэстетичной («язык глухонемых» - словами балетмейстера). Пантомима у М. Фокина была жестовым искусством, но это были «жизненные жесты, которыми мы сопровождаем свою речь» [14, С. 243].
На смену балету приходят всевозможные ритмопластические танцы. Они называются тогда по разному: «современный танец», «выразительный танец», «свободный», «художественный» и др. Создатели данных танцев отрицали танец в классическом исполнении. Тогда же появляются представители нового направления в танце: Айседора Дункан, Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак-Далькроз [5, С. 166].
Целью данной работы является рассмотрение зарубежных хореографов 20-21 века. Задачи:
- описать ритм и пластику в начале XX века, работы Франсуа Дельсарта, Эмиля Жака-Далькроза, Мари Вигман;
- изучить творчество Хани Хольм, Соко Миа и Марии Димовой как продолжателей концепции хореографии Мари Вигман;
- проанализировать творчество Мерса Каннингема; Мориса Бежара;
- рассмотреть современное творчество Мэтью Юорна, Анны Терезы де Кеермакер, Фииппа Декуфле.
Объект исследования – зарубежная хореография. Предмет исследования - зарубежная хореография XX и XXI вв.
Глава 1 Зарубежные хореографы XX века
1.1 Ритм и пластика в начале XX века. Франсуа Дельсарт (1811-1871). Эмиль Жака-Далькроз. Мари Вигман
Франсуа Дельсарт (1811-1871) изучал свободную пластику детей, взрослых и душевнобольных. Дельсарт привел в определенную систему движения, жесты, позы, интегрировав и по своему смыслу, эмоциям, ритму, что и сейчас применяется в современной художественной гимнастике. Но у Дельсарта пока не было определенный структуры преподавания, и его концепции не были сформированы в конкретной школе.
Практически то же мы наблюдаем у Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950) [6]. Он сформулировал свою структуру ритмической гимнастики. Жак-Далькроз говорил, обучение ритмике – это только подготовка к будущим обучениям. Идеи Жак-Далькроза нашли свое применение в художественной гимнастике сегодня, в модерне.
Заключение
Зарубежные хореографы прошлого и современного века отражают своим творчеством процессы, происходящие в мире. Так, в начале прошлого века хореографы стали уходить от традиционных постановок. Стал развиваться свободный танец. Создается новая структура ритмической гимнастики.
Дельсарт привел в определенную систему движения, жесты, позы, интегрировав и по своему смыслу, эмоциям, ритму, что и сейчас применяется в современной художественной гимнастике. Но у Дельсарта пока не было определенный структуры преподавания
Рудольф фон Лабан подчеркивал геометричность танца. Его методика преподавания находится в основе многих школ танца.
Курт Йосс придавал танцу строгий образный рисунок, яркие внешние характеристики. В его постановках преобладали темы безысходности, смерти.
Творчество Марии Вигман определялось многими идеями культуры ХХ века и было связано с общими направлениями в немецком и, в целом, в европейском искусстве. Художественный феномен Вигман сложился в философской атмосфере начала ХХ века. Ее привлекали произведения Ф. Ницше, в своих сочинениях раскрывающего новые понятия о борьбе за свободу индивидуума, которые во многом сформировали мировоззрение человека европейской цивилизации рубежа ХIХ-ХХ веков.
Каннингем вводит новые средства выразительности, расширяя тем самым возможности художника и позволяя зрителю испытать новые переживания. Отказываясь от всех внешних по отношению к движению моментов, танцовщик усиливает экспрессивность движения как такового, делает кинестетическое переживание самоценным.
Морис Бежар стремился наделить искусство понятностью и демократическими основами, одновременно с идеями модернизма. Часто у Бежара встречаются «эзотерические» балеты, которые включают в себя детали и скрытые смысла. Проблема некоторых его ранних балетов подобна темам экзистенциализма. Постановки хореографа проникнуты эротизмом, символикой Фрейда.
Современные хореографы соединяют «несоединимое». К примеру, премьера «Лебединого озера» Мэтью Борна состоялась в ноябре 1995 года. Тогда эту постановку называли бунтарской и вызывающей. Привычные женские партии здесь исполняют исключительно мужчины, а хореография - настоящее смешение стилей.
Современные постановки – это смесь балета, театра, кино, «взрыв» эмоций и чувств у зрителей. К тому же, меняются и традиционные художественные практики и каналы распространения произведений искусства.
Искусство теперь сливается с наукой, технологией. Меняется вопрос начала искусства и его предмета и функций в обществе. Количество в искусстве трансформируется в качество: растущее число участников трансформировало центр самого искусства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Беляева Е. Г., Танцы бесплотные и монументальные // Музыкальная жизнь. — 2019. — № 9. — С. 42-43
2) Гердт О. В., Contemporary dance: история трех смертей // Театр. — 2015. — № 20, Ч. 1. — С. 12-37
3) Гончарова О., Разные. На спектаклях Международного Чеховского фестиваля // Балет. — 2009. — N 6. — С. 4-6 :
4) Игнатов В., Фантазия и юмор в смешении жанров // Балет. — 2018. — № 3. — С. 36-38
5) Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера / Сост. Эв. Фробуезе. М.: Парсифаль, 1996.
6) Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2008.
7) Конаев С. А., Запись тела и тело записи // Театр. — 2015. — № 20, Ч. 1. — С. 88-99
8) Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. М.: Эксмо, 2002. С. 227
9) Львов-Анохин Б.А. «Балет ХХ века» // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Вып. 3. Л.: Музыка, 1979.
10) Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие. – Москва: ГИТИС, 2011. – 472 с
11) Николаева В. Н., Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2016. — Т. 13, № 4 (июль-август). — С. 399-409
12) Падян Ю., Идентификация Мэтью Борна как отличительная черта творчества хореографа // Балет. — 2020. — № 4. — С. 37-39.
13) Фирер А. А., Иллюзионизм лаконичных па // Музыкальная жизнь. — 2017. — № 10. — С. 10-11
14) Фокин М. М. Против течения. – Л., М., 1962.
15) Хлопова В., Декуфле и его иллюзии // Театр. — 2016. — № 27/28. — С. 78-85
16) Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.